Актуальность исследования обусловлена тем, что в юношеском возрасте у молодых людей продолжают формироваться важнейшие психологические установки, влияющие на их восприятие семейной жизни и мировоззренческие убеждения. Они формируются под влиянием различных факторов: семейного воспитания, социального окружения, культурных традиций и личного опыта.
Семья представляет собой первичную социальную группу, где происходит основное воспитание и социализация. Юноши и юные девушки учатся на примерах своих родителей и ближайшего окружения. Семейные модели, наблюдаемые в детстве, часто становятся основой для будущих установок на собственную семью. Например, если в семье присутствует эмоциональная поддержка и взаимопонимание, вероятнее всего, что молодой человек будет стремиться к созданию подобной семьи в будущем. Напротив, если семья испытывает конфликты и нестабильность, это может привести к нежеланию вступать в брак или создавать семью. Либо, брак будет преждевременным с повторяющимся сценарием семейных отношений своих родителей.
В юношеском возрасте влияние ровесников и традиционных ценностей становится особенно ощутимым. Отношения в дружеском кругу могут либо поддерживать традиционные семейные ценности, либо, напротив, подрывать их. Ведь, в разных культурах существуют свои традиции и установки, касающиеся брака и семейных отношений. В некоторых культурах брак рассматривается как важный социальный институт, тогда как в других молодых людей учат, что личная свобода и самореализация имеют первостепенное значение. В связи с чем молодые люди часто ищут подтверждение своих установок среди сверстников. Таким образом, если в кругу друзей доминирует мнение, что брак — это устаревшая концепция, то это может изменить и индивидуальные установки на семейную жизнь.
Не стоит забывать и об эмоциональном восприятии будущих отношений. Опыт первой любви, дружбы, утрат — все это способно влиять на юношей, которые склонны сталкиваться с внутренними конфликтами и страхами по поводу будущего. Страх перед обязательствами, боязнь потерять свободу или неудачи в отношениях могут серьезно повлиять на их подход к семейной жизни. Опыт неудачных отношений или наблюдение за развалившимися семьями среди близких могут также привести к настороженности и негативным установкам. Одним из основных страхов является отсутствие финансовой безопасности или преобладание материального блага у одного из партнеров. Бытует мнение “у кого деньги - у того власть” так, как в настоящее время девушки так же могут иметь хороший уровень финансовых доходов, в семейных отношениях идет смена ролей, что может привести к распаду брака или негативной среде внутри семейных отношений.
В современном мире возрастает количество людей, вступающих в семейные отношения необдуманно и преждевременно. А между тем, брак требует не только принятия на себя ответственности, но и умения общаться с партнером. Поэтому проблема психологической готовности вступления в брак является актуальной.
Для обоснования данной проблемы мы обратились к исследованиям отечественных и зарубежных психологов. В трудах ученых установка понимается как объединение трех компонентов: когнитивный, аффективный, поведенческий, что позволяет рассматривать ее в качестве показателя к действию.
Многообразие теоретических подходов и актуальность данной проблемы исследования психологических установок на семейную жизнь в юношеском возрасте послужили основой для эмпирического исследования.
Целью нашего исследования стало изучение психологических установок на семейную жизнь в юношеском возрасте. Объектом представлены психологические установки. Предметом исследования явились психологические факторы и условия формирования психологических установок на семейную жизнь в юношеском возрасте
Базой для проведения исследования стал Ставропольский государственный медицинский университет. В исследовании приняли участие 40 человек, студенты 1-3 курса специальности “Клиническая психология”. Для измерения установок на семейную жизнь в юношеском возрасте были использованы такие методики как: “Ролевые ожидания и притязания в браке” А.Н. Волкова, “измерение установок в семейной паре” Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская и Тест-опросник удовлетворённости браком В.В. Столин, Т.Л.Р оманова, Г.П. Бутенко.
По результатам проведенного нами исследования, можно сказать, что испытуемые в возрасте 18-19 лет со средним и низким уровнем развития психологических установок на семейную жизнь имеют размытое представление о брачно-семейных отношениях, одним из мотивов вступления в брак у таких студентов является значимость интимных отношений с партнером и ожидание романтической любви. Это может быть связано с формированием гормонального фона организма и мечтательными иллюзиями на счет будущего.
В зависимости от начала (18 лет) и завершения (21 год) юношеского возраста разница отношение и к хозяйственно- бытовым требованиям партнера. Если в 18 лет это не имеет особого значения, то в 21 год бытовые разногласия могу послужить конфликтными ситуациями для молодых людей так, как комфорт и уют имеют значимую роль в формировании семейного очага.
Социальная активность у всех испытуемых имеет высокие показатели. Это говорит о том, что установка направлена на определение себя в жизни и получение высшего образования, поэтому юноши более ориентированы на то, что партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Но у испытуемых в возрасте 18-19 лет, установка направлена на партнера, как на пример подражания вне системы семейных отношений, что позволяет стремиться к личной автономии. А у испытуемых в возрасте 20-21 года на профессиональные навыки партнера в системе брачно-семейных отношений, которые способствуют обеспечению базовых потребностей.
Говоря о эмоциональной психотерапевтической поддержке партнеров в результате исследования выявлено, что юноши на первых этапах юношеского возраста не нацелены на взаимную поддержку так, как личная автономия имеет большее значение, чем партнерские отношения. Чего не скажешь о его завершении, где основным стимулом вступления в семейные отношения, в зависимости от сформированного мировоззрения, является необходимость в эмоциональной поддержке со стороны противоположного пола.
Таким образом, испытуемые в возрасте 20-21 года с высоким уровнем развития психологических установок на семейную жизнь в период завершения юношеского возраста, имеют более четкие представления о будущем партнере и брачно-семейных отношениях. Формирование представлений о семье и браке — это многоуровневый и динамичный процесс, где каждый аспект влияет на будущие отношения. Успех в построении семьи становится возможным через осознанный выбор партнера, открытость к новым формам отношений и умение работать над своим эмоциональным состоянием и взаимопониманием
Проведенное нами эмпирическое исследование подтверждает гипотезу о том, что психологические установки на семейную жизнь обладают более устойчивым характером в период завершения юношеского возраста. Завершающий этап юношеского возраста становится временем, когда установки на семейную жизнь начинают трансформироваться в более осознанные, устойчивые и продуманные. Это период, когда молодые люди, при наличии поддержки и положительных примеров, могут успешно интегрировать свои желания, ожидания и социальные реалии, что в свою очередь способствует созданию крепких и здоровых семейных отношений в будущем.
Список литературы
1. Асмолов, А.Г., Ковальчук, М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии / А.Г. Асмолов, М.А. Ковальчук / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: Изд-во Московского университета, 1977. – С. 143-163. https://psylist.net/hrestomati/00032.htm
2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2009. – 158 с . https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-gotovnosti-molodezhi-k-braku-i-semeynym-otnosheniyam.pdf
3. Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки студенческой молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 146–161. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-gotovnosti-molodezhi-k-braku-i-semeynym-otnosheniyam
4. Ерина И.А. Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям: текст научной статьи по специальности «Психологические науки»// 2018 https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-gotovnosti-molodezhi-k-braku-i-semeynym-otnosheniyam