Введение.
В настоящее время особенное значение придается повсеместному введению физической культуры в научную организацию учебного труда, быта и отдыха студенческой молодежи, а также более действенному использованию средств физической культуры для повышения учебного труда, укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний и в целях борьбы с вредными бытовыми привычками.
По статистическим данным время на учебные занятия у студенческой молодежи является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма вариативна и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий - 8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным. Стремление человека больше увидеть, запомнить, осмыслить, познать не проходит для организма бесследно. Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма.
Правильная организация умственной работы и активного физического отдыха - важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами.
Вопросами физической подготовки студентов разных профессий и специальностей занимались многие отечественные и зарубежные специалисты такие, как Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, В.А. Головин, В.А. Масляков, А.В. Коробков. В своих работах авторы рассматривают взаимосвязь физической культуры и спорта в режиме учебного труда, быта и отдыха студентов. Уделяют внимание особенностям методики проведения учебных занятий по физическому воспитанию, формированию мотивационных предпосылок к самостоятельным систематическим занятиям физическим воспитанием, развитию базовых физических качеств, практических умений и навыков, необходимых для дальнейшей продуктивной работы в течение всего периода трудовой деятельности. При этом большое значение имеет получение студентами глубоких знания по вопросам физиологической и психофизической подготовки.
Цель работы.
1. Провести социологический опрос студентов на предмет занятий физической культурой и спортом в режиме учебного труда, быта и отдыха студентов.
2. Показать значение физической культуры и спорта в режиме учебного труда, быта и отдыха студентов.
Результаты исследований.
Проблему режима работы и отдыха нельзя рассматривать раздельно, так как умственный труд неотделим от отдыха. Наш известный физиолог Н. Е. Введенский говорил: "Устают и изнемогают не столько оттого, что много работают, а оттого, что плохо работают ,- имея в виду плохую организацию труда. Особенно это относится к студентам.
Активизация учебного труда при возрастающих нагрузках требует все большего внимания к умению правильно работать и восстанавливаться в режиме учебы, быта и отдыха студентов. Систематическое использование средств физического воспитания в быту является необходимым условием организации здорового режима, под которым следует понимать образ жизни, способствующий восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей организмаПри продолжительной интенсивной умственной работе, сопровождаемой психологическим напряжением, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с ритмичными сокращениями отдельных, небольших по массе, мышечных групп. В целях повышения тонуса работоспособности головного мозга, улучшения режима дыхания и кровообращения целесообразно через каждые 30-60 минут регулярно выполнять микродозы позатонических упражнений продолжительностью 1-2,5 минуты на рабочем месте сидя. Через каждые 2 часа рекомендуется выполнять одноминутные динамические упражнения, например, бег на месте, уделяя внимание ритмичному, достаточно глубокому дыханию.
Использование физической культуры в быту чаще всего выражается в регулярном выполнении упражнений гигиенической гимнастики, закаливающих упражнений и в оптимизации режима домашних занятий и отдыха в соответствии с требованиями гигиены. Наряду с этим в быт трудящихся все шире внедряются оздоровительные прогулки, бег, ходьба на лыжах, плавание и другие физические упражнения, занятия которыми проводятся в относительно небольшие паузы в распорядке дня или в специально выделенное время - самостоятельно или под руководством преподавателя, инструктора.
Проведенный анкетный опрос 56 студентов 1-2 курсов выявил следующие показатели.
Во-первых, - занимаемое время на учебные занятия в день составляет, на первом - 5 часов в день, на втором курсе - 7 часов в день. Кроме того, используемое время на самоподготовку составило, на первом курсе - 2,5 часа в день, на втором курсе - 3,5 часа в день. Следовательно, современный студент в настоящее время на учебу в день затрачивает, приблизительно 8-9 часов. При этом, использование физических упражнений систематически в режиме умственной работоспособности применяют на первом курсе - 19% студентов, на втором - 17%; иногда используют физические упражнения на первом курсе - 81% студентов, на втором курсе - 36%; совсем не используют физические упражнения на первом курсе - 0%, на втором курсе - 40%.
Во-вторых, - использование физических упражнений студентами в условиях повседневного быта. Не используют - 4% студентов первого курса, - 30% студентов второго курса. Иногда используют - 57% студентов первого курса, - 60% студентов второго курса. Систематически используют - 39% студентов первого курса, - 10% студентов второго курса. При этом, используют утреннюю гигиеническую гимнастику систематически - 32% студентов первого курса, - 7% студентов второго курса. Иногда выполняют - 65% студентов первого курса, - 51% студентов второго курса. Не выполняют - 4% студентов первого курса, - 42% студентов второго курса. Применение закаливающих процедур в режиме дня студентов отображают следующие статистические показатели. Не применяют вообще - 32% студентов первого курса, - 59% студентов второго курса. Иногда выполняют - 60% студентов первого курса, - 41% студентов второго курса. Систематически выполняют - 8% студентов первого курса, - 0% студентов второго курса. Рассматривая вопрос занятий физическими упражнениями в режиме дня наибольшее количество студентов на первом курсе отдало предпочтение оздоровительным прогулкам - 46%, второе место заняло занятие бегом и плаванием по - 26% студентов и на третьем месте ходьба на лыжах - 10% студентов. Второй курс отдаёт предпочтение бегу - 40% студентов, на втором месте плавание - 31% студентов и на третьем месте оздоровительные прогулки - 18% студентов. Наибольшее количество студентов первого и второго курса предпочитают однодневный активный отдых на природе, в парках или за городом.
Проанализированный материал, физическая культура и спорт в режиме учебного труда, быта и отдыха студентов", а также статистические результаты показывают, что условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают значительное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Ритмичная организация всей жизнедеятельности (режима учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительных мероприятий) обеспечивает экономичное расходование нервной энергии, снижает нервно-психическую напряженность, увеличивает продуктивность умственного труда.
Выводы.
Физическая культура и спорт в режиме учебного труда, быта и отдыха современной студенческой молодёжи не всегда занимает ключевую и главную позицию в жизнедеятельности студента. Однако, использование физических упражнений играет важную роль для улучшения здоровья студентов, профилактики заболеваний.
Проведенные наблюдения и анкетирования дают нам возможность экспериментально показать положительное влияния физической культуры и спорта на продуктивность учебного труда, повышения работоспособности и жизнедеятельности организма.
Литература.
1. Физическое воспитание; Учебник под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова. М.: Высшая школа, 1983. - 391 с.
2. Физическая культура студента; Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. - 448с.
3. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. - В кн.: Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - Г.: Гардарики, 1999. - C.380-432.