ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОГО ОДИНОЧНОГО КАТАНИЯ: ОТ КЛАССИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ ДО СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИК - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКОГО ОДИНОЧНОГО КАТАНИЯ: ОТ КЛАССИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ ДО СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Фигурное катание - это вид спорта, в котором спортсмен, двое спортсменов или группа спортсменов двигаются по льду на коньках, выполняя различные элементы в порядке, определенном программой, в определенное количество времени и под музыкальное сопровождение [8]. Различают следующие дисциплины фигурного катания: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное катание, танцы на льду, синхронное катание. В последнее время, а особенно на Олимпийских играх в Пекине 2022 интерес значительно вырос к женскому одиночному фигурному катанию. То, что каждый зритель и судья видел на играх в женских произвольных программах – фантастика, но, такой масштаб произошел не сразу. Понадобились годы, чтобы дойти до такого уровня. Женское одиночное катание претерпело настоящую революцию – от элегантного, грациозного искусства, в зрелищный и технический сложный спорт.

Цель работы: рассмотреть этапы развития женского одиночного катания с начало своего пути и до настоящего времени.

Результаты работы.

Начало женского одиночного катания начинается примерно с начала 20 века. До этого, соревнования среди женщин не проводились, но с 1906 года Международный союз конькобежцев проводил специальные соревнования исключительно среди женщин [8]. В раннее время особое внимание уделялось грации, плавности движений, выразительности. Программы были короткие и делали акцент на хореографии и художественной части, больше передавали эмоции и чувства, а не технические элементы. После Первой мировой войны женское одиночное катание пережило крайние перемены, которые помогли внести имена в его историю. Одной из запоминающихся фигуристок, открывших женское одиночное катание после войны стала Херма Планк-Сабо из Австрии, а затем её сменила норвежская фигуристка Соня Хени [7]. Она не просто выигрывала все чемпионаты мира, Европы и Олимпиады в 1927–1936 годах, она установила фантастический рекорд по тем временам для фигуристки [7]. Ее победы стали не просто результатам технического мастерства, но и красочной артистичности, которую сложно было не заметить. Соня Хени первая начала включать в свои программы элементы из мужского одиночного катания, так она первая выполнила первой среди женщин одинарный аксель. Другие фигуристки не вставляли в свои программы никаких сложных элементов. В их программах можно было увидеть простые прыжки (одинарные), сложных комбинаций, а тем более каскадов из прыжков не было вообще.

Следующему периоду можно дать название – переходный период. Данный временной промежуток варьируется с середины и до конца 20 века. Идет появление более сложных прыжков и комбинаций. Вначале пути Тенли Олбрайт, затем Кэрол Хейсс, и целый ряд других высокопрофессиональных спортсменок, демонстрировали чёткий однообразный стандартный стиль — очень высококачественно исполненные технические элементы, гибкость, пластичность, с эффектной хореографией и постановками программ в точном соответствии с правилами, практически всегда исполняемых под популярную классическую музыку, крайне редко исполняя рекордные прыжки или оригинальные новые элементы [7]. Фигуристки начинают прыгать двойные прыжки и одна из них - Алена Врзанёва, первая исполнила среди женщин двойной аксель, что являлось прорывом в женском катании. С тех пор, лидеры сборной вставляли в свои программы более сложные элементы [7]. То, что, представители женского одиночного катания уже могут прыгать тройные прыжки и так произвело фурор и восторг, но - Сурия Бонали, уделявшая особое внимание рекордно сложным прыжкам, впервые включившая в произвольную программу четверной тулуп и каскад тройной лутц — тройной тулуп (выполнявшиеся с небольшим недокрутом) [7]. Мидори Ито прыгнула тройной аксель, что до 1988 года в своих программах делали исключительно мужчины. Конечно, чтобы соответствовать уровню лидеров, приходилось тщательнее и упорнее тренироваться, чтобы иметь возможность соревноваться с ними. Поэтому, произошло усиление атлетизма. Ведь даже сами фигуристы понимали, чтобы иметь уровень выше – нужно упорно заниматься, поэтому была необходима сила, выдержка и выносливость. Уже под конец века, многие фигуристки прыгали тройные прыжки, что произвело фурор и женское одиночное катание перескочило на новый, невиданный уровень, где уже было интересно смотреть на этот красивый вид спорта, а особенно на женское одиночное фигурное катание. Ведь представительницы женского одиночного катания сделали невозможное. За такой короткий срок они из самых простых и обычных элементов, где в программе упор делали только по большей части исключительно на хореографию, уже к концу века сделали то, что тогда считали просто фантастикой – начали делать прыжки в три оборота, каскады, вращение на одной ноге, комбинации.

После появления в женском одиночном катании новых элементов, которые с каждым разом отличались своей сложностью произошло соперничество между многими фигуристками за первые места на самых главных стартах в их жизни. Многим фигуристкам пришлось учить сложные элементы, чтобы занимать первые места. Одна из таких фигуристок – Ирина Слуцкая, она первая выполнила каскад тройной лутц-тройной риттбергер [6]. Он и на данный момент считается самым дорогим каскадом в фигурном катании, так как сама сложность заключается в самом первом прыжке – лутц. Он самый дорогой прыжок по оценке и не каждый фигурист может его прыгать, ведь перед отталкиванием от льда спортсмен обязательно должен опереться на внешнее ребро конька и с этого наклона исполнять прыжок. Прыгая каскад с тулупом у фигуриста есть доли секунды на передышку и «подстройку». Приземляется фигурист на правую ногу, а тулуп прыгает с левой ноги. Если первый прыжок не самый удачный, опытные фигуристы могут прицепить двойной или тройной тулуп [7]. В своих последующих соревнованиях Ирина Слуцкая добилась кардинальных изменений. Она усилила скорость вращения и усложнила сложность выполнения спиралей, трижды выполняла вращение бильманн в своих программах [6]. Для этого вращения нужна очень хорошая растяжка и многим фигуристам не удается сделать его правильно, так как не хватает гибкости. Даже сейчас, при просмотре программ можно увидеть это вращение один раз, в большинстве случаев, в конце программы фигуристки. Элемент достаточно сложный и требует долгой работы, чтобы показывать его на соревнованиях. Ирина Слуцкая показала его в своих программах, давая тем еще меньший шанс своим соперницам обойти ее. Прыгнув самый дорогой каскад и исполняя бильманн она внесла свой вклад в развитие женского катания, показав, что даже сложные элементы подвластны. Ирина Слуцкая не одна фигуристка из России, которая смогла покорить высшие ступени пьедестала почета. По ее примеру пошла и Юлия Липницкая, став первой Олимпийской чемпионкой в командных соревнованиях на Олимпиаде в Сочи 2014 [4]. Она была воспитанницей Этери Тутберидзе, в штабе которой были еще талантливые фигуристки – Евгения Медведева и Алина Загитова [8]. Как отмечают многие эксперты, две девушки соперничали между собой, в особенности это наблюдалось на Олимпийских играх 2018. У обеих девушек наблюдался разный стиль катания. Евгения Медведева делала упор на изящество, грацию, передачу эмоций и чувств, что играло существенную роль при выставлении итоговых оценок. Спортсменка на Чемпионате России в 2017 году прыгнула каскад из трех тройных прыжков, что доказывает то, что и на техническую часть спортсменка делает упор [3]. Раньше так никто и никогда не прыгал¸ это считалось сенсацией и даже у тренеров это вызвало бурю положительных эмоций. В то время как Алина Загитова делала упор на усложнении технический части и всегда в свои программы, во вторую их часть вставляла каскад твойной лутц-тройной риттбергер, с которым Ирина Слуцкая выигрывала соревнования [2]. Также фигуристка Алина Загитова является второй в истории, кто сумел выиграть «большой шлем» (победа на самых значимых и ценных стартах: Олимпийские игры, Чемпионат мира, финал серии гранд-при, Чемпионат Европы, Чемпионат России и все старты на юниорском этапе). Данное достижение было феноменальным, ведь все эти награды она выиграла в 16 лет, что считалось просто невероятным. В столь юном возрасте она вписала свои рекорды и достижения в историю женского одиночного катания [2]. Смотря на все эти рекорды и достижения мы видим космический прогресс. Даже несмотря на то, что они обе делали упор на разные аспекты, они внесли немалый вклад в фигурное катание, ведь на них смотрело новое поколение, которое перенимало опыт у них, достигнуть таких же успехов на мировой арене и быть известными.

В современном периоде женского одиночного катания произошел так называемый технологический взрыв. Будучи юниорами – фигуристки Александра Трусова и Анна Щербакова прыгали четвертные прыжки, что по сложности было сравнимо с мужским одиночным катанием. Эти девушки не давали ровным шансом никому обойти их, они сделали настоящую революцию в женском одиночном катании. На Олимпиаде в Пекине 2022 года, Александра Трусова сделала пять четвертных прыжков, и своим прокатом установила одиннадцать олимпийских рекордов [1]. Ее программу даже многие мужчины не могут повторить. Однако, помимо олимпийских рекордов Александра Трусова четыре раза входила в книгу рекордов Гиннеса, что стало просто сенсацией для всех новостных каналов и журналистов. Она исполнила четверные лутц, тулуп, флип [1]. Данные прыжки раньше делали исключительно мужчины и то, даже многие представители мужского одиночного катания не шли на такой риск и останавливались на более простых программах, чтобы не идти на риск. Это в очередной раз доказывает, что женское фигурное катание никогда не стоит на месте, что все же есть те девушки, которые стремятся покорить новую вершину и доказать, что невозможное – возможно. Хотелось бы также отметить, что современное поколение, которые сейчас мы можем видеть на наших российских соревнованиях не отстает от своих предшественников. Так, Маргарита Базылюк в возрасте 12 лет прыгнула комбинацию четверной сальхов и четверной сальхов. Конечно, данное достижение не было зафиксировано, так как было исполнено на Чемпионате России по прыжкам, но, данная новость облетела весь мир любителей фигурного катания [5]. Это уже нам доказывает то, что женскому одиночному катанию есть куда стремиться, что оно не слабее в технике и дает конкуренцию. Все вышеперечисленное, конечно, сыграло одну из наиболее важных ролей к тому, чтобы женское катание «улетело в космос», но, мы не должны забывать об истоках – артистизм. В современный период он все также играет существенную роль в передаче образа, эмоций, чувств у фигуриста.

Выводы по работе. Все вышеперечисленное, безусловно, говорит о том, что женское одиночное фигурное катание не стоит на месте, оно и в дальнейшем будет развиваться и показывать все более сложные программы. Ведь сами спортсменки стремятся к еще более сложным программам и побить рекорды «предыдущего поколения». Они хотят включать в свои программы более сложные комбинации прыжков и вращения. Также, юные фигуристки не забывают о хореографии – ведь это то, чем фигурист запоминается, его мимика, эмоции, то, какие чувства он передает на льду. Ведь хореография - это то, на чем было изначально основано женское одиночное фигурное катание. Как бы далеко фигурист не заходил, он не должен забывать о основополагающих факторах.

Эволюция женского одиночного катания – это достаточно увлекательный, захватывающий процесс, отражающий развитие технологий, физической подготовки спортсмена и его умения выражать хореографию на льду. Спорт никогда не стоит на месте, поэтому можно смело утверждать, что в скором времени мы сможем услышать новые имена фигуристок, которые перевернут женское одиночное катание с ног на голову и впишут свое имя в историю и эволюцию фигурного катания.

Список использованных источников:

  1. Анна Щербакова прыгнула два четверных прыжка и стала олимпийской чемпионкой Пекина-2022, Валиева — четвёртая [Электронный ресурс] // Анна Горшкова; Спорт-Экспресс. URL: https://www.sport-express.ru/olympics/beijing2022/figure-skating/news/anna-scherbakova-prygnula-dva-chetvernyh-pryzhka-i-stala-olimpiyskoy-chempionkoy-pekina-2022-valieva-chetvertaya-1893303/ (дата обращения: 01.12.2024).

  2. Биография Алины Загитовой: история олимпийской чемпионки, спортивные достижения в карьере и личная жизнь [Электронный ресурс] // Анастасия Рацкевич; Спорт-Экспресс. URL: https://www.sport-express.ru/figure-skating/reviews/biografiya-aliny-zagitovoy-istoriya-olimpiyskoy-chempionki-sportivnye-dostizheniya-v-karere-i-lichnaya-zhizn-1852432/ (дата обращения: 02.12.2024).

  3. Биография Евгении Медведевой: история фигуристки, спортивные достижения в карьере и личная жизнь [Электронный ресурс] // Анастасия Рацкевич; Спорт-Экспресс. URL: https://www.sport-express.ru/figure-skating/reviews/biografiya-evgenii-medvedevoy-istoriya-figuristki-sportivnye-dostizheniya-v-karere-i-lichnaya-zhizn-2124647/ (дата обращения: 02.12.2024).

  4. Биография Юлии Липницкой: жизнь и спортивная карьера олимпийской чемпионки Сочи [Электронный ресурс] // Анастасия Рацкевич; Спорт-Экспресс. URL: https://www.sport-express.ru/figure-skating/reviews/biografiya-yulii-lipnickoy-zhizn-i-sportivnaya-karera-olimpiyskoy-chempionki-sochi-2248945/ (дата обращения: 02.12.2024).

  5. Кто такая Маргарита Базылюк? Суперкаскад из двух четверных, чемпионка России по прыжкам [Электронный ресурс] // Екатерина Авдонина; Чемпионат. URL: https://www.championat.com/figureskating/article-5678274-kto-takaya-margarita-bazylyuk-superkaskad-iz-dvuh-chetvernyh-priznanie-trusovoj-i-valievoj-chempionka-rossii-po-pryzhkam.html (дата обращения: 01.12.2024).

  6. Слуцкая, Ирина Эдуардовна [Электронный ресурс] // Знание Россия. URL: https://znanierussia.ru/articles/Слуцкая,_Ирина_Эдуардовна (дата обращения: 02.12.2024).

  7. Фигурное катание на коньках глава 2. Возникновение и развитие фигурного катания [Электронный ресурс] // под редакцией Мишина А.Н. URL: [https://www.tulup.ru/articles/78/glava_2_vozniknovenie_i_razvitie_figurnogo_katanija.html] (дата обращения: 01.12.2024).

  8. Фигурное катание: вид спорта, история дисциплины, термины [Электронный ресурс] // Международный олимпийский комитет. URL: [https://olympics.com/ru/news/figurnoe-katanie-vid-sporta-istoriya-discipliny-terminy] (дата обращения: 01.12.2024)

Просмотров работы: 62