НИЗКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

НИЗКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ

Требухин В.И. 1, Белецкая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Низкая физическая активность среди современных студентов – это серьёзная проблема со значительными последствиями для здоровья и благополучия будущих поколений. Она является следствием целого ряда взаимосвязанных факторов, и её масштабы постоянно растут.

Её последствия — это не только проблемы со здоровьем, но и снижение учебной способности, ухудшение настроения, повышение уровня стресса и появление психологических расстройств.

Множество факторов, среди которых сидячий образ жизни из-за учёбы, низкая социальная заинтересованность в сохранении здоровья, цифровизация жизнедеятельности, приводят к возникновению этого явления. Поэтому решение этой проблемы требует комплексного подхода, включающего пропаганду здорового образа жизни, создание доступных и удобных спортивных объектов, включение физической культуры в учебный процесс и стимулирование активного образа жизни на уровне университета и общества в целом. Только так можно обеспечить будущее поколение здоровыми и активными людьми.

В нашей работе важно выделить не только признаки низкой физической активности и причины их возникновения, но и дать некоторые рекомендации к исправлению ситуации.

Современные исследования показывают, что последствиями уменьшения мышечных усилий страдают 60% взрослых и 75% молодёжи [2, с. 550].

Прежде чем подробно обсудить проблему и предложить пути её решения важно отметить признаки гиподинамии. Учёные выделяют следующие черты:

Появление лишнего веса; Проблемы с функционированием сердечнососудистой системы; Ухудшение работы дыхательной системы; Уменьшение мышечной массы и дистрофия; Нарушение кровообращение мозга: слабость, головная боль, бессонница, снижение умственной активности; Возникновение проблем с желудочно-кишечным трактом [2, с. 550].

Исследователи отмечают заметные черты воздействия учебных занятий и их сложности на падение и снижение физических нагрузок из года в год, что нисколько не нивелируется пропагандой здорового образа жизни в социальных сетях. Это подводит частичный вывод о том, что необходимо изучать целесообразность и содержание пропагандистской деятельности в области здорового образа жизни и проводить экспериментальные исследования о дальнейшем изменении уровня активности молодёжи и студентов [2, с. 552].

рис. 1 Основные признаки гиподинамии

Также гиподинамия может увеличить уровень стресса и тревожности, ограничивая способность человека справляться с повседневными стрессовыми ситуациями. Кроме того, недостаток движения может повысить риск развития психологических расстройств, таких как депрессия и тревожные состояния. Важно отметить, что гиподинамия также может негативно влиять на когнитивные функции человека, включая память, концентрацию внимания и общую когнитивную активность [1, с. 2].

Таким образом, недостаток физической активности оказывает комплексное и значительное воздействие на психическое состояние человека. Это влияние на психику включает ухудшение эмоционального состояния, возрастающий уровень стресса и тревожности, а также увеличение риска развития различных психологических расстройств.

Учитывая приведенные факты, становится ясно, насколько важно вписывать физическую активность в ежедневные занятия для поддержания психического и физического благополучия. Регулярное выполнение упражнений и активный стиль жизни существенно способствуют улучшению эмоционального фона, поддержанию когнитивных возможностей и предотвращению различных психических расстройств и физических заболеваний.

Но одних упражнений будет недостаточно. В самом начале необходимо изменить свой режим дня: наладить и восстановить режим сна. В среднем 7,5-8 часов сна необходимо студенту для полноценного отдыха; Настроить режим питания. Для занятий спортом необходимо соблюдать калорийную диету. В среднем студенту необходимо 1400-1600 калорий, в условиях тренировок этот показатель повышается до 3500-4000 кал; Проводить личную гигиену тела и закаливание; Ограничить, а затем вовсе исключить, вредные привычки. Курение и алкоголь практически полностью нивелируют полезный эффект занятия спортом и т.д. [5, с. 126].

Человек, придерживаясь установленного и наиболее эффективного режима жизни, лучше приспосабливается к основным физиологическим процессам. Если наши резервы адаптации исчерпываются, мы начинаем чувствовать дискомфорт, усталость или даже заболеваем. Поэтому важно следовать четко организованному образу жизни, придерживаться постоянного расписания для учебы, отдыха, питания, сна и физических упражнений. При повторении ежедневного режима жизни, между этими процессами устанавливается связь, которая закрепляется цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому механизму, предыдущая деятельность становится как бы толчком для следующей, подготавливая организм к быстрому переключению на новый вид деятельности, что способствует ее более успешному выполнению

Некоторые исследователи при анализе учебно-тренировочного процесса школьников они предлагают дифференцированный подход на занятиях, т.е. отдельные тренировки на каждую группу мышц [3, с. 64].

Мы можем почерпнуть метод и упражнения в планировании заданий, потому что учебная нагрузка студентов не позволяет им уделять достаточного времени всем мышцам на тренировках.

Для мальчиков программа упражнений включает в себя тренировку, например, дельт (плечи), грудных мышц, трапеций (верхняя часть спины) и широчайших мышц спины. Для плеч предлагаются подъемы гантелей поочередно, подтягивания на перекладине и разведение рук с гантелями в стороны. Для грудных мышц – жим гантелей сидя и лежа, а также сгибание рук с гантелями [3, с. 66].

В своей основе, комплекс упражнений у девочек направлен на развитие гибкости. Включает упражнения для плечевого пояса: растяжка плеч с использованием одной руки для фиксации другой, растяжка дельтовидных мышц с помощью удержания руки в разных положениях и разворот плеч с согнутыми локтями. К тому же все упражнения направлены на увеличение силы разных групп мышц [3, с. 67].

Таким образом, даже небольшие, но регулярные физические тренировки, которые учитывают мотивы студентов, не только помогают восстановить двигательную активность, но и способствуют улучшению основных физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость и координация, развитию базовых двигательных навыков, повышению физической и умственной работоспособности, укреплению здоровья и закаливанию организма. Кроме того, занятия спортом способствуют снижению уровня стресса, улучшению сна, повышению самооценки и формированию здорового образа жизни. Индивидуальный подход к тренировочному процессу, учитывающий особенности каждого студента, позволит достичь оптимальных результатов и минимизировать риск получения травм. Систематические тренировки способствуют лучшей адаптации к учебной нагрузке и повышению успеваемости.

Список литературы:

  1. Блинов Д. В. Влияние гиподинамии на психическое здоровье в современном обществе // Экономика и социум. 2023. №12 (115)-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gipodinamii-na-psihicheskoe-zdorovie-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 25.10.2024).

  2. Жданова Д. Р., Рубизова А. А. Гиподинамия - болезнь 21 века // БМИК. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gipodinamiya-bolezn-21-veka (дата обращения: 14.11.2024).

  3. Сиделева Екатерина Игоревна, Тишина Наталия Евгеньевна дифференцированный подход на уроках оздоровительной физической культуры как средство повышения физической подготовленности обучающихся // Наука-2020. 2020. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-na-urokah-ozdorovitelnoy-fizicheskoy-kultury-kak-sredstvo-povysheniya-fizicheskoy-podgotovlennosti (дата обращения: 25.11.2024).

  4. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. 448 с.

Просмотров работы: 52