ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Переклицкий В.В. 1, Строкань О.В. 1
1Мелитопольский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Развитие экономических и социальных отношений в современном информационном обществе зависит от уровня образования граждан, которое является основой динамичного развития любой страны. Образование играет главную роль в формировании человеческого капитала, становится основным фактором и ресурсом для самореализации и достижения жизненного успеха человека. Современная система образования имеет ряд принципов, среди которых главными являются технологизация, персонализация, самообразование и саморазвитие. Современное развитие образовательного процесса характеризуется внедрением новых образовательных стандартов, новых способов и методов обучения, широко распространяется неформальное обучение [5]. Одной из технологий оценки достижений формального и неформального обучения, которые базируются на использовании ориентированного и компетентностного подхода, является технология е-портфолио. Использование е-портфолио позволяет фиксировать, накапливать и осуществлять оценку информации о профессии, приобретенных навыках и компетентности формального, неформального обучения человека. Технология е-портфолио способствует прозрачности информации и расширяет географию мобильности работников. Электронные портфолио могут использовать как студенты и работники, так и профессора и работодатели.

Цель исследования. Изучить и проанализировать современные информационные системы документирования идентификации, документирования и обработки результатов формального и неформального обучения, основанные на использования е-портфолио.

Материал и методы исследования. Стремительное развитие информационных систем, основанных на знаниях, вызвало значительное развитие инициативы Semantic Web [2], особенностями которой является расширение машинной обработки информации, а именно интеллектуальная обработка, основанная на семантических технологиях. Семантическая идентификация определенного фрагмента данных заключается в установлении его связи с элементом описания знаний предметной области и явным определением содержания такой связи. Сегодня для этого широко применяются онтологии - формализованное, явное описание предметной области [1,5]. Именно на использовании онтологий строятся современные е-портфолио.

Результаты исследования и их обсуждение. На сегодня существует много веб-платформ создания и документирования е-портфолио. Наибольший интерес вызывают информационные системы, которые охватывают национальный рынок труда. Наиболее известными среди них являются Rabota.ru, HEADHUNTER.RU, Open Badge Passport и т.д.

Работа.ру является сервисом, предоставляющий услуги по подбору персонала и поиску работы (рис. 1) [6].

Рисунок 1 – Интерфейс пользователя платформы Работа.ру

Платформа Работа.ру  предоставляет сервис по подбору персонала и работодателя в разных городах России. Сервис ориентирован на все профессиональные группы соискателей - на сайте представлены массовые позиции, вакансии специалистов, менеджеров среднего звена, а также топ-менеджеров. Пользователи размещают информацию о себе в виде резюме, описываются навыки и компетенции соискателя.

Ресурс HeadHunter.ru занимает лидирующие позиции среди ресурсов, работающих в сфере поиска работы (рис. 2) [3].

Рисунок 2 – Страница просмотра резюме соискателя ресурса HeadHunter.ru

Каждому соискателю предлагается возможность воспользоваться очень удобной поисковой системой, узнать о новостях на рынке труда, познакомиться с обновляемым каталогом зарплат, получить помощь специалиста в режиме онлайн, создать профессиональное резюме, а также узнать о всевозможных курсах обучения и повышения квалификации и посетить раздел исследований. Помимо прочего, данный сайт очень полезен и для работодателей.

Open Badge Passport - это онлайн-сервис, который помогает распознавать и проверять знания, достижения и навыки, которые приобретаются пользователем во время неформального и информального обучения (рис. 3) [4].

Рисунок 3 – Сервис Open Badge Passport

Платформа Open Badge Passport использует цифровые значки для обозначения своих достижений в результате обучения, исследований. Пользователи могут обмениваться полученными цифровыми значками. Open Badge Passport предоставляет возможность разместить свои цифровые значки и профиль на Open Street Map. По умолчанию значки размещаются на карте в профиле пользователя. Визуализация значков и профилей на карте обеспечивает привлекательный визуальный способ поиска значков и заинтересованных сторон, повышая осведомленность сообщества.

Выводы. На современном этапе стремительного развития российского общества неформальное образование в наибольшей степени способно удовлетворить образовательные потребности различных групп населения, способствует духовному развитию, самообразованию и самовоспитанию. Поэтому вопрос идентификации, документирования и обработки результатов формального и неформального обучения для граждан России на сегодня становится актуальным. Результаты проведенного анализа современных платформ для размещения е-портфолио могут служить для разработки новой уникальной национальной информационной системы е-портфолио, которая должна быть интуитивно понятной, предоставлять возможность пользователю просматривать существующие е-портфолио, загружать свои файлы в частный электронный кабинет, просматривать новости и статистику.

Список литературы

  1. Гусенков А. М., Бухараев Н. Р., Биряльцев Е. В. Построение онтологии предметной области на основе логической модели данных // Russian Digital Libraries Journal. 2020. V. 23. No 3. С. 390-413.

  2. Строкань О. В. Сучасні підходи до створення інформаційних систем із застосуванням технології опрацювання знань на основі концепції Semantic Web. // Сучасні комп’ютерні та інформаційні системи і технології: матеріали І Всеукраїнської науково-практичної інтернет-конференції. Мелітополь: ТДАТУ, 2020. С. 122-127.

  3. HeadHunter.ru [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/

  4. Open Badge Passport. [Электронный ресурс]. URL: http: // openbadgepassport.com/

  5. Pryima S. M., Strokan O. V., Rogushina J. V., Gladun A. Y., Lubko D. V., Malkina V. M. Ontological Analysis of Outcomes of Non-formal and Informal Learning for Agro-Advisory System AdvisOnt. // Technologies and Innovation. CITI 2020. Communications in Computer and Information Science. Vol. 1309. Springer, Cham. PР. 3–17.

  6. Rabota.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rabota.ru/

Просмотров работы: 9