Профессия педагог является одной из самых интеллектуально и эмоционально напряженных. Повышенные стрессовые особенности педагогической деятельности связаны с высокой социальной ответственностью за результаты своих действий, значительным эмоциональным «выкладыванием» в общении со школьниками, высоким динамизмом и рабочими перегрузками, в том числе и перегрузками инновационными технологиями. Усиление стресса у педагога происходит и под действием быстро меняющихся стандартов, новых программ, с появлением новых предметов, в связи с этим возникает необходимость для педагога быстро адаптироваться, изучать тонну новой информации и принимать быстрые решения в новых условиях.
Состояние стресса в профессиональной деятельности педагогов может проявляться в виде возникновения напряжения, которое приводит к снижению работоспособности, а также к дезадаптации в сложных ситуациях. Такое напряжение препятствует развитию эффективной коммуникации с обучающимися, родителями, коллегами. Проявление признаков стресса в когнитивном, поведенческом и эмоциональном аспектах неизбежно возникает, если у педагога не имеется навыков результативного и активного преодоления стрессовых ситуаций, умений правильно применять собственные психологические ресурсы в стрессовых ситуациях.
Нами было проведено исследование, направленное на определение уровня стрессоустойчивости современных педагогов и выявление применяемых ими копинг-стратегий.
Диагностический этап исследования был осуществлен на базе МБОУ "Средняя школа № 65" г. Иваново. В исследовании приняли участие 15 педагогов в возрасте 30-60 лет. Распределение респондентов было осуществлено по возрасту.
В зависимости от возрастной группы все участники были разделены на три группы:
- от 31 до 38 лет – 5 человек;
- от 41 до 49 лет – 6 человек;
- от 52 до 60 лет – 4 человека.
Данное исследование состоит из двух этапов. На первом этапе была проведена диагностика: определение уровня стресса педагогов («Методика комплексной оценки проявлений стресса» Ю.В. Щербатых) и тип их стрессоустойчивости (тест «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина и В.В. Козлова).
На втором этапе была проведена диагностика: тестирование для выявления стратегий поведения в стрессовых ситуациях педагогов различных возрастных категорий (методика "Индикатор копинг-стратегий" Д. Амирхана, диагностика копинг-стратегий Э. Хайма).
По методике «Комплексная оценка проявлений стресса» Ю.В. Щербатых были получены следующие результаты.
Рис. 1. Распределение педагогов по уровню стресса
Представленная диаграмма показывает, что стресс полностью отсутствует на данный момент у 20 % участников (3 респондента в возрастной категории 33-35 лет) и еще 20% (3 респондента в возрастной категории 31- 41 год) обладают умеренным уровнем стресса, который можно компенсировать в результате налаживания режима сна, полноценного отдыха.
Высокое эмоциональное и физиологическое напряжение, в результате действия продолжительного стрессового состояния испытывают на данный момент 27 % участников (4 респондента в возрастной категории 43-46 лет), а пребывают в состоянии сильного стресса 33 % (5 респондентов в возрастной категории 49-60 лет). Стадии истощения среди участников эксперимента не было выявлено.
При исследовании состояния уровня постоянного рабочего стресса было обнаружено, что стресс проявляется у педагогов:
в возрастной категории 30-39 лет в основном на поведенческом (наиболее часто выделяемые признаки: более быстрая или, наоборот, замедленная речь, хроническая нехватка времени), и интеллектуальном уровнях (повышенная отвлекаемость, трудность сосредоточения, импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения);
в возрастной категории 40-49 лет – по большей части поведенческом (наиболее часто выделяемые признаки : потеря аппетита или переедание, хроническая нехватка времени, нарушение сна / бессонница) и физиологическом уровнях (повышенная утомляемость, повышение или понижение АД, учащенный и неритмичный пульс).
в возрастной категории 50-60 лет – проявляется больше на физиологическом (наиболее часто выделяемые признаки: боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли, повышение или понижение АД, быстрое увеличение или потеря веса тела) и эмоциональном уровнях (беспокойство, повышенная тревожность, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, одиночества).
Нами также был задан вопрос той части респондентов, у которых на данный момент стресс отсутствует или находится на умеренном уровне о том, как им это удается. Среди ответов респондентов можно выделить позитивный взгляд на жизнь, умение не зацикливаться на трудностях и наличие хобби.
Результаты методики «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина и В.В. Козлова:
Рис. 2. Результаты методики «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Н.П. Фетискина и В.В. Козлова
Представленная выше диаграмма показала, что из 15 испытуемых 33 % (5 респондентов) относятся к типу А. Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворенными собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Часто они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры.
53 % (8 респондентов) имеет склонность к типу А. Неустойчивость к стрессам у них проявляется нередко. И только 14 % (2 респондента) имеют склонность к типу Б. Эти люди часто проявляют стрессоустойчивость, но не всегда. Среди участников склонных к чистому типу Б, то есть полностью стрессоустойчивых, было не выявлено.
По возрастным категориям: респонденты, относящиеся к типу А имеют возраст от 31 до 60 лет, среди склонных к данному типу респонденты в возрастной категории 38 – 56 лет, а среди тех, кто имеет склонность к типу Б – респонденты 33 и 34 года.
После проведения второго этапа были получены следующие результаты.
По методике «Индикатор копинг-стратегий», разработанной Д. Амирхана :
Рисунок 3. Результаты методики "Индикатор копинг-стратегий" Д. Амирхана
Преобладающее большинство испытуемых предпочитают стратегию «поиск социальной поддержки» – ее используют 60 % (9 человек) из всех опрошенных, это означает, что в трудных ситуациях многие педагоги нуждаются в помощи других людей, в поддержке, в дружеском участии. Возрастная категория педагогов выбравших данную стратегию, преимущественно от 31 до 46 лет. У 27 % опрошенных (4 человека) в наибольшей степени выражена стратегия «активное разрешение проблемы», то есть они ориентированы на продуктивный и конструктивный способ преодоления трудных ситуаций. Данную стратегию выбрали педагоги возрастом от 47 до 60 лет. Стратегия «избегание проблемы» была выявлена только у 13 % (2 человека). Это педагоги возрастом 54 и 56 лет. Использование данной стратегии указывает на наличие слабых личностных качеств, страх перед проблемами.
Данная методика показала, что выбор копинг-стратегий не слишком зависим от возраста людей. При отметим, что в социальной поддержке наиболее нуждаются молодые педагоги, в то время как педагоги постарше предпочитают самостоятельно решать проблемы. Однако в более зрелом возрасте людям сложнее делиться проблемами с другими, поэтому те педагоги, которые не научились активно справляться с возникающими трудностями, предпочитают просто их избегать.
Таблица 1
Результаты диагностики копинг-стратегий по методике Э. Хайма
Педагоги (возрастная категория, кол-во в %) |
Тестовые блоки |
||
А |
Б |
В |
|
31 до 38 лет – 34 % (5 чел.) |
20% - сохранение самообладания (О). 14% - придание смысла (О) |
34% - оптимизм (П) |
20% -конструктивная активность (О) 14% - отвлечение (О) |
41-49 лет – 40 % (6 чел.) |
20 % - проблемный анализ (П). 14% - сохранение самообладания (О). 6% - относительность (О) |
40% - оптимизм (П) |
26% - отвлечение (О) 14% - компенсация (О) |
52-60 лет - 26% (4 чел.) |
13% - сохранение самообладания (О) 13% - религиозность (О) |
20% - оптимизм (П) 6% - подавление эмоций (Н) |
13% - отвлечение |
Первый блок утверждений составляют когнитивные копинг-стратегии. По результатам тестирования: большинство педагогов всех возрастных групп выбрали утверждение "Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния". Данное утверждение относится к адаптивным копинг-стратегиям (тем, что позволяют найти наилучший выход из сложной ситуации).Его выбор демонстрирует, что педагоги обладают хорошей стрессоустойчивостью и умеют контролировать свои эмоции.
Среди педагогов в возрасте 41-49 лет многие выбрали утверждение «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось», что также свидетельствует о наличии адаптивного поведения.
Некоторые педагоги применяют относительно адаптивные стратегии совладания, эффективность которых зависит от значимости сложной ситуации. Так, 14 % педагогов из возрастного периода 31-38 лет выбрали утверждение "Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам". Выбор данного утверждения свидетельствует о позитивном взгляде на свои проблемы и желании развиваться.
6 % педагогов из возрастной группы 41-49 лет выбрали утверждение "Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои - это пустяк", что указывает на склонность к сравнению и обесценивание своих проблем на фоне чужих. Вероятно, уменьшение важности собственных проблем помогает этим людям справиться со стрессом.
13 % педагогов из возрастной группы 52-60 лет выбрали утверждение "Если что-то случилось, то так угодно Богу". Выбор данного утверждения характеризует людей смиренных, покорных своей судьбе. Они считают, что сам Всевышний им послал их, а значит, эти проблемы были неизбежны.
Второй блок утверждений составляют эмоциональные копинг-стратегии.
По результатам тестирования: большинство педагогов всех возрастных категорий выбрали утверждение "Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации". Данное утверждение является адаптивным вариантом копинг-поведения и характеризует респондентов, как оптимистов.
6 % педагогов из возрастной группы 52 - 60 лет выбрали утверждение "Я подавляю эмоции в себе". Данное утверждение является неадаптивной копинг-стратегией. Вероятно, выбравшие его люди боятся, что активное проявление эмоций покажет их другим, как слабых и уязвимых, но при этом они не думают о том, что подавляя свои эмоции, вредят своему психическому и физическому здоровью.
Третий блок утверждений составляют поведенческие копинг-стратегии.
По результатам тестирования: большинство педагогов всех возрастных групп выбрало утверждение "Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях". Данное утверждение относится к относительно адаптивным копинг - стратегиям, так как с одной стороны наличие любимого дела положительно влияет на психическое состояние людей, но с другой стороны не решает проблем напрямую, а только дает временное отвлечение.
20 % педагогов из возрастного периода 31-38 лет выбрали утверждение
"Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.). Данный вариант копинг-поведения является относительно адаптивным, потому что также не решает проблем напрямую, но способствует личностному росту.
14% педагогов из возрастной категории 41-49 лет остановились на утверждении «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью успокоительных средств, вкусной еды и т.п.)». Данное утверждение относится к относительно адаптивным копинг-стратегиям. Такой подход является положительным, если способствует восстановлению ресурсов, необходимых для решения проблемы.
13% педагогов из возрастной группы 52 – 60 лет выбрали утверждение "Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях". Представленная копинг - стратегия является адаптивной. Её выбор обусловлен потребностью человека быть нужным другим людям, склонностью к самоотверженности.
По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что молодые педагоги склонны рассматривать трудности как возможность для саморазвития, в то время как более зрелые учителя имеют тенденцию к уменьшению значимости своих проблем. Это различие может свидетельствовать о жизненном опыте и о том, как возраст влияет на восприятие стресса.
Необходимо также отметить, что, несмотря на некоторые неадаптивные стратегии, большинство педагогов демонстрируют высокий уровень оптимизма, что является положительным признаком для образования в целом.
Подводя итоги диагностического исследования, среди респондентов можно выделить педагогов, имеющих высокое эмоциональное и физиологическое напряжение, в результате действия продолжительного стрессового состояния, а также тех, кто пребывают в состоянии сильного стресса. Было обнаружено, что стресс проявляется у педагогов: на поведенческом (наиболее часто выделяемые признаки: более быстрая или, наоборот, замедленная речь, потеря аппетита или переедание, хроническая нехватка времени, нарушение сна / бессонница), интеллектуальном (повышенная отвлекаемость, трудность сосредоточения, импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения), физиологическом (боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли, повышенная утомляемость и др.), эмоциональном (беспокойство, повышенная тревожность, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, одиночества).
Дальнейшая наша работа с педагогами предполагает реализацию программы развития адаптивных копинг-стратегий и повышение уровня стрессоустойчивости, вытекающей из понимания педагогами природы стресса и умения совладать с ним.