ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА

Гиль С.Е. 1, Чередов С.В. 1
1ГБПОУ «Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цвет не только выражает физические свойства окружающего мира, он одновременно является фактором нашего субъективно-психологического восприятия этого мира. Психологическое воздействие цвета определяется как эмоциональными реакциями, вызываемыми различными цветами на подсознательном уровне, так и жизненным опытом, под воздействием которого у человека формируются условные рефлексы и ассоциативное мышление. Выразительные и изобразительные возможности цвета определили его исключительную роль во всех видах пластических искусств, в архитектуре и дизайне.

Цвет - одно из важнейших средств создания функционального комфорта и художественной выразительности архитектурной среды. В изобразительном искусстве определенная цветовая гамма помогает художнику выразить любое эмоциональное состояние, тончайшие оттенки психологического состояния человека. Эмоциональное воздействие каждого цвета определяется, прежде всего, его психофизическими характеристиками.

Различные эмоциональные и ассоциативные впечатления, производимые разными цветами, часто определяются как «несобственные качества цвета. Например, различие по цветовому тону определяет разделение цветов на «теплые» и «холодные». Особенности характера эмоционального и ассоциативного воздействия теплых и холодных цветов можно представить в парах противоположных определений (по Иттену):

теневой - солнечный;

успокаивающий - возбуждающий;

жидкий - густой;

воздушный - земной;

далекий - близкий;

влажный - сухой.

Различие по светлоте на темные и светлые цвета определяет ассоциативное восприятие, на основе которого возникают пары противоположных определений:

легкий - тяжелый;

прозрачный - непрозрачный.

Сопоставление цветов высокой и низкой насыщенности дает пары противоположных определений:

звонкий - глухой;

яркий - тусклый (бледный);

чистый - мутный;

громкий (звонкий) - тихий;

активный - нейтральный.

Для архитектурной среды важное значение имеет пространственное воздействие цвета. Оно обязательно должно учитываться и целенаправленно использоваться дизайнерами и архитекторами для коррекции визуального восприятия архитектурной среды и создания с помощью цвета определенного впечатления, которое должно создавать проектируемое пространство. Если учитывать сравнение цветов только по какой-нибудь одной из трех основных характеристик, то можно сказать, что выступать вперед, визуально приближать поверхность и сжимать наблюдаемое пространство будут цвета более теплые по цветовому тону, более темные и более насыщенные. Наоборот, более холодные, светлые и менее насыщенные цвета будут «отступающими» (Рис. 1).

Однако различное сочетание основных характеристик может значительно менять пространственное восприятие того или иного цвета и соотношение впечатлений, производимых различными сравниваемыми цветами. Здесь возможно большое количество различных соотношений.

Например, более холодный и при этом более темный цвет может казаться сильнее выступающим, чем теплый, но значительно более светлый; при небольшой разнице по «температуре» более выступающим будет казаться тот из двух цветов, который более насыщен и т.д. Данные соотношения пространственных качеств цветов по светлоте верны только при условии, что рассматриваемый цвет занимает большую часть визуального поля («кадра») и ничем не заслонен.

Например, пустая комната с темными стенами кажется более тесной, чем комната той же площади со светлыми стенами; здание на фоне неба будет казаться приближенным к наблюдателю, если его стены будут темнее и т.д.

Если мы имеем в визуальном поле не только один цвет, занимающий большую площадь, а одно или несколько относительно небольших цветовых пятен на каком-либо фоне, цвет и тон фона будут влиять на пространственное восприятие цветовых пятен. Важнейшее значение здесь имеет соотношение светлоты фона и наблюдаемых на нем пятен: на темном фоне темные пятна проваливаются, а светлые выступают, на светлом, наоборот - выступающими кажутся темные пятна. Возможно, именно поэтому в разных пособиях, опирающихся на различные лабораторные исследования, различно, иногда прямо противоположно, определяется соотношение пространственных качеств темных и светлых цветов.

Цветовой тон и насыщенность фона тоже влияют на пространственное восприятие цветового пятна, так как в зависимости от них меняется восприятие оттенка и степени насыщенности цвета пятна. Наконец, большое значение для пространственного воздействия цвета имеет соотношение площади пятна и фона, т.е. контраст распространения или контраст размеров цветовых пятен. Например, маленькое желтое пятно на красном фоне выступает вперед, однако, если мы увеличим его площадь, то в определенный момент желтый цвет станет играть более значительную роль и вытеснит красный, который будет выглядеть выступающим вперед обрамлением желтого.

Из сказанного следует вывод, что определенное пространственное восприятие цвета меняется при различных условиях наблюдения и под воздействием других различных цветов, воспринимаемых одновременно с данным цветом в одном визуальном поле.

Рис. 1. Синий цвет вызывает при одинаковых условиях ощущение большей удаленности, чем красный

(источник: Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись)

Смысловое звучание спектральных цветов в цветовом круге можно представить на графической схеме (см. Диаграмму 2 и Таблицу 3).

Диаграмма 2.

Таблица 3.

Более тонко и дифференцированно действие отдельных цветов и сочетаний цветовых пар на психику человека раскрывается в результате лабораторных исследований, проведенных колористами Фрилингом и Ауэром.

Классификация цветов по психологическому воздействию на человека.

1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

красный — волевой, жизнеутверждающий;

кармин — повелевающий, требующий;

киноварь — подавляющий;

оранжевый — тёплый, уютный;

жёлтый — контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

фиолетовый — углублённый, тяжелый;

синий — подчеркивает дистанцию;

светло-синий — уводит в пространство, направляющий;

сине-зелёный — подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

розовый — нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

лиловый — замкнутый, изолированный;

пастельно-зелёный — ласковый, мягкий;

серовато-голубоватый — сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих:

чисто-зелёный — требовательный, освежающий;

оливковый — успокаивающий, смягчающий;

желто-зелёный — обновляющий, раскрепощающий;

пурпурный — изысканный, претенциозный.

К цветам ахроматических и глухих тонов, которые не вызывают раздражения, относят три группы цветов, приведенных ниже.

5. Ахроматические:

серые — успокаивают;

белый — гасит раздражение;

черный — помогает сосредоточиться.

6. Тёплые тёмные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:

охра — смягчает рост раздражения;

коричневый, землистый — стабилизирующий;

тёмно-коричневый — смягчающий возбудимость.

7. Холодные тёмные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

тёмно-серые, черно-синие, тёмные зелёно-синие.

ПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ:

желтый и ультрамариново-синий — сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания;

оранжевый и синий (зелено-синий) — ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление;

красный и зеленый (сине-зеленый) — сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения, импульсивности;

пурпурный и цвет зеленых листьев — повышает ощущение жизнеутверждающей силы;

фиолетовый и лимонно-желтый — создает впечатление соотношения тяжести и легкости.

НЕПОЛЯРНЫЕ ЦВЕТОВЫЕ ПАРЫ:

а) группа 1:

желтый и красный — насыщенная лучезарность, радостная теплота;

золотой и красный — пышность, роскошь, теплота;

оранжевый и красный — резко кричащий;

б) группы 1 и 4:

желтый и пурпурный — некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;

золотой и пурпурный — мощь, достоинство, праздничность;

красный и пурпурный — диссонанс, праздничность;

желтый — цвет зелёного липового листа: веселье, радость;

в) группы 1 и 2:

оранжевый и фиолетовый — опьянение, оглушение;

красный и синий — динамика отталкивания, волнение;

красный и ультрамариновый — резкая сила;

оранжевый и ультрамариновый — претенциозность, резкость;

г) группы 1—4:

синий и розовый — робость, застенчивость, разобщенность;

пастельно-зеленый и красный — неуверенность, мерцание;

пастельно-зеленый и синий — односторонность, пассивность, неясность;

пастельно-зеленый и розовый — слабость, нежность, радушие;

пастельно-зеленый и лиловый — диссонанс, сумерки;

желто-зеленый и красновато-серый — легкий диссонанс, связанность;

д) сопоставление с цветами группы 6:

бежевый и красный — легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);

бежевый и цвет зеленого липового листа — ассоциации с природой, успокаивающая теплота;

коричневый и зеленый (оливковый) — заземленность;

коричневый и ультрамариновый — укрепление, разрешение;

темно-коричневый и синий — бескомпромиссность;

темно-коричневый и охра — оцепенение, жесткость, заземленность;

е) сопоставление с цветами группы 5:

зелёный и серый — родственность, пассивность;

синий и серый — нейтральность, холодность;

красный и черный — подавление жизненности, опасность;

оранжевый и черный — насилие;

желтый и черный — разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;

синий и черный — подчеркивание удалённости синего, ночь;

желтый и белый — прояснение, просветление;

красный и белый — ослабление яркости красного;

синий и белый — чистота, холодность;

зеленый и белый — усиление зеленого цвета, чистота, ясность;

розовый и белый — слабость, бледность.

Необходимо, однако, отметить, что в условиях лабораторных исследований, проведенных Фрилингом и Ауэром, наблюдателям предлагалось оценивать восприятие отдельных цветов и цветосочетаний изолированно, без контакта со сложной цветовой средой, под воздействием которой в реальных условиях наблюдения восприятие отдельных цветов и цветосочетаний усложняется и их психофизиологическое воздействие на человека может меняться.

Использованная литература:

  1. Рац, А.П. Основы цветоведения и колористики. Цвет в живописи, архитектуре и дизайне: курс лекций / А.П. Рац ; М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т. Москва: МГСУ, 2014. 128 с.

  2. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись / А. Зайцев. - Москва: Искусство, 1986. - 159 с., [32] л. цв. ил. : цв. ил.; 25 см.; ISBN (В пер.) (В пер.).

Просмотров работы: 54