МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ. - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Бигаева В.Т. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

12 августа отмечают Международный день молодёжи. ООН учредило его, чтобы напомнить о том, насколько значительно влияние молодых на этот мир. Он продолжает развиваться благодаря бунтарству юных. У каждого поколения свои музыкальные предпочтения, сленг, символика, порой свои ценности и принципы самовыражения. И чем яростнее это противостояние с прошлым, тем ярче и необычнее молодёжные субкультуры, тем более значительное влияние они оказывают на искусство и общественную жизнь.

Субкультура — это группа в обществе, нормы и ценности которой отличаются от общепринятых. Представители субкультуры могут иметь свои интересы, верования, символы, одежду и даже язык.

Каждый подросток имеет потребность самовыражаться. Это часть взросления. Но в наше время можно встретить и взрослых представителей различных субкультур. Для кого-то это становится не просто этапом, а целым образом жизни.

Мы задались вопросом: интересуется ли нынешняя молодежь «старыми» субкультурами и как они изменились?

Исследователи сходятся во мнении, что в субкультуры объединяются люди, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Кроме того, для возникновения субкультуры в обществе нужно совпадение нескольких разных факторов. Например, одним из факторов возникновения рок-культуры в СССР стало появление звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники. Современная культура флешмобов стала возможна с появлением интернета и мобильных телефонов, которые позволяют быстро синхронизировать действия больших групп людей.

Психолог, кандидат психологических наук Валерий Гут отмечает, что сильное желание влиться в субкультуру испытывают подростки. Они находятся в поиске себя и таким способом хотят:

• сепарироваться от родителей;

• найти единомышленников, почувствовать поддержку и понимание;

• быть принятым социумом и получить признание;

• реализовать свои способности, поэкспериментировать;

• добрать недостающие эмоции;

• найти собственные смыслы.

С возрастом желание идентифицировать себя с группой не исчезает, а трансформируется, объясняет психолог. Множество геймеров, любителей экстремальных видов спорта и приверженцев исторических реконструкций есть и среди людей 30–40 лет.

Некоторые исследователи считают, что самым важным отличием субкультуры от других социальных групп является большая вовлеченность представителей в свою субкультуру. Для людей извне такая приверженность группе иногда кажется нездоровой. Но для представителей этих субкультур чувство тесной связи с другими членами абсолютно нормально. Чтобы чувствовать эту связь, им даже необязательно иметь личные отношения с членами своей группы. Находить «своих» помогает субкультурный стиль: одежда, аксессуары, татуировки и тому подобное. Это облегчает распознавание друг друга в толпе. При этом ярко выраженный внешний стиль необязателен для субкультуры — он просто помогает идентифицировать друг друга.

Разберем более подробно некоторые из них.

Считается, что в Советском Союзе первыми молодёжными бунтарями стали стиляги. Это движение в нашей стране появилось в конце 1940-х годов. В основном – в крупных городах, где больше было пересечений с заграницей. Для российских стиляг эталоном стал американский образ жизни, зарубежная мода, музыка и танцы. Они выступали против советского единообразия, намеренно цинично нарушали дозволенные рамки и нормы поведения. При всём этом стиляги были аполитичны. Выделялись яркой одеждой, причёсками, определённым сленгом. Например, именно эти ребята оставили нам в наследство слова «чувак», «хата», «жлоб», «туса».

Байкеры — это любители и поклонники мотоциклов, стремящиеся быть свободными от власти и правил.

Главным отличием байкеров от мотоциклистов является то, что езда для них является образом жизни, чувством свободы. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Субкультура байкеров сформировалась после Второй мировой войны. В основе идеологии байкеров лежат три символа: дорога, скорость и свобода.

Байкерская тематика активно использовалась в творчестве таких групп, как «Motorhead», «Iron Maiden», «Metallica», «Manowar».

В 60-е годы до России дошло движение хиппи. Изначально это направление несло в массы философию любви и пацифизма, естественности и природной чистоты. Самый известный во всём мире девиз хиппи – Make love, not war! («Занимайтесь любовью, а не войной!»). Они пропагандировали мысли о том, что человек должен быть свободен, а духовная община – идеальная форма общежития.

Характерные элементы, по которым можно было узнать хиппи: многочисленные этнические элементы одежды, бусы и браслеты из бисера, фенечки из ниток, хлопковая одежда.

В годы хрущёвской оттепели советских хиппи объединяли словом «система» и в целом негативно относились к этой субкультуре. По большей части из-за того, что многие её представители употребляли алкоголь и наркотики.

В те же 60-е годы появились битники – группы хулиганской молодёжи, пренебрегающие социальными нормами. Как правило, они вели асоциальный образ жизни. Отличительная особенность битников – любовь к джазовой музыке, чёрным свитерам и беретам.

Скинхеды - это другая «классическая» субкультура родом из Великобритании 1960-х. Скинхеды (от англ. skinhead, то есть «коротко остриженный» или «бритоголовый») — выходцы с рабочих окраин Лондона. Они отвергали этику «мира и любви», которую пропагандировали хиппи, и больше интересовались спортивными мероприятиями, вечеринками, рок- и регги-концертами.

Первые скинхеды не были фашистами и расистами. Но когда субкультура стала популярной в Австралии, Северной Америке и Западной Европе и особенно в Германии, ее представители вошли в ультранационалистические и антииммигрантские группы. Во многих странах банды скинхедов нападали на иммигрантов или расовые меньшинства и поэтому стали ассоциироваться с уличным насилием.

По словам российского социолога Павла Горюнова, в России скинхедов практически не осталось. Тем, кто еще называет себя скинхедами, далеко за 30, и они давно не совершают никаких действий, характерных для «бритоголовых».

На смену воздушным хиппи пришли грубые панки, которые принесли в общество популярность рок-культуры. Их расцвет пришёлся на 70-80-е годы, когда в мире были популярны такие панк-рок-группы, как Ramones.
Панки придерживались прогрессивных политических взглядов, основанных на стремлении к личной свободе. Многие представители этой субкультуры пропагандировали анархизм. Отличительная черта представителей панк-культуры – причёски в виде ирокезов, окрашенные в яркие вызывающие цвета, рваные джинсы, тяжёлые ботинки, кожаные куртки-косухи и черепа с шипами в качестве аксессуаров.

Бок о бок с панками шли металлисты. Обыватели отличали их друг от друга по причёскам: металлисты предпочитали носить длинные волосы, примерно, как музыканты группы Metallica.

В 80-е годы среди российской молодёжи стала популярна готическая субкультура. Она была связана с появлением музыкального направления – готического рока. Кстати, представителей готики можно встретить и сегодня. Они одеваются преимущественно в чёрный цвет, интересуются мистикой и тематикой смерти (поэтому их частенько можно встретить на кладбище), любят чёрный юмор. Готика также опирается не на политический или духовный протест, а на культуру и искусство – субкультура тесно связана с популяризацией фильмов ужасов, вампирской тематики в кино и литературе. Единого мировоззрения у готов нет, их объединяет не активное сопротивление, а пассивное и молчаливое неприятие общепринятых норм.

В конце 80-х и 1990-е годы на смену мрачному стилю панков и готов пришли яркие и зажигательные представители субкультуры хип-хоп. В большей степени субкультура завязана на музыкальном направлении латиносов и афроамериканцев. Представители этой субкультуры увлекаются исполнением рэпа или битбокса, танцами в стиле брейк-данс,

Афроамериканская субкультура стала ярким противопоставлением американской «белой» культуре и её молодёжным направлениям. Характерный стиль человека, приверженного культуре хип-хопа: свободная одежда в спортивном стиле (футболки и толстовки на пару размеров больше, кроссовки, кепки, мешковатые штаны), демонстрация брендов одежды (чем известнее, тем лучше). Причёски хип-хоперы предпочитают короткие либо носят дреды (впрочем, сейчас это уже не так модно). Популярностью в этой среде пользуются массивные украшения – толстые цепи, медальоны.

В 2000-х годах появилась субкультура эмо. Это направление можно назвать дочерним от панков, оно зародилось с появлением стиля музыки эмо-кор (разновидность рока). Однако ценности этих субкультур сильно отличаются.

Характерный внешний вид эмо: рваная стрижка и длинная чёлка, закрывающая один глаз, волосы при этом выкрашены в чёрный, белый или розовый оттенок; пирсинг; выбеленные лица тональным кремом и густо накрашенные чёрной подводкой глаза – как у девушек, так и у парней, маникюр чёрным лаком; обилие чёрно-розовых элементов одежды, клетчатых рубашек, кед, а также аксессуары; значки, бантики, изображение черепа с костями или разбитого сердца.

Расцвет эмо пришёлся на начальный этап развития соцсетей, поэтому у представителей этой субкультуры можно было заметить никнеймы с намёками на трагическую любовь. Да и в целом это движение считалось очень депрессивным. Противники эмо-кидов считали, что субкультура пропагандирует суицид, культивирует депрессию и самоповреждения.

«Ванильками» называли девочек, которые культивировали вокруг себя образ воздушной, трепетной барышни. Они носят преимущественно розовые наряды, мечтают о романтике, «сидя на подоконнике с чашкой кофе и думая о нём».

После 2010-х годов наступило субкультурное затишье. Но в 2016–2018 годах они снова начали возвращаться в молодёжные круги. Появились так называемые «новые стиляги» XXI века – хипстеры. Само слово и культура пришли к нам с тех же 1950-х, но исполнение уже изменилось. Современные хипстеры любят узкие джинсы с подворотами, модные ботинки и микс дорогих брендов с винтажными вещами из секонд-хенда. Мужчины носят шляпы и отпускают бороды, за которыми тщательно ухаживают. Один из обязательных атрибутов хипстера – это очки в массивной оправе (могут быть тёмными или с обычным стеклом без диоптрий).

Но современные хипстеры не привержены к какому-то мировоззрению и не отстаивают свои моральные или политические ценности. Они выражаются только за счёт внешнего вида. Впрочем, на пике популярности хипстеры были недолго. Уже сейчас их практически не найти.

Последние годы среди молодёжи большой популярностью пользуется субкультура K-pop. Она берёт начало от одноименного корейского музыкального стиля. Подростки копируют стиль азиатских кумиров, слушают их песни, смотрят южнокорейские сериалы (дорамы). Отличительная особенность поклонников этой субкультуры – кукольный, сияющий макияж, который очень популярен в азиатских странах. Причём красятся как девушки, так и парни.

Ранее похожие, но малые субкультурные группы формировались на основе японских мультфильмов аниме, на которые их поклонники делали косплеи (реконструкция персонажа с помощью костюмов, париков, макияжа). Это направление так же живо, как и десять лет назад, но довольно малочисленно, по сравнению с K-pop фанатами.

Люди, играющие в компьютерные игры (геймеры), — одна из самых популярных современных субкультур. Это очень большое и неоднородное сообщество: по некоторым данным, сейчас в мире насчитывается более 3,1 млрд геймеров. Так называют и тех, кто играет дома в одиночку, и стримеров, которые транслируют свою игру в прямом эфире, и профессиональных игроков, участвующих в турнирах с многомиллионным призовым фондом.

У современных геймеров нет легко узнаваемого внешнего облика или отличительной символики. Их объединяет увлеченность видеоиграми — к какой-то конкретной игре или к жанру в целом. Геймеры используют для общения между собой специфический жаргон, который заимствовал многое из сленга программистов, общемолодежного сленга и английского языка. Они образуют многочисленные сообщества, организуют игровые выставки и фестивали. Во многом интерес к видеоиграм и геймерской субкультуре подогревают сами производители видеоигр.

Сообщество геймеров повлияло и на другие субкультуры: они частично ответственны за появление «дед инсайдов», а также тесно связаны с косплеем и аниме.

«Дед инсайд» (от англ. dead inside, «мертвый внутри») — это мем, популярный в геймерской среде и в итоге породивший субкультуру тех, кто ощущает себя внутренне опустошенными, «мертвыми изнутри». К 2022 году «дед инсайд» изменил значение и сейчас популярен больше как мем, чем как самоназвание «грустных» людей.

Типичный «дед инсайд» — это человек, увлеченный аниме или игрой в Dota 2, с челкой, падающей на глаза и в одежде черно-белых оттенков. В его профиле в соцсети чаще всего скриншоты из японского аниме «Токийский гуль», а в статусе или нике может быть фраза «дед инсайд». Лицо на фото закрыто маской или вообще скрыто. «Дед инсайду» не обязательно играть в Dota и смотреть аниме.

Изначально считалось, что «дед инсайд» должен демонстрировать пессимизм, равнодушие и иногда агрессивное презрение к окружающим. Но постепенно название стало все чаще употребляться иронично: «дед инсайдами» называют тех, кто оторван от жизни, не обращает внимания на окружающих и ведет себя странно в повседневных ситуациях. В TikTok и «ВКонтакте» популярны мемы, которые иронизируют над демонстративным безразличием и апатией «дед инсайдов». Если подросток говорит о себе «я дед инсайд», это вряд ли значит, что он намерен оскорблять окружающих или всерьез воспринимает себя героем аниме. Сегодня «дед инсайд» — это ироничный посыл, повод для шуток и способ найти друзей с похожими увлечениями.

Молодые люди, привлекающие аудиторию с помощью фото и видео в своих социальных сетях, — это e-girls и e-boys, новая «цифровая» субкультура. Она развивалась на фоне набирающих популярность социальных сетей. В 2019 году, когда TikTok стал одним из самых скачиваемых приложений в мире, произошел и взрывной рост популярности субкультуры.

Ее представители всегда онлайн, всегда на связи с фанатами или умело создают такое впечатление. Объединяющая идея e-girls и e-boys — создание контента. Это могут быть запоминающиеся образы или перевоплощения на камеру, подражание знаменитостям или персонажам фильмов, флирт с подписчиками и даже откровенные фотографии. В широком смысле е-girl или е-boy — это любой, кто ведет активную жизнь в соцсетях.

Субкультура альт появилась в сети в 2021 году и быстро стала популярной среди молодых людей. В переводе с английского «альт» (alt) означает «альтернативный», то есть не такой, как все.

Зарождение новой молодежной субкультуры произошло во многом благодаря TikTok: блогеры, чаще молодые девушки или парни с окрашенными в яркие цвета волосами, снимали видео, на которых вели себя странно, эксцентрично и провокационно. Пользовали сети вдохновились примером людей, «не таких, как все», и придумали субкультуру альт.

Ее последователи придерживаются определенного стиля в одежде: носят вещи в темных тонах (обычно широкие штаны, клетчатые юбки и футболки оверсайз), красят волосы в самые разные цвета. При этом в их образе присутствуют и разные милые элементы, например яркие котята или бабочки.

Когда этот стиль был на пике популярности, пользователи соцсетей придумали мем про альтушек — тех, кто считает себя особенным и хочет выделяться на фоне остальных. Так в сети появилась фраза: «Хей, тянка, шаришь за альт?» («тянка» в ней означает «девушка», а «шаришь» — «разбираешься»).

Пауки, черная одежда, любовь к аниме – эта символика сейчас широко расходится среди буйных подростков по всей стране. ЧВК «Редан» (к частным военным компаниям они не имеют никакого отношения, аббревиатура выбрана для пафоса) ворвались в информационную повестку так молниеносно, что застала врасплох родителей по всей стране. Новая субкультура объявила войну футбольным фанатам, мигрантам и скинхедам. Но пока они представляют опасность разве что для самих себя, устраивая потасовки в торговых центрах по всей стране.

В итоге, можно сделать вывод, что субкультуры еще «живут» в современном мире, но уже не так активно, как раньше.

Субкультуры очень изменились за этот промежуток времени, но они все являются «дочерними» друг от друга. Все субкультуры, которые были когда-то популярны, существуют и сейчас, но по большей части во взрослых её представителях, которые застали ее пик популярности и приняли как свой образ жизни. Но и молодые люди также перенимают у старшего поколения эти субкультуры, совершенствуют, и приносят в мир еще одну группу людей со схожими интересами.

Все субкультуры важны, и без одной не появилась бы другая.

Для каждого важен поиск себя, и субкультуры помогают в поиске, сближают с единомышленниками.

Просмотров работы: 63