Понятие «ценности» имеет большой спектр значений. Социология раскрывает термин «ценность» как систему ценностей общества. Система ценностей общества в этом случае фиксируется с помощью «общепринятых представлений о добре, истине, справедливости, благородстве и иных категорий нравственно-эстетического характера» [1].
В психологии термин «ценность» трактуется как отражение социальных идеалов. Это глубокие убеждения и принципы, которые формируют поведение, мышление и эмоциональное состояние людей. Ценности создают основу для принятия решений и помогают в восприятии окружающей действительности. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными, отражая культурные, социальные и семейные традиции.
В психологии значения ценностей изучаются в контексте мотивации и идентичности. Данные ценности оказывают влияние на то, что индивид считает значимым в своей жизни, что, в свою очередь, определяет его достижения и стимулы. Ценностные ориентации понимаются как предпочтения и стремления к различным человеческим ценностям. Формирование этих ориентаций рассматривается как основная задача и суть образовательного процесса, который придаёт позитивное значение для развития личности.
Бердяев Н. А. выделяет следующие виды ценностей:
1) Духовные ценности – совокупность нравственных понятий и принципов, составляющих нематериальные ориентиры развития личности, определяющих поведение человека, его смысл жизни, имеющих специфику обоснования в религиозной и светской традиции.
2) Социальные ценности – это коллективные убеждения и нормы, которые формируют представления людей о том, что правильно и что неправильно в обществе. Они представляют собой основные принципы, которые регулируют поведение индивидов и групп, содействуя общественной согласованности и стабильности.
3) Материальные ценности – это идеальный образ материальных благ, который направляет мотивационно-когнитивную активность, придаёт смысл бытию, определяет виды и способы удовлетворения потребностей, ориентирует на присвоение, создание и распространение ценностей, а также формирует представления о месте материальных ценностей в жизни индивида [3].
Углубимся в понятие «ценностные ориентации». Этот феномен стал предметом исследования таких учёных, как Н.А. Асташова, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и других. Как указывают Дробницкий О.Г., Казакова Т.Н. и Тугаринов В.П., ценности, которые возникают в ходе жизнедеятельности различных социальных групп и сообществ, становятся частью структуры личности в виде ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, являясь элементом мотивационной структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций в зависимости от конкретной ситуации осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности [4].
В социальной психологии термин «ценностные ориентации» рассматривается с двух позиций: как набор субъективных оценок, которые личность формирует в отношении различных социальных явлений и событий (социальных, экономических, политических и прочее); и как фактор, оказывающий влияние на поведение индивида, который тесно связан с его системой ценностей, мотивами и мировоззрением. Эти аспекты играют ключевую роль в формировании жизненных ориентиров человека.
Ценностные ориентации представляют собой цели и идеалы, а также отражают интересы и потребности человека. Участие индивида в разнообразных видах деятельности является необходимым условием их развития. Внимание к процессу формирования ценностных ориентиров в личности как к психолого-педагогической проблеме было уделено во множестве исследований, в которых изучалась специфика данных ценностных ориентаций у различных групп: учащихся школ, студентов и преподавателей.
В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова выделяют несколько фаз развития ценностных ориентаций:
Первая фаза включает поиск, оценку, выбор ценностей;
Вторая – уточнение и изменение иерархии личностных ценностей, формирование ценностной установки как готовность действовать в соответствии с новой иерархией;
Третья – проектирование Я-идеального, прогнозирование и выбор средств, направленных на достижение цели, определение направленности деятельности и поведения личности» [4].
Развивать ценностные ориентиры студентов высших учебных заведений помогает добровольческая деятельность. Она не только способствует личностному росту, но и помогает формировать социальную ответственность, эмпатию и активную гражданскую позицию.
Добровольческая деятельность – это добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и оказания услуг в целях решения социальных задач. Добровольчество, как социальное явление – глубокая традиция многих цивилизаций и народов, корни которого исходят из социальной природы людей, их естественного желания откликнуться на нужды других, объединять усилия для улучшения своей и окружающей жизни [2].
Добровольчество в высших учебных заведениях способствует ориентации студентов на такие ценностные аспекты как:
Альтруизм – это бескорыстное стремление заботиться о благосостоянии других людей, готовность действовать на благо окружающих.
Долг – это способность исполнять свои обязанности или обязательства бескорыстно, благородно из чувства ответственности и любви. Это наивысшая форма осознания собственного предназначения в жизни.
Социальная ответственность – это качество, характеризующее социальную личность, её склонность придерживаться в своём поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и готовность дать отчёт за свои действия.
Моральное удовлетворение – заключается в возможности возвратить долг обществу, в выполнении необходимых обязательств и достижении душевного спокойствия.
Таким образом, добровольческая деятельность является мощным инструментом для развития ценностных ориентаций студентов вузов. Она не только обогащает их личный опыт, но и формирует активных и ответственных граждан, способных внести вклад в развитие общества. Поддержка волонтерских инициатив со стороны учебных заведений призвана значительно усилить результат данного процесса.
Литература:
Аль-Янаи, Е.К. Сущность и генезис понятий "ценность", "ценностные ориентации", "ценностное отношение" в педагогике // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, – [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN420.pdf
Зальцман, Д.А. Принципы и ценности добровольчества/ Зальцман Д.А // – 2019. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-tsennosti-dobrovolchestva/viewer
Кузнецова, Е.Г. Личностные ценности: понятия, подходы, классификация//Вестник ОГУ. 2010. №10. – https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-tsennosti-ponyatie-podhody-k-klassifikatsii/viewer
Щетинина, А. А. Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект / А. А. Щетинина. // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 184-185. – URL: https://moluch.ru/archive/397/87901/ (дата обращения: 12.12.2024).