К вопросу о применении математической статистики при изучении влияния года выпуска автомобиля на его стоимость - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

К вопросу о применении математической статистики при изучении влияния года выпуска автомобиля на его стоимость

Боярских Е.А. 1, Пушкарев В.В. 1, Федоровских Е.С. 1
1уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизнь современного человека невозможно представить без технических устройств, особенно без автомобилей. Уровень автомобилизации населения России достаточно высок.

По состоянию на 1 января 2024 года парк легковых автомобилей на территории Российской Федерации составил 46,36 млн единиц. Тогда как целом по России обеспеченность легковыми машинами на 1 тысячу жителей составляет 322 единицы. Сегодняшний российский автомобильный парк имеет высокий средний возраст. Так, на долю машин старше 10 лет приходится 69,2% общего парка, что в количественном выражении равняется 32,06 млн экземпляров [1].

Авторов работы заинтересовала обеспеченность автомобилями студентов первого и второго курса Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ).

Используя данные опроса студентов и математическую статистику, авторы решили узнать о влиянии года выпуска автомобиля на его стоимость.

В качестве исследуемых данных автомобилей рассматривались год выпуска (признак X) и цена (признак Y). Собранный материал представлял собой выборку в количестве 36 автомобилей, что позволило составить эмпирическое распределение (табл. 1). Для изучения признаков X и Y полученные экспериментальные измерения были упорядочены по возрастанию, а затем оба интервала значений разбиты на несколько частичных равновеликих интервалов (табл. 2, 3).

Таблица 1

Эмпирическое распределение

xi

2000

2001

2001

2001

2002

2002

2002

2002

2002

2003

2003

2003

yi

78

135

140

105

179

125

130

90

180

135

100

200

2003

2004

2005

2005

2005

2005

2005

2005

2005

2005

2006

2006

115

72

129

195

135

188

320

200

200

188

205

180

2006

2006

2006

2007

2007

2007

2007

2007

2008

2008

2008

2008

160

168

185

275

170

150

250

200

245

350

230

305

где xiгод выпуска автомобиля(г.),

yi– стоимость автомобиля (тыс. руб.).

Таблица 2

Интервальный вариационный ряд признака X

(xi xi+1]

(2000;2001,5]

(2001,5;2003]

(2003;2004,5]

(2004,5;2006]

(2006;2007,5]

(2007,5;2009]

ni

1

8

4

9

5

9

где xi– варианты (наблюдаемые значения года выпуска),

ni- частоты (количество вариант, попавших в соответствующий интервал).

Таблица 3

Интервальный вариационный ряд признака Y

(yi yi+1]

[72; 118,5)

[118,5; 165)

[165; 211,5)

[211,5; 258)

[258; 304,5)

[304,5; 351]

ni

6

9

14

3

1

3

Интервальные вариационные ряды графически можно представить с помощью гистограммы частот [2]. Данная геометрическая характеристика представляет собой столбчатую диаграмму, состоящую из прямоугольников, основаниями которых служат интервалы (xixi+1] и (yiyi+1], а высоты равны ni.

Рисунок 1. Гистограмма частот признака X.

Рисунок 2. Гистограмма частот признака Y.

На основе интервальных статистических распределений признаков X и Y определены числовые характеристики выборки (табл. 4), получены оценки тесноты связи и взаимосвязи между изучаемыми признаками.

Таблица 4

Числовые характеристики выборки

Числовые характеристики

Формулы

признак X

признак Y

Выборочное среднее

(среднее значение признака)

     

Выборочная дисперсия

     

Исправленное выборочное среднее квадратическое отклонение

     

Необходимые для расчета выборочного коэффициента корреляции данные приведены в таблице 5 [3].

Таблица 5

Зависимость цены автомобиля (Y) от года выпуска (X)

Y, тыс. руб

X, г.

ny

(2000;

2001,5]

(2001,5

;2003]

(2003;

2004,5]

(2004,5;

2006]

(2006;

2007,5]

(2007,5;

2009]

 

[72; 118,5)

2

1

3

     

6

[118,5; 165)

2

2

1

2

2

 

9

[165; 211,5)

 

2

1

5

6

 

14

[211,5; 258)

       

1

2

3

[258; 304,5)

       

1

 

1

[304,5; 351]

     

1

 

2

3

nx

4

5

5

8

10

4

36

Выборочный коэффициент корреляции Пирсона вычислим согласно формуле

,

где

2000,75*95,25*2+2002,25*95,25*1+2003,75* 95,253+

+2000,75 *141,75 *2+2002,25*141,75*2+2003,75*141,75*1+

+2005,25*141,75*2+2006,75*141,75*2+2002,25**188,25*2+

+188,25*2003,75*1+2005,25*188,25*5+188,25*2006,75*6+

+234,75*2006,75*1+2008,25*234,75*2+281,25*2006,75*1+

+327,75*2005,25*1+2008,25*327,75*2=12937816,5.

Тогда

.

Найденная величина (выборочный коэффициент корреляции Пирсона) характеризует степень тесноты корреляционной связи между изучаемыми признаками [3].

Подводя итоги, можно отметить, что между признаками X и Y существует слабая линейная зависимость. Дополнительно можно отметить, что rв=0,288>0. Данный факт свидетельствует о положительной корреляционной связи между годом выпуска автомобиля и стоимостью автомобиля, то есть чем старше автомобиль, тем дешевле он стоит и, наоборот, чем позже выпущен автомобиль, тем выше его стоимость.

Список литературы

  1. Структура и прогноз парка легковых автомобилей в России [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://www.autostat.ru/research/product/520.

  2. Просветов Г.И. Математика для гуманитариев: Задачи и решения. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-пресс», 2008. – 320 с.

  3. Белько И.В., Свирид Г.П. Теория вероятностей и математическая статистика. Примеры и задачи: Учебное пособие / под ред. К.К.Кузьмича. Минск: Новое знание, 2002. 250 с.

Просмотров работы: 11