Историческое развитие физической культуры в России и его влияние на современное общество - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Историческое развитие физической культуры в России и его влияние на современное общество

Нагуманова Т.А. 1, Блохина Н.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Историческое развитие физической культуры в России можно разделить на три этапа: до 1917 года, развитие в СССР и после 1991 года. 

  1. До 1917 года. В этот период были сформированы педагогические и научные основы физического воспитания, создана система физического воспитания, развиты новые виды спорта. К 1910 году в Москве создали футбольную, конькобежную и лыжную лиги. Русские спортсмены стали выезжать на международные соревнования и проводить их у себя в стране, что привело к высокому уровню развития спорта в России.

  2. Развитие в СССР.  После революции в основу физического воспитания молодёжи положили комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне СССР». В тот период спорт стал неотъемлемой частью жизни человека, он вошёл в быт народа России.  В СССР была разработана система физического воспитания, определились принципы, направления, средства и методы физического воспитания и спортивной тренировки, сформировались организационные формы функционирования, частично были решены вопросы материально-технического и финансового обеспечения. 

  3. После 1991 года. Распад Советского Союза в 1991 году стал важным моментом для развития физической культуры в России. Люди стали более открытыми для новых форм занятий физической культурой и спортом. В результате среди российских граждан стали популярны самые разнообразные виды спорта — от боевых искусств, таких как дзюдо и каратэ, до лёгкой атлетики и гимнастики. В то же время старые виды спорта, такие как борьба или бокс, пережили возрождение после многолетнего подавления советскими властями. 

Влияние исторического развития физической культуры в России на современное общество заключается в том, что сегодня физическая культура и здоровый образ жизни стали одними из главных приоритетов для большинства россиян. Развитие фитнес-клубов, спортивных центров и детских спортивных школ помогает ещё большему развитию физической культуры и спорта в России. Историческое развитие физической культуры в России отражает не только спортивную и физкультурную деятельность, но и социально-культурные процессы, которые влияли на общество в целом. 

Влияние исторического развития физической культуры в России на современное общество заключается в том, что изучение этой истории позволяет:

  • Лучше понять культуру и общество России и осознать важность здорового образа жизни и спорта. 

  • Извлечь уроки для успешного решения государственных задач укрепления здоровья современного российского общества.

Некоторые основные функции физического воспитания в современном обществе: укрепление здоровья людей, сохранение генофонда страны, воспитание всесторонне гармоничной личности, профессиональная подготовка к выбору будущей профессии. 

В древности основной формой физической подготовки были игрища, а до XVIII века целью физического воспитания была военно-физическая подготовка из-за необходимости вести много войн. Основными источниками информации о физической культуре на Руси были былины, летописи, сказания, сказки и картины.

Во второй половине XIX века произошло становление основ физического воспитания, создалась система физического воспитания, развились современные виды спорта, физическое воспитание вошло в учебный процесс.  Примерно с 1889 года Россия начала принимать активное участие в деятельности международных спортивных объединений.  В этот период были сформированы педагогические и естественно-научные основы физического воспитания, создана система физического воспитания, развиты новые виды спорта и появилась практика физического воспитания в образовательных учреждениях. 

Некоторые достижения того времени:

  • Появление фундаментальных работ по научному обоснованию педагогических и естественно-научных основ физического воспитания.

  • Разработка системы физического образования П. Ф. Лесгафтом. Им были сформулированы и научно обоснованы основные компоненты системы физического воспитания: цель, задачи, основы, принципы, направления, подготовка специалистов для работы по физическому воспитанию. 

  • Создание специального учебного заведения для подготовки преподавателей физического воспитания.

  • Возникновение общественных физкультурно-спортивных организаций.  Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей.

Влияние на современное общество заключается в том, что изучение исторического развития физической культуры в России позволяет лучше понять культуру и общество страны, а также осознать важность здорового образа жизни и спорта.

В Советском Союзе физической культуре уделялось колоссальное внимание, она была признана одним из важнейших направлений реализации внутренней государственной политики. Было проведено масштабное строительство спортивных объектов и сооружений, а также большое внимание уделялось развитию спортивных школ. Этот период ознаменован появлением в стране олимпийских чемпионов и рекордсменов мирового уровня. 

В Советском Союзе физической культуре уделялось колоссальное внимание, она была признана одним из важнейших направлений реализации внутренней государственной политики. В 1934 году было принято решение о создании Комитета по делам физической культуры и спорта, было проведено масштабное строительство спортивных объектов и сооружений, а также большое внимание уделялось развитию спортивных школ. Этот период ознаменован появлением в стране олимпийских чемпионов и рекордсменов мирового уровня. 

Во времена СССР физическая культура и спорт прочно вошли в быт каждого советского гражданина, стали образом жизни. В 1939 году был учреждён Всесоюзный день физкультурника. 

В современной России развитие физической культуры и спорта направлено на укрепление физического и морального духа, духовного здоровья человека, формирование здорового образа жизни. Укрепление здоровья людей, сохранение генофонда страны, воспитание всесторонне гармоничной личности, профессиональная подготовка к выбору будущей профессии — вот одни из основных функций физического воспитания в современном обществе. 

Влияние исторического развития физической культуры на современное общество заключается в том, что физическая активность помогает людям сохранить здоровье, повысить качество жизни и достигать успехов в различных областях. Историческое развитие физической культуры оказывает значительное влияние на современное общество. 

Вот некоторые аспекты этого влияния:

  • Формирование общественных ценностей и идентичности. История физической культуры и спорта отражает ценности и приоритеты общества в разные эпохи.  Например, в эпоху Возрождения возрос интерес к гармонии тела и души, а в период индустриальной революции спорт стал доступным для широкой публики.

  • Укрепление здоровья. Регулярные физические тренировки снижают заболеваемость населения, благотворно влияют на психику человека (внимание, память, мышление).

  • Воспитание личностных качеств. Занятия физкультурой помогают развивать настойчивость, волю, трудолюбие, целеустремлённость, коллективизм, коммуникабельность, вырабатывать активную жизненную позицию.

  • Повышение социальной и трудовой активности. Также физическая культура способствует экономической эффективности производства. 

Кроме того, исторический опыт в сфере физической культуры позволяет не только увидеть связь и преемственность процессов прошлого с современностью, но и извлекать уроки для успешного решения государственных задач укрепления здоровья современного общества. 

Список литературы:

  1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное посо бие для студ. высших педагогических учебных заведений, М.: Издательский центр «Академия» [Текст] 2001. 160 с. 2.

  2. Захаров П.Я. История физической культуры и спорта. Учебно-методиче ский комплекс. [Текст] Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. 280 с. 3.

  3. Столбов В.В. История физической культуры и спорта. М: Физкультура и спорт. [Текст] 1983. 320 с. 4.

  4. Гайл В.В. Краткая история физической культуры и спорта: Учебно-ме тодическое пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа http://85.142.20.244

  5. Деметр Д. С. К вопросу о преемственности в развитии физической культуры и спорта. -В кн.: Олимпийское движение и социальные процессы: / Д. С. Деметр // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы», посвященной 10-летию Олимпийского комитета России. - М., 2003.

  6. Деметр Д. С. Очерки по отечественной истории физической культуры / Д. С. Деметр //. -М.: Советский спорт. - 2009. - 346 с.

  7. Кочура Д. В. Современное значение исторический знаний как составляющей научного мировоззрения молодежи. / Д.В. Кочура // Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. -230 с. - С. 38-41

  8. Криунов В. А. «ХХ век в спортивной истории Ставрополья». / В. А., Криунов, С. А. Шишов // Ставрополь,2001.

  9. Назаров, В. О. К вопросу об изучении истории физической культуры и спорта / В. О. Назаров, С. С. Ломоносов. // Материалы Международной научно-методической конференции. -Ставрополь, 2011. - с. 144-146.

Просмотров работы: 73