АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ» - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ»

Гиль А.С. 1
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Причины принятия данной целевой программы: при разработке национального проекта "Культура" особое внимание было обращено на необходимость укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Эта задача решается путем проведения мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, литературы, как основы национальной идентичности, на поддержку народного творчества, а также раскрывается в комплексе мер по созданию широкого доступа к культурным ценностям, что способствует повышению качества жизни каждого человека.

В основе задачи лежат следующие понятия: «культурные ценности» - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. «Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание)» - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества. Национальный проект «Культура» оказывает влияние на достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов».

Цели национального проекта будут достигнуты за счет модернизации культурной среды путем создания и реновации объектов культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий. Для достижения целей сформировано три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».

Орган государственной власти - разработчик программы: куратор национального проекта Голикова Т.А. - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, руководитель национального проекта Любимова О.Б. - министр культуры Российской Федерации, администратор национального проекта Преподобная Н.А. - статс-секретарь-заместитель Министра.

Цели и задачи программы: в центре проекта - расширение доступности культурных благ и возможностей участия в создании культурных ценностей для жителей не только крупных городов, но и отдаленных населенных пунктов.

Федеральный проект "Культурная среда" направлен на повышение качества жизни граждан путем модернизации инфраструктуры культуры и реновации учреждений от национальных, имеющих мировое значение - до сельских организаций культуры.

Федеральный проект «Творческие люди» направлен на поддержку творческих инициатив, способствующих самореализации населения, в первую очередь талантливых детей и молодежи. Задачей проекта также является выравнивание условий доступности для жителей всех регионов страны к лучшим образцам музыкального, театрального, хореографического и изобразительного искусства, народного творчества.

Федеральный проект «Цифровая культура» обеспечит широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны.

Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы.

Цели и целевые показатели:

- Увеличение на 15% посещаемости организаций культуры. К 2024 году этот показатель должен вырасти с 877,9 миллиона человек в 2017 году до 1 миллиарда 9 миллионов 300 тысяч человек. 

- Увеличение в пять раз числа обращений к цифровым ресурсам культуры. К ним относятся виртуальные концертные залы, модельные библиотеки с доступом к цифровым ресурсам, онлайн-трансляции, гиды с дополненной реальностью. 

- Обеспечение доступности к современным услугам культуры не менее чем для 1,5 млн сельских жителей. Для этого планируется приобрести 600 передвижных многофункциональных культурных центров. 

- Популяризация народного творчества и фольклора, художественных народных промыслов и ремёсел. Это должно повысить рост участников самодеятельных коллективов (до 6,5 млн человек). 

- Сохранение и предоставление доступа к уникальному культурному наследию страны. Оцифровка 48 тысяч книжных памятников пополнит фонд оцифрованных изданий Национальной электронной библиотеки.

Период действия программы.

Сроки реализации проекта 01.01.2019 - 31.12.2024г.

Перечень и описание мероприятий программы.

Проект предусматривает реконструкцию и капитальный ремонт 989 детских школ искусств и переоснащение не менее 1070 муниципальных библиотек по модельному стандарту, а также реконструкцию 73 детских театров и ТЮЗов.

Национальный проект поддерживает тех, кто хочет реализовать творческие инициативы. Создано добровольческое движение «Волонтеры культуры». К нему уже присоединилось больше 250 тысяч человек.

Поддержку получат 600 творческих проектов НКО. Пройдут фестивали любительских творческих коллективов, победители которых получат гранты от государства, и фестивали детского творчества всех жанров, будут организованы 150 культурно-образовательных программ для школьников, 48 музейных выставок, военно-исторические лагеря.

Ежегодно будет создаваться по 30 памятных мест, связанных с военной историей России.

В домах культуры, библиотеках и музеях будет создано 500 виртуальных концертных залов, оснащенных мультимедийным оборудованием и быстрым интернетом. Формат таких залов позволит в онлайн-режиме обеспечить жителям посещение федеральных и региональных культурных мероприятий.

Национальные и региональные музеи получат возможность оснастить цифровыми гидами 450 экспозиций. За время реализации нацпроекта пройдут 600 онлайн-трансляций знаковых концертов и театральных постановок, экскурсий по крупнейшим выставкам, что создаст условия доступа к услугам культуры для 30 млн человек. 

В свою очередь, оцифровка по нацпроекту 48 тыс. книжных памятников будет способствовать сохранению и доступности уникального литературного наследия страны.

К концу 2024 года всего в России будет более 1400 обновленных ДК. Современные ДК — это настоящие культурные центры, которые объединяют в одном месте детские кружки и секции, творческие объединения, зрительный зал, кинозал, библиотеку. Модернизированные учреждения способствуют росту числа кружков и творческих объединений, преобразований творческой сферы районов и регионов, увеличению числа мероприятий и посетителей ДК. Гости участвуют в культурных программах, получают возможность стать причастными к организации культурной жизни своего региона.

Центр культурного развития - это многофункциональное культурное пространство с концертным залом и кинозалами для детей и взрослых, а также сервисные зоны (кафе, сувенирные киоски). В итоге реализации проекта доступ к современным услугам ЦКР получат около 4,2 млн. человек.

К концу 2024 года драйверами федерального проекта «Культурная среда» станут 37 Центров культурного развития в городах до 300 тыс. жителей. 7 из них уже открыты, еще 30 откроются до конца года.

К концу 2024 года число обновленных региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол вырастет до более чем 70. 

Реконструированные театры станут современными объектами, оснащенными мультимедийными технологиями, новейшими инженерными и коммуникационными системами. Таким образом, реконструкция будет способствовать увеличению качества и объемов спектаклей. В Российской Федерации всего насчитывается 150 театров юного зрителя и театров кукол. Благодаря реализации мероприятия реконструкция и (или) капитальный ремонт будут осуществлены в 31% из них.

Сейчас работают 1080 модельных библиотек. К концу года их количество составит 1229.  

Созданные модельные библиотеки станут культурно-интеллектуальными центрами для жителей своего населенного пункта благодаря обновленным книжным фондам, современному оборудованию, доступу к сети «Интернет» и НЭБ, удобному пространству для чтения, самообразования, групповых занятий и встреч. В модельных библиотеках создается доступная среда для людей с ОВЗ. Таким образом, развитие сети модельных библиотек приведет к росту интеллектуального и культурного развития населения как в городских, так и в сельских поселениях. Проект направлен на аудиторию всех возрастов и профессий. При создании модельных библиотек учитывается контекст ее расположения и пожелания живущих в населенном пункте граждан. Исходя из нужд аудитории формируется новый фонд библиотеки и программа мероприятий, закупается оборудование, модернизируется пространство, устанавливается график работы библиотеки.

Капитально отремонтировано 769 детских школ искусств, ещё 1609 образовательных учреждений получили новые инструменты и оборудование. 

С 2019 года оснащены более 1830 ДШИ и 125 училищ страны в 87 субъектах России. Только в 2024 году капремонт и реконструкция зданий благодаря нацпроекту «Культура» охватят 89 учреждений. Оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами придет в более чем в 350 музыкальных организаций страны. 

Порядка 250 региональных и муниципальных музеев будут модернизированы в РФ в 2024 году. Уже преображаются 214 музеев, из них 77 - в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях.

Проводится ежегодный конкурс проектов субъектов Российской Федерации. Реконструкция и капитальный ремонт муниципальных музеев позволит модернизировать пространство, а также увеличить количество посещений музеев. 

Благодаря нацпроекту «Культура» ежегодно создается 75 новых мультимедиагидов — и не только для крупных музеев, но и для небольших выставочных площадок в отдаленных населенных пунктах.
Полный список экспозиций, доступных в режиме дополненной реальности, опубликован на платформе «Артефакт». Это более 2 тысяч музеев, 370 выставок и 30 тысяч экспонатов. Приложением уже пользуются более 298 тысяч человек.

Общее количество электронных документов в фондах НЭБ — более 5 млн. Ежегодно в рамках нацпроекта «Культура» туда добавляют 8 тыс. рукописей, книг, плакатов, лубков, а всего до 2024 года должно быть оцифровано 48 тыс. документов. Сегодня оцифровано уже 32 тыс. документов.

В первую очередь будут оцифрованы издания, представляющие наибольшую ценность с точки зрения профессионального сообщества. Оцифрованные в рамках нацпроекта документы будут доступны на портале «НЭБ. Книжные памятники». Свободный доступ и высокое качество электронных копий позволит каждому пользователю НЭБ в мельчайших деталях рассмотреть уникальные материалы прямо у себя на экране компьютера.

Госфильмофонд России — самый большой киноархив страны и один из трех крупнейших в мире. Однако, современному зрителю доступна небольшая часть имеющихся материалов, а цифровизация позволит сделать коллекцию более доступной. При оцифровке киноархива предусмотрено резервное хранение в облаке. Помимо соображений технической сохранности, это поможет защититься от незаконного копирования материалов и хакерских атак.

На сегодняшний день оцифровано уже 17 500 материалов. К концу 2024 года  в цифровой формат будет переведено 22 500 наименований фильмовых материалов (по 5 000 фильмовых материалов ежегодно), (в том числе: фильмы, находящиеся на хранении на горючей нитропленке; фильмы на пленке, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии; фильмы, находящиеся на хранении без позитивной копии; фильмы дореволюционной России; фильмы «немого фонда»; фильмы на 16 мм пленке; фильмы широкоформатные (70 мм пленка); фильмы отечественного фонда«; фильмы «иностранного фонда»). В 2021 - 5000; в 2022 - 5000; в 2023 - 5000; в 2024 - 5000.

Ежедневно в разделе LIVE на портале Культура.РФ проводится более 100 трансляций культурных событий со всей страны. В архиве содержится 47 388 записей трансляций, которые посмотрели более 335 миллионов раз. Из них более 20 000 были проведены на портале только в 2023 году. Их посмотрели более 120 миллионов посетителей. В 2023 году в прямом эфире на портале прошло более 6000 спектаклей, более 3000 концертов, более 700 дискуссий, более 250 фестивалей и экскурсий. В рамках Национального проекта «Культура» в 2023 было проведено 52 онлайн-трансляции.

Виртуальные концертные залы создаются для повышения доступа жителей Российской Федерации к произведениям филармонической музыки.

Сегодня работают уже более 300 виртуальных концертных залов по всей стране. До конца 2024 года будет открыто еще 107 виртуальных концертных залов по всей России.

В целях обеспечения организаций отрасли культуры высокопрофессиональными сотрудниками в 2019 году разработана Концепция создания и функционирования Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. Ежегодно повысить квалификацию могут 40 тысяч работников культуры, всего 200 тысяч к концу 2024.

Сегодня для этих целей работают 22 центра повышения квалификации на базе лучших творческих вузов страны.

Центрами разрабатываются и реализуются инновационные программы дополнительного образования по всем специальностям и направлениям подготовки в области искусств и культуры, в том числе в области современного менеджмента с использованием дистанционных технологий, стажировочных площадок с приглашением деятелей культуры, ведущих специалистов отрасли.

До конца 2024 г. на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры пройдут обучение 200 000 работников культуры по всей стране (40 000 ежегодно). Повышение квалификации кадров позволит освоить новые приемы работы, даст навыки создания культурного продукта.

В рамках проекта ведется воспитательная работа в школах и колледжах, проводятся мероприятия патриотической направленности.

За время реализации нацпроекта «Образование» уже более 2 миллионов человек, в том числе детей и молодежи, приняли участие во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях в сфере патриотического воспитания, организованных при грантовой поддержке из средств федерального бюджета.

К концу 2024 года не менее 24% россиян будут вовлечены в систему патриотического воспитания при помощи Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь». Не менее 640 тыс. человек примут участие во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях патриотической направленности.

Более 3 млн детей будут вовлечены в деятельность «Российского движения школьников», 600 тыс. детей - в деятельность «Юнармии». Участниками всероссийского конкурса «Большая перемена» станет не менее 550 тыс. человек.

До конца 2024 года ежегодно проводится программа «Волонтеры культуры», направленная на поддержку добровольческого движения, в том числе волонтерских проектов, в которой примут участие более  250 000 волонтеров, сформирован социальный институт добровольчества в сфере сохранения культурного наследия в масштабах страны. 

Основными задачами программы являются формирование общества волонтеров, задействованных в добровольческой деятельности в сфере культуры, обеспечение методологической, информационной, ресурсной поддержки деятельности, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, а также популяризация добровольческого движения в сфере культуры путем организации форумов и практических сессий. Благодаря программе поддержку добровольческих инициатив удастся вывести на качественно новый уровень, вовлечь в сферу культуры большое количество новых участников из числа активных и неравнодушных молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет.

К концу 2023 года будет создано 4 культурно-образовательных и музейных комплекса во Владивостоке, Калининграде, Кемерово и Севастополе, включающих концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства. Строительство комплексов в отдаленных от Москвы и Санкт-Петербурга регионах позволит увеличить доступность образовательных, просветительских и других публичных мероприятий с участием ведущих отечественных деятелей и учреждений культуры.

Ресурсное обеспечение программы.

Ресурсное обеспечение национального проекта «Культура» включает как государственные, так и внебюджетные источники

Государственные средства используются для финансирования наиболее затратных и долгосрочных проектов, например строительства театров и музеев, проведения масштабных культурных мероприятий, охватывающих все регионы страны. 

Внебюджетные источники - это государственные гранты и средства различных фондов. К 2030 году планируется увеличить этот показатель до 25%. 

Один из значимых государственных фондов - Российский фонд культуры. В рамках национального проекта «Культура» он финансирует приоритетные направления культурного развития в России: сохранение культурного наследия, раскрытие творческого потенциала создателей произведений искусства, стимулирование культурной активности населения. 

Также грантовую программу для сферы креативных индустрий предоставляет Президентский фонд культурных инициатив.

Общий объем финансирования национального проекта на 2019 –2024 годы составляет 124,1 млрд рублей. Около 90 процентов этих средств будет направлено на реализацию мероприятий национального проекта непосредственно в регионах. По итогам 2019 года уровень исполнения сводной бюджетной росписи составил 99,02 процента, по итогам 2020 года – 99 процентов.

Описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

- Куратор проекта - заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. 

- Руководитель проекта - Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова. 

- Участие регионов и местных органов власти. В субъектах РФ разработаны паспорта региональных проектов и скорректированы региональные программы развития сферы культуры. 

- Регулярный аудит хода реализации мероприятий проекта. Также проводится мониторинг достижения целевых показателей. 

- Формирование и ведение реестра рисков проекта и системы ответственных за управление внутренними и внешними рисками. 

- Персонифицированное распределение ответственности за достижение результатов и целевых показателей проекта. 

- Обеспечение ритмичности проведения мероприятий и их финансирования. 

- Своевременная корректировка проекта. 

- Актуализация методической базы в целях устранения возможности манипуляций с данными в случае недостижения плановых показателей проекта. 

- Цели и задачи проекта планируется осуществить до конца 2024 года, срок реализации - шесть лет. 

Структура национального проекта

N п/п

Наименование федерального проекта

Сроки реализации

Куратор федерального проекта

Руководитель федерального проекта

1.

Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры ("Культурная среда")

1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.

О.Ю. Голодец,

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

С.Г. Обрывалин,

заместитель Министра культуры Российской Федерации

2.

Создание условий для реализации творческого потенциала нации ("Творческие люди")

1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.

О.Ю. Голодец,

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

П.В. Степанов,

заместитель Министра культуры Российской Федерации

3.

"Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры" ("Цифровая культура")

1 января 2019 г. - 31 декабря 2024 г.

О.Ю. Голодец,

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

О.С. Ярилова,

заместитель Министра культуры Российской Федерации

Достижения и проблемы в реализации программы (с подтверждением статистической информацией).

Достижения:

В национальный проект были внесены изменения, предусматривающие такие мероприятия, как реконструкция и капитальный ремонт детских школ искусств, предоставление грантов в области культуры и искусства, стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства, а также выплату денежного поощрения лучшим сельским учреждениям культуры и лучшим работникам сельских учреждений культуры.

В рамках национального проекта впервые были массово переоснащены детские школы искусств и училища. За 2019–2020 годы более 600 образовательных организаций в сфере культуры получили новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы, не менее 20 процентов этих образовательных организаций расположены в сельской местности. В 2020 году была капитально отремонтирована 151 детская школа искусств, в 2021 году планируется отремонтировать 165 объектов.

В ходе выполнения мероприятий национального проекта в 2019–2020 годах стали очевидны не только востребованность обновленной инфраструктуры культуры, но и потребность субъектов Российской Федерации в дополнительном финансировании.

Объем финансирования мероприятий по созданию (реконструкции) и капитальному ремонту культурно-досуговых учреждений в сельской местности на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов составляет 8,4 млрд. рублей. При этом общая потребность в бюджетных средствах, заявленная субъектами Российской Федерации на 2021–2023 годы, – более 20,0 млрд. рублей.

Проблемы:

Вместе с тем в сфере культуры остается ряд проблем, требующих решения: нехватка средств на строительство и ремонт домов культуры, театров; необходимость обновления экспозиций и инфраструктуры краеведческих музеев, пополнения фондов библиотек, реконструкции и капитального ремонта детских школ искусств; недостаточный уровень кадрового обеспечения учреждений культуры, особенно в сельской местности и малых городах.

Отмечается, что реализация национальных проектов в России после 2020 г. затормозилась, что обусловлено влиянием пандемии COVID-19, а также необходимостью перераспределения направлений денежных потоков, вызванной действиями недружественных стран. Тем не менее, реализация национального проекта «Культура», государственной культурной политики и Концепции развития креативных индустрий дает совокупный положительный результат. Это проявляется в различных креативных индустриях, в развитии образовательного и научного потенциала российского общества.

Реализация национального проекта «Культура» была запланирована с 01.01.2019 по 31.12.2024. К сожалению, пандемия и антироссийские санкции внесли коррективы в финансирование национального проекта (табл.2)

Если в первые два года реализации национального проекта «Культура» фактическое финансирование составляло практически 100 % от запланированного, то в 2021 г. тенденция изменилась на диаметрально противоположную. Бюджет фактического финансирования не был выполнен на 87 %. Такое недофинансирование говорит о смене приоритетов в бюджетной политике государства. К сожалению, статистика по 2022 г. еще отсутствует, но можно предположить, что в связи с необходимостью финансирования расходов на специальную военную операцию поступление денежных средств сократилось.

Более половины контрактов заключено в рамках реализации федерального проекта «Культурная среда», а вот количество субсидий этого же проекта составляет более 60 % от всех предоставленных.

Крупнейшим контрактом федерального проекта «Культурная среда» является контракт, заключенный Минкультом России с АО «Ренессанс-Реставрация» на сумму 1514,9 млн рублей для выполнения работ по реконструкции объекта капитального строительства, находящегося в пользовании ФГБУК ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, нежилое здание по адресу: г. Москва ул. Татарская д.20 (фондохранилище и экспозиционно-выставочные залы).

Крупнейшим контрактом федерального проекта «Творческие люди» является контракт, заключенный Минкультом России с ООО «Пан Турс» на сумму 98,3 млн рублей. Контракт подразумевает оказание услуг по организации культурно-просветительской программы для школьников «Град Петров». Самый крупный контракт федерального проекта «Цифровая культура» составляет 41 млн рублей, что меньше максимального контракта почти в 40 раз. Контракт заключен ООО «Некст Спейс» с целью оказания услуг по созданию мультимедиа-гидов, с использованием технологии дополненной реальности, по экспозициям и выставочным проектам. При предоставлении субсидий главным распорядителем бюджетных средств является Министерство культуры Российской Федерации (табл. 5).

Самая крупная субсидия в сумме 2300,0 млн рублей, предоставленная в рамках федерального проекта «Культурная среда», предназначена для поддержки российского кинематографа, так как ни для кого не является секретом преобладание зарубежных фильмов на экранах российского телевидения. Крупнейшая субсидия федерального проекта «Творческие люди» составляет 1407,7 млн рублей, но среди всех субсидий НП «Культура» она является по размеру только третьей.

Субсидия, предоставленная в рамках федерального проекта «Цифровая культура» в размере 9000,0 млн рублей, является самой крупной по всем федеральным проектам. Целью данной субсидии является осуществление деятельности по оценке общего состояния, тенденций и перспектив развития информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выявления проблем развития сети «Интернет» и разработка путей их преодоления. В табл. 6 представлены получатели наибольших сумм средств национального проекта «Культура».

Крупнейшим получателем средств в рамках федерального проекта «Культурная среда» является Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, доля которого составляет 4,41 %, что эквивалентно 2 300,0 млн рублей.

Крупнейшим получателем средств в рамках федерального проекта «Творческие люди» является ФГБУ «Московская государственная академическая филармония», которой запланировано предоставление 1807,7 млн рублей, или 20,93 % финансирования всего федерального проекта. АНО «Институт развития Интернета» – крупнейший получатель средств в рамках федерального проекта «Цифровая культура». Ему предназначается средства в размере 9000,0 млн рублей. Главным распорядителем бюджетных средств национального проекта «Культура» является Министерство культуры Российской Федерации (табл. 7)

В целом по национальному проекту «Культура» и по его федеральным проектам, за исключением федерального проекта «Цифровая культура», главным распорядителем бюджетных средств является Министерство культуры Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств федерального проекта «Культурная среда» является Министерство культуры Российской Федерации, доля которого составляет 72,84 %, или 37965,4 млн рублей.

Главным распорядителем бюджетных средств федерального проекта «Творческие люди» также является Министерство культуры Российской Федерации, доля которого составляет 99,4 %, или 8584,0 млн рублей.

В отличие от других федеральных проектов главным распорядителем средств федерального проекта «Цифровая культура» является Федеральное агентство по делам молодежи, доля которого составляет 88,8 %.

В заключение необходимо отметить, что фактическое финансирование национального проекта «Культура» в 2021 г. резко уменьшилось, как и финансирование других национальных проектов. Тем не менее, национальный проект «Культура» получает дальнейшее, более полное и широкое развитие в Основах культурной политики России, что не может не радовать.

Предложения по разрешению проблем реализации программ органами государственной власти.

Так, прежде всего, запланированы кардинальные изменения в системе образования, что должно привести к росту интеллектуального уровня общества. Немало делается и для развития культурного уровня населения, в частности подрастающего поколения. Подтверждением этого является введение «Пушкинской карты». Оцифрованы книги, фильмы, есть виртуальный доступ во многие музей России и мира. В целях недопущения деформации исторической памяти и распространения ложного представления об исторической отсталости России в школах введен учебный предмет «Разговоры о важном». Поэтому есть уверенность в развитии культурного, образовательного и научного потенциала российского общества.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановил:

1.Принять к сведению информацию Министра культуры Российской Федерации по вопросу «О ходе реализации национального проекта „Культура“: региональный аспект».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию предусмотренных национальным проектом мероприятий по созданию (реконструкции) и капитальному ремонту культурно-досуговых учреждений в сельской местности, а также бюджетных ассигнований на реализацию программы «Земский работник культуры»;

2) проработать вопрос о подключении к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» учреждений культуры, расположенных в сельской местности.

3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

1) проработать вопросы:

о подготовке предложений по включению в федеральный проект «Культурная среда» мероприятий по оснащению краеведческих музеев экспозиционно-выставочным и фондовым оборудованием, а также по созданию (реконструкции) и капитальному ремонту культурно-досуговых учреждений в поселках городского типа и рабочих поселках;

об увеличении объема финансирования мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, в которых расположены региональные учреждения культуры, в том числе детские школы искусств, театры юного зрителя и театры кукол;

об утверждении программы капитального ремонта и технического оснащения театров в субъектах Российской Федерации;

о дополнительных мерах по созданию качественных интернет-ресурсов в сфере культуры;

2) завершить разработку проекта концепции развития кинематографии в Российской Федерации на период до 2030 года и внести его в Правительство Российской Федерации;

3) рассмотреть совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации возможность увеличения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования в сфере культуры;

4) рассмотреть совместно с Министерством финансов Российской Федерации вопрос об уточнении порядка формирования государственного задания федеральным государственным бюджетным учреждениям культуры с учетом последствий распространения новой коронавирусной инфекции;

5) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

рассмотреть возможность открытия инклюзивных творческих лабораторий на базе домов народного творчества в субъектах Российской Федерации;

разработать дополнительные меры по обеспечению доступности учреждений культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) представлять информацию о ходе реализации национального проекта на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре один раз в полугодие до конца 2024 года.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) принять меры по безусловному достижению целевых показателей национального проекта с учетом необходимости обеспечения эффективного планирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации;

2) провести мониторинг реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части достижения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников учреждений культуры;

3) утвердить нормативы обеспеченности учреждениями культуры и их доступности для населения, учитывая специфику территории субъекта Российской Федерации;

4) обеспечить организацию и проведение мероприятий, приуроченных к 800-летию со дня рождения князя Александра Невского, 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.

5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

6. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

заслушивать информацию Министерства культуры Российской Федерации о ходе реализации национального проекта на заседаниях комитета один раз в полугодие до конца 2024 года;

проинформировать палату в период осенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Контроль за исполнением подпункта 1 пункта 2 постановления в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию программы «Земский работник культуры» возложить на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Просмотров работы: 292