МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Блохина Н.В. 1, Портнова П.А. 1
1САФУ им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Причина этому негативные последствия современной цивилизации – гиподинамия, распространение курения, алкоголя, наркотиков и т. п. К тому же все более возрастающий ритм жизни требует от людей хороших психофизических кондиций.

В настоящее время, примерно со второй половины XX века, в физическом и нравственном развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно:

 ухудшение здоровья, неудовлетворительное физическое развитие;

 эпидемическое распространение курения, алкоголизма, наркомании;

 увеличение числа психически нездоровых молодых людей, групп молодежи с девиантным поведением.

В широкой печати сообщается о наиболее распространенных болезнях молодежи: хронические болезни желудка и органов дыхания, зрения, нарушение осанки и др. Эти заболевания есть прямой результат образа жизни, в которой для многих на первом месте «психотропные удовольствия».

Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой. В основе любой программы по занятиям физической культурой должен быть заложен принцип постоянной мотивации, активной установки на произвольное самосовершенствование и саморазвитие в спорте. Мнения и подходы людей к физической культуре могут различаться в зависимости от их личной мотивации и ценностей, которые играют не менее важную роль, чем сам процесс занятий физическими упражнениями. Они отражают интерес к занятиям, активное и осознанное отношение к спорту и являются одними из факторов успешного освоения программы тренировок и прогресса уровня подготовленности.

«Мотивация – это побуждение к действию; психо-физиологический процесс, который управляет поведением человека, способный задавать его направленность, организацию, активность и устойчивость; умение человека удовлетворять собственные потребности» [3]. Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Существуют различные мотивы физкультурно-спортивной деятельности.

В первую очередь, надо понимать, что мотивацию можно разделить на кратковременную и долговременную. Кратковременная мотивация может быть понята как эмоциональный импульс, который побуждает человека начать заниматься физической культурой и изменить свой образ жизни. Причины такого импульса, как правило, являются сугубо личными и могут быть связаны с какими-то событиями или личностными особенностями. Основной особенностью кратковременной мотивации является то, что она представляет лишь ежеминутное желание, идею, связанную во многом с настроением. Такая мотивация может быть использована только для того, чтобы начать изменение образа жизни. Со временем она иссякнет, и желание отдавать себя тренировкам пойдёт на спад. Для регулярных занятий физической культурой необходима долговременная мотивация, которая позволит занимающемуся сохранить желание заниматься и не бросать сделать тренировки своей привычкой.

Отношение к физической культуре, основанное на мотивации и ценностях, может быть различным у разных людей. Некоторые люди могут видеть физическую культуру как средство для поддержания здоровья и физической формы, их мотивацией может быть стремление быть активными и энергичными. Они могут ценить физическую активность как способ улучшить свое самочувствие и настроение. Другие люди могут видеть физическую культуру как средство для достижения определенных спортивных целей или результатов. Их мотивацией может быть желание стать лучшими в определенной дисциплине или достичь определенного уровня физической подготовки. Они могут ценить физическую активность как способ развития своих спортивных навыков и достижения успеха в своей области.

Также есть люди, для которых физическая культура является частью их образа жизни и идентичности. Их мотивацией может быть стремление быть частью сообщества людей, которые разделяют их интересы и ценности. Они могут ценить физическую активность как способ социализации и укрепления связей с другими людьми.

Все эти различные мотивации и ценности могут влиять на отношение к физической культуре и определять, какие виды физической активности предпочтительнее и как они включаются в повседневную жизнь. Некоторые люди могут предпочитать индивидуальные виды физической активности, такие как бег или йога, в то время как другие предпочитают командные виды спорта или групповые тренировки. Каждый человек может иметь свои собственные мотивации и ценности, которые определяют его отношение к физической культуре. Физическая культура является важной составляющей нашей повседневной жизни.

Мотивация играет ключевую роль в нашем отношении к физической культуре. При классификации мотиваций выделяют три группы критериев: биологические, маргинальные и высшие (социальные).

  1. Группа биологических мотиваций сформирована потребностью в пище, в стабильных и нормированных условиях жизни, потребностью во сне.

  2. Группа маргинальных потребностей включает мотивации общения, познания, защитного поведения, потребность в активности.

  3. В группу же высших (социальных) мотиваций входят мотивации потребительского поведения, самоутверждения, саморазвития и самореализации, достижения цели и стремления к успеху, мотивация свободы. Группа социальных мотиваций самая сложная и самая спорная, но общим свойством социальных мотиваций является то, что все они связаны с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных им самим или заданных извне определенных целей.

Очевидно, что потребность в занятиях физической культурой и спортом будет относиться, скорее всего, к социальным мотивам и отчасти к маргинальным (потребность в активности). По представлениям В. П. Симонова [2], первичной является потребность, которая в виде некоторой жизненной силы, побуждает живое существо к активности ради самосохранения и саморазвития. Производной от нее является мотивация, возникающая на базе уже имеющегося опыта и носящая явно когнитивный характер.

Связующим звеном между поведением и действующей мотивацией служит мотив. Формирование мотиваций и производных от них мотивов наиболее интенсивно происходит в первые пятнадцать лет жизни человека, но продолжается, хотя и с меньшей скоростью и продуктивностью, в течение всей жизни. Таким образом, чрезвычайно актуальным является изучение и формирование ценностных ориентаций, направленности личности на занятия физической культурой в процессе ее социализации и развития [1]. Такжеона может быть внутренней или внешней. Внутренняя мотивация основана на собственных интересах, удовлетворении и достижении личных целей. Внешняя мотивация, напротив, связана с внешними стимулами, такими как похвала, признание или социальное одобрение.

Ценности также оказывают влияние на наше отношение к физической культуре. Они определяют, что для нас важно и как мы распределяем свое время и усилия. Например, если здоровье является одной из наших ценностей, мы будем активно заниматься физической активностью, чтобы поддерживать его. Здоровье является одной из основных причин, по которым люди занимаются физической культурой. Регулярная физическая активность помогает укрепить иммунную систему, улучшить физическую форму и предотвратить развитие многих заболеваний. Она также способствует улучшению психического состояния и повышению общего уровня жизни.

Внешний вид является важным аспектом физической культуры. Каждый человек может иметь свои индивидуальные цели, такие как снижение веса, набор мышечной массы, улучшение физических качеств. Спортивная форма здесь играет роль инструмента, который помогает достичь этих целей. Образ жизни и идентичность также связаны с физической культурой. Она может стать частью нашего образа жизни и определять нашу идентичность.

Виды физической активности могут быть разнообразными – это может быть занятие спортом, фитнесом, йогой, плаванием, танцами и многими другими. Каждый человек может выбрать то, что ему нравится и что соответствует его интересам и возможностям.

В целом, отношение к физической культуре, основанное на мотивации и ценностях, помогает нам достичь лучших результатов и поддерживать здоровый образ жизни. Оно способствует улучшению физической формы, повышению самооценки и общему благополучию.

Таким образом, отношение к физической культуре зависит от мотивации и ценностей каждого человека. Внутренняя мотивация, основанная на собственных интересах и достижении личных целей, способствует более активному участию в физической активности. Внешняя мотивация, связанная с внешними стимулами, может быть менее эффективной в поддержании регулярной физической активности. Ценности также играют важную роль в отношении к физической культуре. Если здоровье является одной из ценностей, человек будет активно заниматься физической активностью для его поддержания. Однако если у человека есть другие приоритеты, он может не придавать физической культуре такого значения. Здоровье является основной причиной занятий физической культурой. Регулярная физическая активность помогает укрепить иммунную систему, улучшить физическую форму и предотвратить развитие заболеваний. Она также положительно влияет на психическое состояние и общее благополучие.

Список литературы

  1. Коломийченко Е. В. Мотивация студентов ВУЗа к занятиям физической культуры и спортом как компонент развития физической культуры личности // Ростов-на-Дону, 2010. – 11-12с.

  2. Симонов В.П. Мотивированный мозг //М.: Наука, 1987. – 212 с.

  3. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодёжи // Universum: Психология и образование: эл. научн. журн. 2017. №6(36)URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29254654_51985299.pdf/ (Дата обращения: 08.10.2023)

Просмотров работы: 12