Место и позиция танцев в современном спорте - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Место и позиция танцев в современном спорте

Журавлев А.В. 1, Дейнека Я.Ю. 1
1САФУ им. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История танца 

С доисторических времён художники и скульпторы пытались отразить волнение, текучесть и красоту танца на стенах пещер и храмов, в фигурках из глины и мрамора. Но никакой рисунок, никакая скульптура не могли передать основное свойство танца - движение. Без движения танец был мёртв.1

Танец — это движения человека, которые он выполняет в пространстве под музыку или ритм. Это важная часть двигательной культуры человечества, способствующая освобождению и раскрепощению тела, хотя танец также следует определённым правилам. С развитием общества и истории, танцевальная культура тоже претерпевает изменения.

Этапы развития танцев:

1) Древний танец

Танец появился одновременно с человеком и его история неразрывно связана с развитием человеческой культуры. Он сыграл важную роль в различных аспектах повседневной жизни. Существовали ритуальные, охотничьи, трудовые и воинские танцы, которые передавались из поколения в поколение. Со временем их магическое значение, которое было характерно для древних танцев, начало затухать и забываться. Тем не менее, многие народы сохранили свой уникальный пластический язык на протяжении тысячелетий.

Как бы ни были талантливыми люди, если они не в состоянии выразить свои эмоции через музыку, песню или танец, их жизнь неизменно была бы беднее.

В древней Греции греки осознавали силу танца. Для них он мог выразить то, что оставалось вне досягаемости драмы, музыки и живописи.

2) Народный танец

Танец был неотъемлемой частью народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.

3) Бальные танцы

Когда танец с площадей перешел в залы дворцов, он стал выражением образа жизни правящих слоев общества.

Изящество манер, благородство осанки, изысканная почтительность, которые необходимы были в менуэте, составляли необходимейшие качества придворного.

В те времена при дворе появился балет, который очень скоро стал излюбленным развлечением королей.

4) Балет

Если обратиться к глубокой древности, создателями балета были Пилад и Битиллос, воспользовавшиеся для этого образцами
греческих танцев и плясок хоров. Пилад — уроженец Сицилии, вольноотпущенник Мецената, изобрел танцы нежные, патетические, и подобные Эммелейе. Битиллос из Александрии создал веселый, легкий, из свободных поз, и даже комический танец.

Они вместе давали мимические представления, имевшие огромный успех, и вскоре выстроили на свой счет театр. Они играли только жестами, танцами и личной мимикой классические трагедии и комедии, как «Трахинянки» Софокла и комедии Аристофана.2

В России же первый балет был поставлен в царствование Алексея Михайловича на масленице в 1672 году, сюжет его был заимствован из античной жизни.

Танец выдержал долгую битву за то, чтобы стать самостоятельным искусством, отделиться от пения и драмы. Появилась такая профессия, как сочинитель танцев, он же в большинстве случаев и их постановщик.

Удивляла внешне блестящая и всегда нелегкая судьба балерины. В танце закреплялись свои законы, правила, суммировались определенные движения, которые существуют и по сей день. Как в живописи есть цвета, в музыке ноты, так и в классическом балете — определенные позы, движения, из которых, как из букв, балетмейстеры, а потом актеры складывают слова, из слов — фразы, из фраз — поэмы, повести, романы.

Возник особый пластический язык, способный передавать сложнейшие движения души. Язык, которому учатся с невероятным упорством и самоотвержением десятки лет, всю жизнь.

Физическая активность в танцах

Независимо от стиля и направления, танцы требуют значительных физических усилий. Различные танцевальные дисциплины предъявляют специфические требования к силе, выносливости, гибкости, координации и балансу. Профессиональные танцоры, особенно в таких дисциплинах как балет, бальные танцы или хип-хоп, демонстрируют высокий уровень физической подготовки, сравнимый с достижениями спортсменов в других видах спорта. Многочисленные исследования подтверждают значительную нагрузку, развитие мышечной силы и выносливости при регулярных танцевальных тренировках.

Психологические аспекты

Танцы требуют не только физической подготовки, но и значительной психологической устойчивости. Танцоры сталкиваются с давлением на соревнованиях, необходимостью концентрации внимания, управлением стрессом и самоконтролем. Они должны демонстрировать самодисциплину, целеустремленность и умение работать в команде (в случае парных и групповых танцев). Эти психологические аспекты аналогичны тем, с которыми сталкиваются спортсмены в других видах спорта.

Соревновательная составляющая

Существование многочисленных танцевальных соревнований на разных уровнях – от любительских до профессиональных – свидетельствует о наличии соревновательной составляющей в танцах. Судьи оценивают технику исполнения, артистизм, синхронность (в парных танцах) и другие критерии, определяя победителей. Система ранжирования, награждение и стремление к достижению высоких результатов являются неотъемлемыми атрибутами соревновательной деятельности.


Тренировочный процесс

Профессиональные танцоры проходят интенсивные тренировки, включающие физическую подготовку, отработку технических элементов, изучение хореографии и работу над артистизмом. Режим тренировок часто сопоставим по интенсивности с режимом спортсменов в других видах спорта, включая строгий контроль питания и восстановления.

Критерии определения спорта:

Отсутствие единого определения спорта затрудняет однозначную классификацию танцев. Однако, если учитывать физическую нагрузку, соревновательную составляющую и интенсивный тренировочный процесс, то многие танцевальные дисциплины соответствуют многим критериям, используемым для определения спорта.

Заключение

Вопрос о том, считаются ли танцы спортом, остается открытым и зависит от используемых критериев. С точки зрения физической активности и наличия соревновательной составляющей, многие танцевальные дисциплины демонстрируют характеристики, свойственные спорту. Однако, отсутствие полного соответствия всем критериям, используемым в некоторых определениях спорта, может привести к неоднозначной интерпретации. Более продуктивным подходом является признание танцев как отдельной категории физической активности, которая может быть как любительской, так и профессиональной, соревновательной и несоревновательной, с различными уровнями физической нагрузки и требований к тренировкам. Дальнейшие исследования должны быть направлены на уточнение критериев определения спорта и более детальный анализ физиологических и психофизических аспектов различных танцевальных дисциплин.

Список литературы:

1. Н. Вашкевич «История хореографии всех веков и народов», 2009, с. 138-139

2. Попятков, С.С. «Основы современного танца», 2005

List of references:

1. N. Vashkevich ‘History of choreography of all ages and nations’, 2009, pp. 138-139

2. Popyatkov, S.S. ‘Fundamentals of modern dance’, 2005

1 Попятков, С.С. «Основы современного танца», 2005

2 Н. Вашкевич «История хореографии всех веков и народов», 2009, с. 138-139

Просмотров работы: 5