В настоящее время отмечается, увеличение числа людей с нарушениями массы тела, в том числе с расстройствами пищевого поведения, ведущими к соматоэндокринным расстройствам и психосоциальной дезадаптации. Современные условия жизни и высокий темп создают стресс, с которым люди не могут справиться из-за низких адаптивных возможностей, что приводит к формированию зависимого поведения, в том числе расстройств пищевого поведения. Стрессовые факторы усиливают зависимости, превращая их в стереотипный способ ухода от реальности. Пищевая зависимость проявляется в употреблении еды не для утоления голода, а для улучшения настроения и снятия стресса. Актуальность исследования обусловлена сложностью формирования пищевых аддикций и необходимостью формирования у людей понимания еды как важного аспекта жизни, а не угрозы.
Пищевое поведение - это совокупность всех принципов и установок, с которыми человек подходит к приёму пищи, поведенческая реакция организма на употребление еды [3].
Расстройство пищевого поведения — это психическое расстройство, для которого характерно повышенное внимание к пище, определённому режиму или стилю питания, наносящему вред здоровью [4].
Оно может сочетаться с недостаточной или избыточной массой тела. расстройство пищевого поведения негативно влияет на все сферы жизни человека, включая взаимоотношения с противоположным полом, общение с окружающими, работу, досуг. Виды расстройств пищевого поведения: Нервная анорексия - одержимость желанием весить как можно меньше, страх набрать вес. Нервная булимия - периодические приступы переедания с последующим вызовом рвоты или приёмом слабительного. Орторексия - держимое отношение к своему рациону, желание употреблять только «здоровую», полезную пищу. Компульсивное переедание - избыточное потребление пищи, во время которого человек перестаёт контролировать себя [1].
Формирование пищевого поведения начинается с семьи. В семье формируется привычка принимать пищу за столом, ребенок учится есть приборами. Пищевые вкусы тоже основываются на тех, что уже есть в семье. От родителей зависит: набор продуктов, место приема пищи и время. Ребенок же может выбрать будет он есть или нет.
Конечно, семья занимает не последнее место в формировании пищевого поведения, но также всегда нужно учитывать не менее важные факторы такое как социальную среду, биологические и генетические факторы. Не секрет что многие специалисты рассматривают и теорию хромосомного влияния на формирование расстройств пищевого поведения. Но эта теория еще не до конца изучена.
В связи с этим хотелось бы раскрыть один из факторов - пищевое принуждение. Оно заключается в том, что ребенка заставляют принимать то количество еды, которое родитель считает необходимым, но это не совпадает с реальной потребностью ребенка. Другой стороной пищевого принуждения можно считать ограничение в еде. Ребенку не дают ту еду, которую он хочет, заставляют есть те продукты в которых у ребенка потребности нет.
Так как же это может повлиять на дальнейшее развитие пищевой аддикции?
Все дело в том, что первый вклад в развитие пищевого поведения закладывает фундамент для дальнейших паттернов в приеме пищи.
Так если ребенка заставляли доедать все до последней крошки, даже если ему не нужно было есть, это может привести к тому, что уже во взрослом возрасте он не будет понимать, когда у него наступает чувство насыщения и будет переедать, это станет предпосылкой к буллимическому синдрому. Но возможен и другой случай, при том же насильном вскармливании, ребенок может и встать в протест и совсем перестать есть еду, выбирая совсем ограниченный рацион, это может стать предпосылкой к нервной анорексии.
Оба случая являются опасными для жизни, но что самое интересное, типы воспитания могут быть схожими, но развитие аддикции имеет разный характер.
В таком случае можно говорить, что существует не один фактор, влияющий на развитие расстройства пищевого поведения. Так можно затронуть пищевые привычки родителей. Невозможно научить тому, чего не делает сам родитель. Дети отражают поведение родителей, впитывают паттерны поведения с самого детства. В таком случае мы можем говорить о унаследованных пищевых привычках. Хорошим примером является влияние поколения послевоенных лет. Если мы возьмем среднестатистическую бабушку, то будет не удивительно услышать от нее за семейным застольем: «хлеб всему голова», «ешь с хлебом», «еду нужно доедать, а не выбрасывать». Мы привыкли это воспринимать как должное, но никто не задумывался, что это следствие травмы. В военные годы еды было не в таком достатке как сейчас, и конечно люди того времени относятся бережно к потреблению продуктов. Однако никто не замечает, как это отражается на детях и внуках таких людей. А влияет это непосредственно. Ребенка стыдят за недоеденную еду, его реакция может быть различной. Но если у него при этом есть предрасположенность генетическая, то у него наверняка возникнет не хорошая ассоциация с приемом пищи и стыдом, это будет являться плодородной почвой для развития пищевой аддикции.
Разберем подробнее чувство сытости, и его роль в пищевом поведении. Чувство сытости — это базовое состояние полного удовлетворения от приема пищи. Оно хорошо развито у грудных детей. Ребенок отталкивает грудь матери, сигнализируя что он наелся [2].
Предлагая продолжать, есть несмотря на чувство сытости, родитель притупляет способность ребенка опираться на собственные ощущения. Это может быть в форме «пока не доешь, не выйдешь из-за стола». В этом случае потребности и границы ребенка игнорируются.
Не менее важным фактором, влияющим на развитие расстройств пищевого поведения, является разделение продуктов на плохие и хорошие. Например, орторекция — это расстройство пищевого поведения, характеризующееся сверхценной идеей об употреблении только «здоровой» еды. В таких случаях люди, страдающие этим расстройством, могут одну группу продуктов боготворить, а другую демонизировать. Есть люди приверженцы безглютеновой диеты, веганы, вегетарианцы, сыроеды, приверженцы безлактозной диеты. Все это может быть формами расстройств пищевого поведения. Суть в том, что нет вредных и полезных продуктов. А норме человек может потреблять в пищу те продукты, которые требуются его организму на данных момент [5].
В детстве отбор продуктов, в которых нуждается организм, работает естественным путем. Так если ребенок заболевает он может отказаться от белковой пищи, не осознавая, что таким образом помогает своему организму лучше справляться с болезнью. Во взрослом возрасте этот механизм часто нарушен, и так мы уже едим либо то, что «надо» а не то, что хочется, либо наоборот то, что «хочется» не осознавая, чего действительно хочется сейчас нашему организму.
Опираться в выборе продуктов стоит на самочувствие, дневную активно и сезон, так один и тот же продукт будет по-разному влиять на человека в разный период.
Полное ограничение в сладостях и других «вредных» продуктов, не помешает ребенку попробовать их в школе и другом месте. Более того он будет скрывать употребление запрещенных продуктов, а это уже будет следствием скрытности и недоверия в семье.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в формировании у ребенка, подростка пищевых аддикций зависит от родителей и их воспитания, их поведения и привычек. Помимо нарушений детско-родительских отношений, расстройство пищевого поведения может возникать и как следствие других социально-психологических проблем таких как: буллинг в школе, неудачная первая любовь, отсутствие друзей, социально-значимой деятельности, приятного и полезного хобби, а также наследственная отягощенность различными заболеваниями или склонностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вознесенская Т. Г. Расстройства пищевого поведения при ожирении и их коррекция // Ожирение и метаболизм. - 2004. - Т. 2. - С. 2-6.
2. Егоров А.Ю. К вопросу о феноменологии пищевых аддикций// Человек, алкоголь, курение и пищевые аддикции (соматические и наркопсихиатрические аспекты): Материалы 2-го междисциплинарного конгресса с международным участием. СПб., 2008. 203 с.
3. Малкина-Пых, И. Г. Терапия пищевого поведения: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М., 2002. - 1041 с.
4. Менделевич В. Д. Пищевые зависимости, аддикции - нервная анорексия, нервная булимия //Руководство по аддиктологии. - . СПб.: Речь, 2007.
5. Скугаревский О. А. Методы диагностики нарушений пищевого поведения: инструкция по применению / О. А. Скугаревский. - Минск, 2005. - 122 с.