Адаптивная физическая культура. Упражнения для людей с учетом их заболеваний - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Адаптивная физическая культура. Упражнения для людей с учетом их заболеваний

Агаркова Ю.Н. 1, Журавлева Л.Н. 1, Журавлев А.В. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный мир сталкивается с ростом числа хронических заболеваний и увеличением продолжительности жизни населения, что приводит к необходимости поиска эффективных методов поддержки и реабилитации людей с различными заболеваниями. Одной из ключевых задач здравоохранения является обеспечение качества жизни и поддержание функциональности у этих людей. Адаптивная физическая культура (АФК) занимает важное место среди таких методов, поскольку она направлена на индивидуализацию подходов к физическим нагрузкам с учетом конкретных потребностей и ограничений каждого человека[1].

Адаптивная физическая культура

Традиционные методы физической активности зачастую оказываются неподходящими для людей с особыми потребностями, такими как сердечно-сосудистые, опорно-двигательные или неврологические заболевания. Поэтому разработка специализированных программ упражнений, учитывающих эти особенности, становится все более актуальной задачей. АФК способствует снижению риска осложнений, связанных с малоподвижным образом жизни, улучшает физическую форму, повышает уровень независимости и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями[2].

Адаптивная физическая культура (АФК) – это специализированный подход к физической активности и реабилитации, который учитывает индивидуальные особенности каждого человека, включая его заболевания, физические ограничения и возможности. Цель адаптивной физической культуры заключается в том, чтобы обеспечить людям с различными заболеваниями возможность заниматься физическими упражнениями безопасно и эффективно.

Физическая активность является важным компонентом здорового образа жизни и играет ключевую роль в поддержании общего состояния здоровья. Однако люди с хроническими заболеваниями часто сталкиваются с трудностями при выполнении стандартных физических упражнений. Это связано с тем, что традиционные программы тренировок могут быть слишком интенсивными или не учитывать специфические потребности таких пациентов[3]. В этом контексте адаптивная физическая культура становится особенно важной, так как она позволяет разрабатывать индивидуальные программы упражнений, которые соответствуют возможностям и ограничениям каждого конкретного человека.

Задачи адаптивной физической культуры:

  • Развитие физических способностей и поддержание физической формы людей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Улучшение здоровья и профилактика заболеваний.

  • Развитие координации движений, гибкости, силы и выносливости.

  • Улучшение психологического состояния и качества жизни людей с ОВЗ.

  • Повышение самооценки и уровня социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья[4].

Адаптивная и лечебная физическая культура отличаются тем, что АФК ориентирована на улучшение здоровья и развитие физических способностей людей с ограниченными возможностями, тогда как лечебная физкультура — это метод лечения, который направлен на восстановление здоровья и функциональности организма после болезни или травмы. Еще одно отличие: у АФК, в отличие от ЛФК, есть социальная функция, поскольку важной частью занятия по адаптивной физкультуре является помощь в развитии коммуникативных навыков у людей с ОВЗ и интеграции их в социальную среду.

Занятия адаптивной физкультурой полезны для лиц, имеющих стойкие нарушения функций организма, травмы, врожденные патологии и отклонения, а также для людей пожилого возраста и детей с особыми потребностями. 

Основные принципы адаптивной физической культуры.

- Индивидуальный подход: Каждый человек уникален, поэтому программа упражнений должна разрабатываться с учетом его индивидуальных особенностей, включая тип и степень тяжести заболевания, уровень физической подготовки и личные цели[5].

- Безопасность: Безопасность всегда должна быть приоритетом. Все упражнения должны выполняться под наблюдением квалифицированного специалиста и соответствовать уровню физической подготовленности пациента.

- Прогрессия: Программа упражнений должна постепенно усложняться по мере улучшения физического состояния пациента. Это помогает избежать травм и обеспечивает постоянный прогресс[6].

- Разнообразие: Различные виды физической активности помогают поддерживать интерес и мотивацию у пациентов, а также обеспечивают всестороннее развитие различных групп мышц и систем организма.

-Интеграция с медицинской помощью: Адаптивные программы физической культуры должны тесно взаимодействовать с медицинским лечением, обеспечивая комплексный подход к улучшению здоровья пациента.

Актуальность и важность составления специальных программ обусловлена индивидуальностью состояния организма каждого человека. Для их создания существует определенная система знаний по проведению занятий, некоторые из которых будут затронуты в данной работе, в частности тест К. Купера и методика оздоровительной физической культуры. Без соответствующих знаний будет невозможно верно составить график, комплексы упражнений, правильно их выполнять, а следовательно, вероятность риска уменьшения эффективности или даже ее полного отсутствия становится выше, что приводит к пустой трате времени и энергии в лучшем случае и получению физических травм и вреда здоровью в худшем.

Отдельное внимание уделяется психологической подготовленности человека, предварительной работе с ним и организации занятий, а также оздоровительной направленности и положениям лечебной физкультуры.

Примеры упражнений для разных категорий заболеваний

-Сердечно-сосудистые заболевания[7].

Для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями важно контролировать интенсивность нагрузки и избегать чрезмерного напряжения сердца. Вот несколько примеров безопасных упражнений:

Ходьба: Начинать следует с медленной ходьбы, постепенно увеличивая темп и продолжительность прогулки.

Велотренажер: Использование велотренажера позволяет контролировать нагрузку и следить за пульсом.

Плавание: Плавание оказывает мягкое воздействие на сердце и сосуды, одновременно укрепляя мышцы всего тела[8].

-Заболевания опорно-двигательного аппарата

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата важно избегать резких движений и перегрузок суставов. Примерные упражнения включают:

Растяжка: Медленные и плавные движения помогают улучшить гибкость и уменьшить боль.

Йога: Некоторые позы йоги могут быть адаптированы для людей с ограниченными возможностями, помогая укрепить мышцы и улучшить подвижность.

Водная гимнастика: Вода уменьшает давление на суставы, позволяя выполнять упражнения более комфортно.

-Неврологические заболевания

Люди с неврологическими заболеваниями часто испытывают трудности с координацией движений и равновесием. Подходящие упражнения могут включать:

Балансирующие упражнения: Например, стояние на одной ноге или использование балансировочных платформ.

Упражнения на укрепление мышц кора: Помогают улучшить стабильность туловища и снизить риск падений.

Танцевальная терапия: Может способствовать улучшению координации и настроения[9].

Заключение

Популяризация знаний об адаптивной физической культуре (АФК) необходима для повышения осведомленности общества о значимости и преимуществах этой дисциплины. Распространение информации среди широкой аудитории, включая медицинское сообщество, образовательные учреждения и общественность, поможет интегрировать АФК в повседневную жизнь людей с различными заболеваниями и улучшать их качество жизни.

Адаптивная физическая культура представляет собой важный инструмент для поддержания и улучшения здоровья людей с различными заболеваниями. Индивидуально разработанные программы упражнений позволяют пациентам безопасно и эффективно заниматься физической активностью, улучшая качество их жизни. Важно помнить, что такие программы должны разрабатываться и проводиться под контролем специалистов, чтобы обеспечить максимальную безопасность и эффективность[10].

Список использованной литературы:

1. Вавилов Ю.Н., Карпенко Л.А. "Основы адаптивной физической культуры". Москва, Физкультура и спорт, 2022.С.23.

2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. "Адаптивная физическая культура: Учебник для вузов". Санкт-Петербург, СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2023.С.4.

3. Горохова Н.С., Романова Е.Е. "Методики адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья". Москва, Советский спорт, 2022.С.77.

4. Курамшин Ю.Ф. "Теория и методика физической культуры". Москва, Академия, 2020.С.4.

5. Скворцов Д.В. "Лечебная физическая культура и спортивная медицина". Москва, Медицина, 2023.С.12.

6.Брехман И.И. "Валеология – наука о здоровье". Москва, Наука, 2023.С.5.

7.Мошков В.Н. "Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней". Москва, Медицина, 2022.С.23.

8.Хрущев С.В., Поляев Б.А. "Медико-биологические основы физической культуры и спорта". Москва, СпортАкадемПресс, 2021.С.17.

9.Шестаков М.П., Краснова Г.О. "Физическая реабилитация: Учебное пособие". Москва, Инфра-М, 2022.С.34.

10.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. "Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья". Москва, Владос-Пресс, 2023.С.32.

Просмотров работы: 133