В эпоху цифровой трансформации образование переживает кардинальные изменения, обусловленные стремительным развитием информационных технологий и их внедрением во все сферы деятельности. Такие изменения затрагивают и все аспекты образовательного процесса — от методов преподавания и учебных материалов до взаимодействия между преподавателями и учениками. Информационные технологии становятся не просто инструментом, а важнейшим элементом, способствующим созданию гибкой и доступной образовательной среды.
Информационные технологии предоставляют доступ к обширному объему знаний и ресурсов, способствуя более индивидуализированному подходу к обучению. Появление онлайн-курсов, образовательных платформ и интерактивных материалов изменило традиционные методы обучения, позволяя учащимся учиться в удобное для них время и темпе.
В настоящее время образовательные учреждения дополнительного образования сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям, где традиционные подходы уже не могут полностью удовлетворить потребности учащихся [1,2]. В условиях глобализации и быстрого технологического прогресса использование информационных технологий открывает новые горизонты для обучения.
С целью выявления отношения педагогов и студентов – будущих педагогов изобразительного искусства нами было проведено анонимное анкетирование среди педагогов Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа» и студентов образовательной программы Изобразительное искусство; Дополнительное образование направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет». Опрос был организован на добровольной основе, средствами платформы Google и включал 10 вопросов с выбором одного или нескольких ответов, вводом текстовых ответов. В анкетировании приняло участие 21 студент и 9 педагогов организаций дополнительного образования.
Для выявления частоты использования информационных технологий в деятельности педагога изобразительного искусства респондентам предлагалось ответить на два вопроса: «Используете ли Вы информационные технологии в образовательной деятельности?» и «Если Вы используете информационные технологии в образовательной деятельности, то укажите как часто вы их используете?». На первый вопрос все участники анкетирования (100 %) ответили следующим образом: «Да, использую». Однозначность ответов обусловлена тем, что информационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для улучшения образовательного процесса. На второй вопрос ответы распределились следующим образом: «Каждый день» – 15 респондентов (50 %), «Несколько раз в неделю» – 13 респондентов (43 %), «Очень редко» – 2 % от общего числа респондентов. Опираясь на ответы, можно сделать вывод, что большинство участников опроса активно интегрируют информационные технологии в образовательный процесс или стремятся находить баланс между традиционными методами обучения и современными цифровыми инструментами, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности и стремлении к инновациям в обучении. Это может означать, что преподаватели осознают преимущества технологий и активно применяют их для улучшения качества обучения.
В ответ на вопрос «Считаете ли вы, что информационные технологии способствуют развитию творческих навыков?» результаты анкетирования показали следующие данные: 50 % участников выразили твердую уверенность в положительном влиянии технологий, 45,8 % отметили, что в основном согласны с этой точкой зрения, тогда как 4,2 % респондентов заняли нейтральную позицию. Большинство участников опроса признают значимость информационных технологий в процессе развития творческих навыков, что подчеркивает необходимость интеграции цифровых инструментов в образовательные практики.
Результаты ответов на вопрос «Какие преимущества использования информационных технологий помогают Вам в обучении изобразительному искусству?» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Преимущества информационных технологий в обучении изобразительному искусству.
Опираясь на ответы, можно отметить, что все респонденты отмечают преимущества использования информационных технологий. Считают, что информационные технологии обеспечивают доступ к необходимой информации; помогают в поддержании взаимодействия с учениками; подчеркивают возможность экспериментировать. Таким образом, можно сделать вывод, что информационные технологии играют значительную роль в обучении изобразительному искусству, обеспечивая не только доступ к учебным материалам и возможность их использования в процессе обучения, но и направленность на творческое развитие.
Следующим вопросом «Какие недостатки вы видите в использовании информационных технологий в обучении изобразительному искусству?» респондентам предлагалось указать свои варианты ответов. Большинство опрошенных указали следующие варианты ответов:
ограниченный доступ к важным и востребованным ресурсам,
опасения по поводу ухудшения зрения у педагогов и обучающихся,
избыток некорректной информации,
отсутствие возможности самостоятельного освоения новых технологий,
отсутствие необходимого технического оснащения кабинетов,
нарушение восприятия правильного цветового баланса из-за искажения экрана,
чрезмерное использование информационных технологий может привести к снижению концентрации и внимания.
Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на высокий потенциал использования информационных технологий при обучении изобразительному искусству, существует ряд значимых проблем и опасений, которые требуют внимания. Эти аспекты могут влиять на эффективность образовательного процесса и должны быть учтены при внедрении технологий в учебную практику.
Подводя итоги, можно отметить, что использование информационных технологий в обучении изобразительному искусству открывает множество возможностей для педагогов, позволяя расширить горизонты творческого выражения и упростить доступ к образовательным ресурсам. Однако, несмотря на значительные преимущества, такие как интерактивность, разнообразие методов обучения и возможность интеграции современных инструментов, важно учитывать и потенциальные недостатки. Педагоги должны стремиться к сбалансированному подходу, который сочетает традиционные методы с инновациями, обеспечивая при этом качественное практическое обучение и развитие творческих навыков.
Литература.
Сидорова, Е. В. Интерактивные технологии в обучении изобразительному искусству: возможности и ограничения / Е. В. Сидорова // Научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2020. – № 6. – С. 78-82
Федорова, Т. Н., Коваленко, М. И. Цифровизация образовательного процесса в художественном образовании / Т. Н. Федорова, М. И. Коваленко // Художественное образование: проблемы и перспективы. – Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 2021. – С. 90-95