ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА АРХИТЕКТУРНОМ ЯЗЫКЕ ARCHIMATE АКТУАЛЬНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕГРАММ-БОТ ДЛЯ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ САЙТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА АРХИТЕКТУРНОМ ЯЗЫКЕ ARCHIMATE АКТУАЛЬНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕГРАММ-БОТ ДЛЯ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ САЙТА

Мезенцев Е.В. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной веб-разработки многие проекты используют архитектуру микросервисов, что позволяет создавать гибкие и масштабируемые приложения [1]. Однако, с увеличением количества микросервисов на сайте возникают определенные сложности, особенно когда речь идет о тестировании их работоспособности. Простые запросы через инструменты, такие как Postman или Swagger, могут оказаться недостаточно эффективными и трудоемкими для проверки всех функций и взаимодействий между сервисами.

Как пример, одной из проблем является наличие сложной ролевой модели с системой авторизации, которая накладывает определенные ограничения на доступ к различным ресурсам. Каждая роль может иметь свои уникальные права и ограничения, что требует тщательной настройки запросов и токенов для каждого теста.

В результате, ручная проверка API становится не только время затратной, но и подверженной ошибкам, так как тестировщику необходимо учитывать множество факторов: от правильности токенов до соответствия прав доступа. Таким образом, для эффективного мониторинга и тестирования микросервисной архитектуры необходимо внедрение автоматизированных решений.

Использование телеграмм-бота для мониторинга состояния микросервисов может значительно упростить этот процесс. Он позволит автоматически выполнять запросы к API, проверять их работоспособность и получать уведомления о любых сбоях или отклонениях от ожидаемого поведения. Это не только сократит время на тестирование, но и повысит надежность системы в целом.

Для анализа проблематики администрирования сайта используется архитектурный подход на основе единого предоставления архитектурных слоев в нотации ArchiMate [2].

На рисунке 1 представлена модель архитектуры «как есть» администрирования сайта с проверкой микросервисов вручную через АПИ запросы.

На данной диаграмме (рисунок1) в бизнес-слое описана архитектура функции администрирования веб-приложения. Администраторами сайта являются Backend, Frontend разработчики и Тестировщик. В бизнес-слое описано как происходит администрирование вэб-приложения, при которой настройка микросервиса реализуется благодаря «Сконфигурированному REST API сервису», написанному в редакторе Visual Studio на C#. В свою очередь аппликационный слой реализуется благодаря артефактам, которые назначаются от сервера.

Согласно диаграмме ArchiMate (рисунок 1) администрирование сайта происходит проверка микросервисов вручную. Чтобы ускорить процесс проверки сайта через АПИ запросы, необходимо взглянуть на проблему под другим углом и взять, достаточно простую и популярную тему для автоматизации – это разработка телеграмм-бота, которая позволить автоматизировать проверку микросервисов через АПИ запросы.

Рисунок 1 – Модель архитектуры «как есть» администрирования сайта
с проверкой микросервисов вручную через АПИ запросы

Для формализации проблем администрирования сайта и определения вариантов их решения была разработана мотивационная диаграмма архитектуры администрирования сайта в нотации ArchiMate (рисунок 2).

Рисунок 2 – Диаграмма ArchiMate мотивационного слой архитектуры администрирования сайта

В мотивационном слое архитектуры администрирования сайта использованы элементы, перечисленные ниже.

Стейкхолдер «Клиент» – заинтересованная сторона, которая сталкивается с недоступностью сайта и требует высокого качества обслуживания.

Стейкхолдер «Разработчик» – заинтересованная сторона, ответственная за поддержание и оперативное восстановление работы сайта.

Драйвер «Качество работы сайта» – ключевой драйвер, мотивирующий решения и действия по улучшению работы системы.

Проблема/Оценка «Сайт компании временно недоступен пользователям».

Проблема/Оценка «Неоперативное восстановление работы сайта компании» (проблема разработчиков).

Цель «Улучшить администрирование сайта» – цель, направленная на оперативное обнаружение и устранение проблем.

Цель «Улучшить синхронизацию между разработчиками» – цель, направленная на ускорение работы команды при восстановлении сайта.

Требование «Сообщения о падении микросервиса» – требование, улучшающее мониторинг проблем сайта.

Требование «Обеспечить телеграмм-бота для всех разработчиков веб-приложения» – требование для повышения синхронизации в команде.

Требование «Создать телеграмм-бота для выявления проблем сайта» – техническое требование для улучшения администрирования сайта.

Вывод: Драйвер «Качество работы сайта» порождает цели и требования, которые улучшают оценки этого драйвера (решают проблемы), обозначенные стейкхолдерами – клиентами и разработчиками. Через реализацию конкретных технических решений, таких как телеграмм-бот, достигаются цели по улучшению администрирования и синхронизации работы команды.

На рисунке 3 представлена модель архитектуры «как будет» администрирования сайта с проверкой микросервисов через телеграмм-бот.

Диаграмма ArchiMate архитектуры «как-будет» (рисунок 3) администрирование сайта с проверкой микросервисов через телеграмм-бот показывает, что разработанный телеграмм-бот автоматически находит ошибки в работе микросервисов происходит отправка сообщений в определённой форме, в которой описана ошибка (метод) которую нужно исправить и устранения ошибки в микросервисе или микросервисах, благодаря телеграмм-бот у нас.

Рисунок 3 – Диаграмма ArchiMate архитектуры «как-будет» администрирования сайта
с проверкой микросервисов через телеграмм-бот

Таким образом, модели ArchiMate администрирования сайта (рисунок 1- 3) демонстрируют, что создание телеграмм-бота по мониторингу работы микросервисов веб-приложения и его успешное внедрение в архитектуру администрирования веб-приложения позволит значительно улучшить работу администраторов веб-приложения.

Список используемых источников

  1. Нагорный Н.Н. Основные аспекты разработки микросервисного веб-приложения / Н.Н. Нагорный // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №7 (133) . — URL: https://research-journal.org/archive/7-133-2023-july/10.23670/IRJ.2023.133.121 (дата обращения: 15.12.2024).

  2. Королев, А. С. Лабораторный практикум "Применение современных Open-Source технологий при создании корпоративных систем: учебное пособие / А. С. Королев, К. В. Нигматуллина. — Москва: НИЯУ МИФИ, 2012. — 48 с. // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/75812 (дата обращения: 15.12.2024).

Просмотров работы: 10