Изучение познавательной деятельности детей с умственной отсталостью является важной и актуальной проблемой, которая требует глубокого внимания со стороны педагогов, психологов и родителей. Понимание особенностей познавательной активности таких детей позволяет не только лучше организовать образовательный процесс, но и создать комфортные условия для их социализации и развития. Кроме того, изучением особенностей познавательной деятельности и ее нарушений у детей с умственной отсталостью способствуют развитию новых методов и подходов в образовании.
Таким образом, патопсихологическое исследование детей с трудностями в познавательной деятельности играет ключевую роль в создании инклюзивной образовательной среды, где все дети имеют равные возможности для обучения и развития.
Целью нашего исследования стало изучение познавательных способностей у детей с умственной отсталостью. Мы предположили, что у детей с умственной отсталостью будут наблюдаться нарушения познавательной деятельности т.е. памяти, мышления, внимания и т.д.
Существует множество различные подходы к понимаю умственной отсталости в зависимости от целей, поставленных автором (Ж. Эскироль, Э. Сеген, К. Фогт, А. Тредголд и др.). В связи с этим появилось много терминов, обозначающих группу людей с ограниченными возможностями. Разнообразие терминов также связано с тем, что понимание этих людей в разных странах и в разные исторические периоды было неодинаковым. На практике ни один из них не может служить диагностическим целям [4]. Однако определения, отражающие как патологические механизмы, так и клинические особенности умственной отсталости, более приемлемы для практического использования в диагностике.
Так, например М.С. Певзнер (1959) предполагала, что олигофрения возникает в результате органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) на разных стадиях развития плода или в первые годы жизни ребенка, когда поражается эмбрион [2].
Многие специалисты придерживаются определения Г.Е. Сухаревой, которая под олигофренией (малоумием) понимает группу различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком, все они представляют собой клинические проявления дизонтогенеза головного мозга. Исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Д.Н. Исаева, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского и др. подтверждают важность определения Г.Е. Сухаревой. Большинство авторов считают, что при диагностике психического недоразвития, прежде всего, необходимо учитывать такие признаки, как стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение [5].
С.Я. Рубинштейн называет умственно отсталых детей, когнитивная активность которых нарушена из-за органического повреждения головного мозга [4].
В МКБ-10 говорится, что: «Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в периоде созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей». У таких детей «адаптивное поведение нарушено всегда».
Дефектологи, работающие в специальных школах VIII вида, используются классификацией, предложенной М.С. Певзнер.
Она выделила пять основных форм олигофрении: 1) неосложненную; 2) с преобладанием процессов возбуждения или торможения; 3) со снижением функций анализаторов или с речевыми отклонениями; 4) с психопатоподобным поведением; 5) с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга [2].
В зависимости от степени интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия.
На основе теоретического анализа проблемы особенностей познавательной деятельности детей с умственной отсталостью было проведено эмпирическое исследование. Базой для проведения исследования стала ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница №1» дети от 9 до 12 лет.
Для выявления особенностей познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью были использованы следующие методики: Методика запоминания «10 слов» А.Р. Лурия, Методика «4 лишний» А.Р. Лурия, Методика «Описание картинок», Методика «Понимание пословиц и метафор», Методика «Корректурная проба» для детей.
Анализ и интерпретация результатов, полученных в процессе исследования выявил ряд значимых особенностей в познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью, которые отличают их от нормально развивающихся сверстников.
В области памяти было отмечено, что дети с умственной отсталостью обладают ограниченной способностью к запоминанию: они могут удержать в памяти 3-5 единиц информации одновременно, что значительно меньше нормы. Результаты исследования продемонстрировали низкий уровень запоминания у большинства испытуемых, что свидетельствует о проблемах с активным вниманием и быстрой утомляемости.
Что касается мышления, у многих детей затруднён процесс обобщения и выделения существенных признаков предметов. Конкретное мышление преобладает, что мешает им устанавливать связи между предметами и категориями. Проблемы с анализом и принятием решений также указывают на замедленную обработку информации и сложности в концентрации внимания.
Исследование так же показало трудности с концентрацией внимания и следованием инструкциям. Испытуемые демонстрировали нестабильное внимание, что приводило к увеличению числа ошибок по ходу выполнения задания. Быстрое истощение внимания и низкая выносливость также характерны для данной категории детей.
Проявлялся ограниченный словарный запас, проблемы с грамматикой и трудности в понимании абстрактных смыслов. Дети с умственной отсталостью испытывают сложности в описании сюжетов и восприятии переносных значений, что отражает слабость абстрактного мышления и ограниченность речевого развития.
Все эти особенности свидетельствуют о необходимости разработки специальных образовательных программ и методов обучения, направленных на компенсацию имеющихся трудностей и стимулирование развития когнитивных функций у детей с умственной отсталостью.
Важно учитывать, что степень и природа умственной отсталости могут значительно варьироваться, и лишь осознанный подход к диагностике и лечению может обеспечить детям возможные условия для обучения и социальной адаптации.
Литература
Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939 Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987
Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1959
Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология) — М., 1996
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста — М., 1965 — Т. 3.
Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Исаев Д. Н. и др.; под ред. Л. М. Шипицыной Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /— 2-е изд., стер. — М. Издательский центр «Академия», 2014 — 224 с.