Патопсихологический анализ эмоционально - волевой сферы у детей с умственной отсталостью - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Патопсихологический анализ эмоционально - волевой сферы у детей с умственной отсталостью

Платова Д.З. 1, Шашкова М.С. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Правильное понимание понятия «умственная отсталость» имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение правильного определения умственной отсталости заключается в том, что оно позволяет выявить основные признаки этого отклонения в развитии лучше понять его суть и причины. Практическое значение правильного определения умственной отсталости заключается в том, что оно позволяет осуществлять правильный отбор учащихся в специальные школы, адекватно диагностировать эту аномалию и отграничивать ее от сходных аномалий.

Умственная отсталость, по определению С.Я. Рубинштейн (1986), представляет стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга.

В настоящее время существует широкий спектр псевдосинонимических понятий, связанных с умственной отсталостью: психическое недоразвитие, психическая дефицитарность, особый ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение интеллекта. В этом случае следует подчеркнуть, что мы рассматриваем в данном случае детей, у которых нарушены предпосылки для интеллектуального развития [1].

Умственная отсталость характеризуется задержкой в развитии интеллектуальной и речевой сферы и меньшей задержкой в сенсомоторной области. При задержке развития высших форм познавательной деятельности развитие других психических функций откладывается. Таким образом, степень недоразвитости в первую очередь соответствует степени снижения уровня интеллекта.

Недоразвитие высших форм умственной деятельности и речи стало общей чертой для выявления закономерностей развития у детей с диагнозом умственная отсталость. Имеются данные о существовании его неспецифической формы из-за инфекционных и травматических заболеваний центральной нервной системы, возникающих в раннем возрасте. Это состояние было истолковано как недоразвитие эмоциональной и личной сферы из-за органического повреждения головного мозга, которое может быть врожденным или возникнуть под воздействием внешних воздействий.[41]

Роль эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей особенно важна, поскольку у них часто наблюдаются нарушения в развитии эмоционально-волевых функций. Таким детям может быть трудно выражать свои эмоции, контролировать свои действия или принимать решения.

Рассмотрим некоторые особенности изучения различными авторами эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталость.

Л. С. Выготским была выдвинута мысль об измененном, при умственной отсталости, соотношении интеллекта и аффекта. В дальнейшем она послужила толчком для многих исследований, направленных на изучение характера таких детей. Что касается эмоционально-волевой сферы, то эту точку зрения можно считать основой ее изучения.

Л.С.Выготский в своей лекции по возрастной психологии утверждает, что "к кризису 7 лет впервые происходит обобщение опыта, или обобщение эмоций, логика эмоций".

К концу дошкольного возраста эмоции перестают быть непосредственным фактором, определяющим реакцию ребенка, и при переходе из дошкольного в начальную школу происходит "интеллектуализация" эмоции становятся "умными".

У детей с умственной отсталостью изменения в интеллекте и влиянии в основном обусловлены интеллектуальной дисфункцией, которая указывает на недостаточное выражение эмоций и переживаний по отношению к другим людям. Другими словами, эмоциональные симптомы могут не соответствовать внешним воздействиям по силе, динамике и содержанию. У таких детей может наблюдаться склонность к импульсивности, интенсивным эмоциональным реакциям (бурным вспышкам гнева, агрессивным разрядкам) по незначительным причинам. Такие дети могут остро переживать из-за недостатка общения или противоречий. Могут проявляться негативные состояния, такие как обида, гнев и недоверие.

Может наблюдаться невротический страх перед близостью или, наоборот, чрезмерное доверие к окружающим, но это не всегда может быть безопасно. С возрастом вероятность произвольной регуляции поведенческих и эмоциональных симптомов возрастает, что свидетельствует об изменении соотношения между интеллектом и влиянием.

По мнению Я.А.Коломинского, в структуре человеческого взаимодействия и коммуникации выделяются 3 компонента. Поведенческий (результат деятельности и поведения, мимика, жесты, пантомимика, походка (перемещение в пространстве), эмоциональный (по-другому: эмоциональная составляющая, проявляющаяся в различных эмоциональных состояниях); когнитивный (поскольку психические процессы связаны с познанием окружающего мира и самого себя).. В случае с детьми с задержкой психического развития, когда когнитивный компонент нарушен, эмоциональный компонент функционирует не в полной мере, это нарушает действия и реакции на различные ситуации. Все это также подтверждает возможность непонимания ситуаций и неадекватного поведения при взаимодействии с окружающими.

Многие авторы говорят о важной роли ближайшего окружения в формировании эмоционально-волевой сферы "особого" ребенка. Н.Рош отметила, что почти все умственно отсталые дети нуждаются в эмоциональной поддержке, без которой у них развивается чувство отчуждения и признаки тревоги и агрессии. Н.М.Робинсон, Х.Б. Робинсон отмечают, что умственно отсталые дети, живущие в специальных учреждениях, имеют эмоциональные отклонения чаще, чем те, кто вырос дома. Это может свидетельствовать о важности и необходимости индивидуального подхода к "особому" ребенку.

Развитие эмоциональной сферы ребенка с задержкой психического развития происходит особым образом. Во-первых, эмоции долгое время это не выделялись в достаточной степени. Для этого характерны небольшие спектры переживаний (они чем-то очень довольны, веселятся или, наоборот, расстроены и плачут); часто возникают трудности в понимании изображения мимики и жестов, выразительных движений человека, эмоций на фотографии. Во-вторых, эмоции часто неадекватны и непропорциональны влиянию внешнего мира на динамику в целом.

На основе теоретического анализа эмоционально - волевой сферы у детей с умственной отсталостью было проведено исследование на базе ГБУЗ СК Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больнице №l. Выборочную совокупность исследования составили дети от 7 до 12 лет с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: « Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго и рисуночный тест « Дом. Дерево. Человек»

По результатам методики «Дом. Дерево. Человек»выявлены следующие показатели: показатель незащищенности у всех респондентов повышен, выше среднего – 33,3 %, высокий – 66,6%. По показателю тревожности – 33,3% выше среднего, 66,6% - высокий. Недоверие к себе – 66,6% выше среднего, ниже среднего – 16,6%, низкий уровень – 16,6%. Чувство неполноценности – 100%. Враждебность – 16,6% выше среднего, высокий – 16,6%, ниже среднего – 33,3%, средний показатель – 33,3%. Конфликтность у всех респонтентов повышена, 66,6% - выше среднего, 33,3% - высокий. Трудность общения – 50% выше среднего, высокий – 13,3%, низкий – 13,3%, ниже среднего – 13,3%. Депрессивность – 33,3% выше среднего, 50% ниже среднего, 13,3% - низкий. По показателю конфликтности мы получили высокие результаты практически у всех детей, вероятнее всего это связано с тем, что дети недостаточно осмысляют контекст, в котором происходит общение, позицию партнера по общению и свою собственную. Они чаще всего не всегда умеют совладать со своими негативными эмоции в виде агрессии, негативизма, и тем самым вовлекают себя и других в конфликтные ситуации, из которых им выйти достаточно тяжело без вмешательства воспитателей. По шкале трудности в общении только у 2 детей низкие показатели. Это связано с тем, что эти дети поступили в данное учреждение в день проведения исследования. Они отстранились от коллектива и находились наедине с собой, возможно так дети ощущали себя в безопасности.

Результаты методики «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго. Детям предлагались в схематичном виде следующие эмоциональные выражения:

1. Злость (гнев).

2. Печаль (грусть).

3. Радость.

Данные виды эмоций не вызвали детей затруднений, все показали высокий результат. Все дети на 100% справились с заданием.

Вторая часть методики «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго вызвала затруднения. С радостью справились все дети (100%), со страхом справились 75% детей, с сердитостью - 25%, с приветливостью - 15%, удивление узнали 30%, обиду - 40%, задумчивость - 5%. Некоторые из ребят сомневаясь в правильности собственного ответа, задумывались перед тем как ответить, использовали разные синонимы при описании. Мы выявили, что дети хорошо определяют ярко выраженные эмоции, а изображение пограничных эмоций таких как приветливость, задумчивость, сердитость вызывает у них затруднение. Чувство радости и страха назвали почти все, в разговоре с детьми было видно явное оживление, когда дети рассказывали о том, что может им доставить радость и то, чего они больше всего боятся. Многие ребята отрицали злость и обиду, заявляя о том, что они данные эмоции не испытывают вовсе или очень редко. Объяснить это можно тем, что дети стараются получить одобрение в обществе, вытесняя отрицательные эмоции.

Таким образом, по результатам выше описанных методик, можно сделать вывод о том, что повышенное чувство незащищенности указывает на незрелость эмоционально-волевой сферы, оно может формироваться у ребенка из-за отверженности со стороны родителей, повышенного требования заботы от них, ощущения покинутости, заниженной самооценки. Высокий уровень тревожности говорит о том, что большинство детей чувствуют себя беспомощными, боятся приступать к новым видам деятельности, они имеют большое количество страхов, прежде всего это следствие низкой самооценки, чувствительности к неудачам, наличия склонности к невротическим состояниям. Трудности в общении у детей чаще всего могут возникнуть в связи с дефектами развития (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержка психического развития и др.). Также трудности в общении могут быть обусловлены социальным фактором. Боясь, что над ними будут смеяться их сверстники и осудят окружающие, таких детей родители чаще всего изолируют от взаимодействия с окружающими, лишая тем самым крайне важной речевой практики и практики межличностных отношений. К существенным трудностям в общении могут привести такие черты, свойственные многим детям, как раздражительность, вспыльчивость, излишняя чувствительность, плаксивость, негативные привычки, слабый самоконтроль и выраженное плохое настроение. Эти дети хорошо определяют ярко выраженные эмоции такие как, радость, страх и злость, а изображение пограничных эмоций таких как приветливость, задумчивость, сердитость вызывает у них затруднение. Дети с умственной отсталостью стесняются высказывать свое мнение, больше молчат, им трудно идти на контакт с окружающими, они не решительны в своих действиях, чувствительны к неудачам.

Просмотров работы: 6