Развитие лидерских качеств подростков: проблемы и пути решения - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Развитие лидерских качеств подростков: проблемы и пути решения

Смирнова С.В. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст считается одним из самых сложных периодов взросления личности. Немалое влияние на развитие подростка оказывает его социальное окружение, в первую очередь, сверстники. Именно в процессе общения подростка со сверстниками происходит становление нового уровня его самосознания, формируются навыки социального взаимодействия, умение подстраиваться под мнение коллектива и в то же время отстаивать свои права. В переходном возрасте образ «Я» перестает зависеть от мнения взрослых, становится более адекватным, формируется под влиянием собственного представления о себе и о мире. Под адекватностью образа «Я» подразумеваются точность и полнота понимания собственной личности и личности другого человека. К.Н. Поливановой выявлено, что, чем лучше подростки понимают себя, тем лучше, в общей сложности, они понимают и другого человека [2]. Видоизменяются, расширяются и значимые социальные потребности подростков. Важной становится потребность в признании, которая включает в себя рост личности, осознание своей значимости, достижение уверенности и уважения. И здесь мы уже сталкиваемся с проявлением лидерских качеств во взаимодействии подростков.

В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б.Д. Парыгиным: «Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [1, с. 486].

Лидерство включает в себя такие черты, как уверенность в себе, ответственность, умение работать в команде и принимать решения. Учитывая, что подростки активно ищут своё место в социуме, их стремление к признанию среди ровесников может служить важным двигателем формирования лидерских качеств.

Мы провели исследование среди подростков общеобразовательной школы, направленное на изучение выраженности у них лидерских качеств. В исследовании приняли участие 80 обучающихся параллели седьмых классов, из них 46 девочек и 34 мальчика. Средний возраст испытуемых – 13,6 лет.

Мы применили тест-опросник «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), который позволяет оценить способность человека быть лидером.

Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность способности быть лидером

Мы видим, что у 21 (26,25%) подростка лидерские качества выражены слабо: они склонны занимать пассивную роль в групповом взаимодействии. Эти подростки часто предпочитают следовать за активными лидерами, поддерживать их идеи и решения, выказывая большую лояльность и доверие.

Средний уровень лидерских качеств, зафиксированный у 34 подростков, позволяет им гибко адаптироваться к различным учебным ситуациям. Они могут брать на себя инициативу в отдельных проектах или вопросах, не стремясь к постоянному лидерству. Эти ученики могут сохранять баланс между самостоятельностью и работой в команде, что способствует укреплению социального климата в классе.

Сильно выраженные лидерские качества у 17 подростков проявляются в их желании брать на себя ответственность за коллективные дела. Они часто являются инициаторами различных мероприятий, покровительствуют менее уверенным одноклассникам, часто проявляют способность вдохновлять других. Эти подростки могут успешно организовывать работу в группе, создавая условия для достижения общих целей.

Особое внимание привлекают 8 подростков с очень высокими показателями лидерских качеств, демонстрирующими склонность к диктату. Взаимодействие с ними может носить сложный характер, так как они активно стремятся доминировать и продвигать свою точку зрения. Иногда они могут игнорировать мнения и интересы других, что приводит к конфликтным ситуациям и появлению напряженности в классе.

Далее была использована тестовая методика «Я лидер» (методика самооценки лидерских качеств) (А.Н. Лутошкин), позволяющая изучить особенности самооценки лидерских качеств у подростков (см. таблицу 1).

Таблица 1

Выраженность лидерских качеств (на основе самооценки)

Уровни

Лидерские качества

умение управлять собой

осознание цели

умение решать проблемы

наличие творческого подхода

влияние на окружающих

знание правил организаторской работы

организаторские способности

умение работать с группой

Низкий

28

(35%)

31 (38,75%)

37 (46,25%)

35

(43,75%)

27

(33,75%)

34

(42,5%)

32

(40%)

38

(47,5%)

Средний

38

(47,5%)

41 (51,25%)

25

(31,25%)

25

(31,25%)

35

(43,75%)

35

(43,75%)

35

(43,75%)

32

(40%)

Достаточный

14

(17,5%)

8 (10%)

18

(22,5%)

20

(25%)

18

(22,5%)

11

(13,75%)

13

(16,25%)

10

(12,5%)

Данные показывают, что по результатам самооценки у испытуемых преобладает средний уровень умения управлять собой и осознания цели. Такой уровень самоуправления проявляется в способности учащихся концентрироваться на поставленных задачах, но при этом им иногда требуется внешняя помощь или корректировка со стороны учителя. Подростки, обладающие средней самоорганизацией, в состоянии выполнять задания в заданные сроки, но могут испытывать трудности с включением в работу без дополнительных стимулов.

Что касается осознания цели, то учащиеся со средним уровнем часто демонстрируют понимание своих целей, однако нуждаются в периодическом подчеркивании этих целей со стороны взрослых, иначе их мотивация падает. В классе такие ученики могут участвовать в командной работе, внося свои идеи, но иногда проявляют нерешительность при необходимости взять на себя лидерскую роль или ответственность за результаты.

На достаточном уровне наиболее выражены у испытуемых такие качества, как умение решать проблемы, наличие творческого подхода и влияние на окружающих. Умение решать проблемы позволяет испытуемым эффективно справляться с возникающими трудностями, независимо от их сложности. Например, при столкновении с задачей, требующей коллективного подхода, такие ученики способны быстро предложить решение, удачно распределить обязанности среди одноклассников и довести дело до успешного завершения.

Творческий подход испытуемых позволяет находить новые идеи или новые ракурсы рассмотрения проблемы. Так эти ученики показывают одноклассникам возможность мыслить иначе, могут вдохновлять остальных учеников. Но таких обучающихся мы выявили всего 20 человек из 80 опрошенных. А.Н. Лутошкин отмечал, что ученики, обладающие этим качеством, часто становятся неформальными лидерами в группе.

И все же в среднем 40% опрошенных имеют низкий уровень выраженности лидерских качеств. Такие ученики часто остаются в тени более активных одноклассников, не проявляют инициативу в групповых делах и предпочитают следовать указаниям других, вместо того чтобы предлагать свои собственные идеи. Они могут испытывать трудности при выражении своего мнения, часто нерешительны.

Отсутствие уверенности в своих лидерских способностях делает их менее заметными в классе. Эти ученики редко берут на себя роль организатора или координатора в групповых заданиях, ограниваясь пассивным участием. Их способности повлиять на группу весьма ограничены, и даже если у них и есть идеи, они не умеют (или стесняются) донести их до сверстников.

В ситуациях распределения обязанностей или принятия коллективного решения, эти ученики склонны соглашаться с мнением большинства, даже если имеют другое мнение. Они редко проявляют настойчивость в отстаивании своей точки зрения и скорее адаптируются к окружению, нежели формируют его.

В качестве одного из путей развития лидерских качеств подростков мы видим развитие у них эмоционального интеллекта. Мы уже отмечали, что лидер, обладающий высоким EQ, способен эмпатично воспринимать чувства и эмоции других людей. Он может эффективно общаться, устанавливать доверие и поддерживать отношения с коллегами и подчиненными. Он понимает, что его действия и слова могут сильно влиять на других и, следовательно, может использовать свою эмоциональную интеллектуальность для создания положительной и продуктивной рабочей атмосферы [3].

Эмоциональный интеллект, во-первых, позволяет лидерам эффективнее управлять своими эмоциями. Лидеры с высоким уровнем EQ обладают способностью сохранять спокойствие и уверенность в критических моментах, что помогает создавать доверие и стабильность в коллективе.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет лидерам лучше понимать окружающих, а следовательно, более эффективно взаимодействовать и разрешать конфликты.

Поэтому дальнейшая наша работа по развитию лидерских качеств подростков обязательно будет включать в себя развитие их эмоционального интеллекта.

Список литературы:

  1. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Учебное пособие / Б. Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

  2. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. Учебное пособие /К.Н. Поливанова. – М.: «Академия», 2000. – 196 с.

  3. Смирнова, С.В. Эмоциональный интеллект и лидерство: противоречие или гармония? // Материалы XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2024/article/2018036298 (дата обращения: 12.12.2024 ).

Просмотров работы: 77