Аннотация
Данная работа посвящена исследованию супружеских взаимоотношений как ключевого фактора, определяющего психологический микроклимат в семье. На основе концепции семьи как системы, рассматриваются взаимосвязи и взаимодействия внутри семейной структуры, а также роль каждого члена семьи и их влияние на формирование личности ребенка. Особое внимание уделяется различным ролям, которые могут занимать дети в контексте семейных конфликтов, и последствиям этих ролей для их психологического развития. Работа анализирует, как супружеские конфликты и манипуляции родителей могут негативно сказываться на эмоциональном состоянии детей, формируя у них низкую самооценку, агрессивное поведение и трудности в социализации. Подчеркивается важность создания стабильной и защищенной семейной среды для обеспечения здорового развития детей и предотвращения негативных последствий в их будущей жизни.
Ключевые слова: супружеские взаимоотношения, психологический микроклимат, семейная система, подсистемы, роли, семейные конфликты, манипуляция, эмоциональный дискомфорт, социализация, безопасность, неврозы, агрессивное поведение.
Одним из определяющих факторов психологического микроклимата в семье — являются отношения между супругами, именуемые супружескими взаимоотношениями. По мнению Юрия Петровича Азарова, супружеские взаимоотношения — это форма и условие семьи, позволяющие реализовать ее основные функции: воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение различных потребностей ее членов.
В нашей работе будет использоваться понятие семьи, как системы, что означает, что в ней все взаимосвязано, что она есть единое целое- единый биологический и психологический организм.
В связи с чем стоит выделить ряд признаков семьи:
Система как целое больше, чем сумма ее частей;
Что-то затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нее;
Изменение в одной части системы отражается на изменении других частей системы.
Семейная система является открытой системой и находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система – это система самоорганизующаяся, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы находится внутри ее самой. Отсюда следует, что люди, составляющие семью, совершают поступки под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов.
В семье как в системе выделяют семейные подсистемы, которые представляют собой каждого человека отдельно или диаду, например мужа и жену. Более обширные подгруппы образуют поколения (подсистема сиблингов), половые группы (дед, отец и сын) или функциональные группы (родительская подсистема). В рамках семейной системы особое значение, помимо индивида, имеют три подсистемы: супружеская, родительская и подсистема сиблингов.
В нашей работе основными для рассмотрения будут являться супружеская подсистема и родительская подсистемы.
Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:
ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;
ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;
ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет. Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка.
В связи с этим, можно выделить следующие роли:
«Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).
Также довольно часто можно встретить спутанность ролей во время ненормативных кризисов семьи, например семья на грани развода или семья с разведенными родителями. Все члены такой семьи переживают стрессовое состояние, связанное с разрушением стабильности жизни и необходимостью прерывать эмоционально значимые отношения.
Родители, склонные манипулировать чувствами и поведением ребенка, в ситуации развода могут реализовывать следующие типы поведения:
Использование ребенка для разрешения супружеских конфликтов. Это происходит в том случае, если конфликт принял затяжной характер, супруги не разговаривают друг с другом. Ребенок начинает выполнять роль «беспроволочного телеграфа»
Разделение с ребенком ответственности за развод. Родители могут задавать ребенку навязчивые вопросы следующего типа: «Как ты думаешь, не будет ли лучше, если мы с папой расстанемся?» или «Милый, что лучше для твоего будущего — если мы с папой будем так же плохо жить вместе или если разойдемся совсем? »
Манипулирование чувствами ребенка. Ребенка могут использовать и для попыток примириться, вернуть к себе почти утерянного супруга и обратить на себя внимание. Мать в этом случае может, например, просить ребенка: «Скажи отцу, что я не переживу развода!»
Наблюдая за взаимоотношениями родителей со стороны, ребенок воспринимает не только то, что родители хотят донести до него, но и то, от чего они стараются ребенка оградить. Взаимоотношения между супругами являются одним из определяющих факторов в развитии личности ребенка.
В тех ситуациях, когда ребенок не может понять реальную причину конфликта родителей, а таких ситуаций достаточно много, он начинает проецировать всё на себя. Ребенок, воспринимающий себя раздражителем и причиной конфликта, испытывает сильное чувство вины, эмоционального дискомфорта, что усугубляет и без того тяжелое состояние и в последующем может стать причиной серьезных психических травм.
Стратегии поведения ребёнка, которые он может неосознанно использовать при конфликтах родителей:
1. Объединение родителей посредством болезни ребенка. Не редко встречаются случаи, когда при заболевании ребенка, помимо вполне естественного физического дискомфорта и плохого состояния в целом, ребенок получает множество положительных эмоций, в связи с объединением родителей вокруг самочувствия ребенка. При таких обстоятельствах внимание родителей переключается с объекта конфликта, на более сильный «эмоциональный раздражитель», на ребёнка. Все их усилия направлены на удовлетворение потребностей ребенка, нуждающегося во внимании и заботе. Конфликт родителей теряет значимость на фоне проблемы ребенка. На подсознательном уровне ребенок ощущает положительные изменения в микроклимате семьи. Он попадает в благоприятные условия, которые способствуют стабилизации психологического состояния, а также разрушению психического дискомфорта. В следующей подобной ситуации, ребенок может снова прибегнуть к данной стратегии, для создания вокруг себя благоприятных условий, в которых ему комфортно.
2. Ребенок –защитник. Такой ребенок старается защитить более слабого родителя в семейных конфликтах, вставая на его сторону и полностью бойкотируя другого родителя.
3.Ребенок- одиночка ушедший «в себя». Такой ребенок принимает нейтральную позицию в семейных конфликтах, стараясь не принимать в них участие. Он отстранен от реальной действительности и уходит «в свой внутренний мир». Ребенок может внутренне очень сильно переживать свою неспособность уладить данные конфликты, но внешне никак не проявлять эмоций, становясь эмоционально холодным и отдаленным от близких людей. Ребенок как бы дистанцируется всё больше и больше от семьи, уходя в свое одиночество и не пуская в свой внутренний мир никого. Такой ребенок очень тяжело будет адаптироваться в любом детском коллективе, а потом – в социуме.
Многие родители считают, что в их ссорах дети не участвуют. Однако ребенок страдает от семейных конфликтов гораздо больше, чем сами супруги. Дело в том, что для любого ребенка родители – это залог стабильности. Они отвечают за удовлетворение его базовой потребности в безопасности. Семья, отношения между папой и мамой, атмосфера, которую они создают дома, – все это формирует у ребенка доверие к окружающему миру, создает ощущение защищённости, а постоянные семейные конфликты, зачастую переходящие в рукоприкладство, лишают его «островка безопасности». Таким образом, последствия семейных конфликтов для будущей взрослой жизни ребёнка таковы:
-дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутри личностный конфликт и заниженную самооценку, при любых стрессовых ситуациях часто испытывают неуверенность в себе, у них часто развиваются неврозы;
-у ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие;
-во время переживания семейных конфликтов у ребенка формируется сценарий поведения в его собственной семье. То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты и агрессивное поведение в ней будут также частым явлением;
-у ребенка формируется негативная картина мира, и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем.
-дети из семей, переживших частые конфликты, видевшие агрессию со стороны взрослых, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.
Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагополучный опыт в жизни. Отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующий образ мышления, чувства и поступки во взрослом возрасте. Поэтому родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, должны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны быть включены дети.