Введение: В данной статье мы рассмотрим результаты учеников школ, при выполнении контрольных нормативов, уровень их физической подготовленности. Для исследования показателей уровня физической подготовленности, мы организовали две группы по 18 человек в каждой. Каждая группа состояла из трех подгрупп, их обучающихся в 3, 7 и 11 классах по 6 человек в каждой. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным (мужской пол).
Исследование проводилось с 08 апреля по 04мая 2024 г. на базе МБОУ средней общеобразовательной школы № 8 города Архангельска и Удимский СОШ №1 Котласского района Архангельской области.
Первую группу № 1, численностью 18 человек, составили обучающиеся МБОУ средней общеобразовательной школы № 8 города Архангельска. Вторую группу № 2 – в количестве 18 человек, составляли обучающиеся Удимский СОШ №1 Котласского района Архангельской области. Цель исследования: проведение сравнительного анализа результатов физической подготовки волейболистов, группы спортивного совершенствования в конце сезона 2023-24 и начале 2024-25, выявление динамики изменений ключевых показателей физической подготовки волейболистов.
Методы и организация исследования: В данной работе использовался:
1. Теоретический анализ и обобщение литературы.
Изучили литературные источники, затрагивающие вопросы физического развития и физической подготовленности юных спортсменов. Также с помощью данного метода стало возможным сравнение полученных при измерении и проведении тестирования результатов – основной задачи нашей работы.
2. Педагогическое тестирование.
Выбор именно этих тестов обусловлен ещё и тем, что они наиболее подходят для всех трёх групп испытуемых детей и выявляют особенности их физической подготовленности путём несложных упражнений. Во время проведения тестовых заданий и измерений, результаты заносились в протокол. Затем были составлены таблицы данных для расчета среднего арифметического значения в каждой группе по каждому тесту.
Исследование было проведено по результатам тестовых упражнений на уроках физической культуры в марте месяца 2024 года.
3. Статистическо-математический метод измерения.
Статистическо-математический метод исследования заключается в сборе статистического материала, его систематизации и обработке с помощью математических вычислении. Его использование в нашем исследовании необходимо для получения данных о физической подготовленности детей.
Результаты исследования и их обсуждения:
Силовая и скоростно-силовая физическая подготовленности
Развитие силы мышц происходит только тогда, когда в них систематически развивается значительное, близкое к максимальному, напряжение.
На рисунке 1 представлены результаты показателей силовой подготовленности в группах обучающихся (силы мышц верхних конечностей).
Рисунок 1 – Тест «Сгибание и разгибание рук из положения вис на высокой перекладине» (подтягивание)
Результаты исследований обрабатывались методом математической статистики, при этом определялись следующие характеристики:
1. Средняя арифметическая величина:
где — знак суммирования;
V — полученные в исследовании значения (варианты);
n — число вариантов.
Как показывают графики на рисунке 1, показатели силы мышц верхних конечностей в группах учащихся 3 класса достоверно значимых значений не имеют. Так у школьников, проживающих в городе Архангельске показатель данного теста соответствовал 2,87 кол-во раз, что соответствует ниже среднего уровня развития. У детей, проживающих в сельской местности, данный показатель соответствует среднему уровню подготовленности для данного возраста – 3,8кол-во раз.
У семиклассников, проживающих в городе, показатель соответствовал среднему уровню развития 5,2 кол-во раз и у ребят, проживающих на селе – выше среднего уровня 7,7 кол-во раз.
В группе ребят 11 класса, обучающихся в городе, сила мышц верхних конечностей соответствовала среднему уровню 9,14 кол-во раз и у юношей, проживающих на селе – выше среднего 10,7 кол-во раз.
На рисунке 2 представлены результаты показателей скоростно-силовой подготовленности в группах обучающихся (силы мышц нижних конечностей).
Рисунок 2 – Тест «Прыжок в длину с места»
Из рисунка 2 видно, что длина прыжка с места в группе детей третьего класса достоверно значимых отличий не имеет и соответствует среднему уровню развития – 140,5см (у сельских ребят) и 135,5см (городских).
У учащихся седьмого класса, отмечается достоверно значимая разница в показателях. Так длина прыжка у ребят, проживающих в городе, соответствовала 183,2см – средний уровень подготовленности и 195,5см – у школьников сельской местности (выше среднего уровня).
В группе юношей, обучающихся в 11 классе в городе, показатель данного теста достоверно ниже 198,5см – выше среднего уровня, чем у ребят, проживающих на селе (225,00см – высокий уровень развития).
Скоростно-координационная подготовленность
Координационная подготовленность означает выполнять определенную двигательную задачу посредством взаимодействия мышц, реакции, концентрации внимания, техники выполнения движения, а также прогнозирование дальнейших действий.
На рисунке 3 представлены результаты показателей скоростно-координационной подготовленности в группах обучающихся.
Рисунок 3 – Тест «Челночный бег 3х10 м»
Как видно из показателей на рисунке 3, время теста «Челночный бег 3х10», у школьников в обеих группах 3 и 7 классов, достоверно значимых отличий не наблюдается. Уровень развития координационных способностей у третьеклассников находится на отметке ниже-среднем уровня и на среднем – у семиклассников, проживающих на селе (8,84 сек) и высокий (8,25 сек) – городские.
В группах ребят одиннадцатого класса, наблюдается достоверно значимая разница в показателях координации. Одиннадцати классники, проживающие в городе, имеют высокую степень развития координационных качеств (7,24 сек), чем их сверстники, проживающие на селе – средняя степень развития (8,84 сек).
Выводы: Уровни развития физических качеств по группам:
3 класс – достоверно значимых отличий нет по всем тестам и находятся на среднем и ниже среднем уровне развития;
7 класс – силовые, скоростно-силовые качества (средний и выше среднего уровня развития), результаты лучше у сельских ребят; – скоростные качества (выше среднего уровня развития) лучше у городских учащихся;
11 класс – силовые, скоростно-силовые качества (выше среднего и высокий уровень развития), результаты лучше у сельских ребят;
Систематическая оценка уровня развития физических качеств детей позволяет вести планомерную работу с физически слабыми учениками, а физически хорошо подготовленных школьников направлять для занятий в секции по видам спорта.
Список литературы:
1. Аржаков В.В., Вихрук Т.И., Лубеев А.Г., Мурзина Г.Н. Влияние биологического возраста и соматотипа на физическую подготовленность // Современные проблемы военной медицины, обитаемости и профессионального отбора: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 ноября 2011 года. - СПб.,2011 (дата обращения 4.12.2024)
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 2005 https://ksderbenceva.ucoz.ru/dokumenty/teorija_i_metodika_fiz_vospitanija.pdf (дата обращения 4.12.2024)
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. https://search.rsl.ru/ru/record/01001446636 (дата обращения 4.12.2024)
4. Бернштейн Н.А. Ловкость и её развитие. - М.: Физкультура и спорт, 1991. https://search.rsl.ru/ru/record/01001608799 (дата обращения 4.12.2024)
5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: “Наука”, 1990. https://search.rsl.ru/ru/record/01001542913 (дата обращения 4.12.2024)
6. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. https://search.rsl.ru/ru/record/01001580279 (дата обращения 4.12.2024)
7. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников // Физическая культура в школе. - 1993. - № 2. https://search.rsl.ru/ru/record/01001580279 (дата обращения 4.12.2024)
8. Волков Л.В.Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителя.- М., 1984. https://search.rsl.ru/ru/record/01001439710 (дата обращения 4.12.2024)
9. Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяжелая атлетика: Ежегодник-81. -М.: ФиС, 1981. https://djvu.online/file/hEwb7tAaw06XQ (дата обращения 4.12.2024)
10. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 2004. https://search.rsl.ru/ru/record/01001688513 (дата обращения 4.12.2024)