Инструменты «зеленого» финансирования нацелены на привлечение капитала, направленного на реализацию проектов, способствующих экологической устойчивости и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Одним из ключевых инструментов в этой области являются «зеленые облигации» (green bonds), которые занимают центральное место в современном устойчивом финансировании.
«Зеленые облигации» – это долговые ценные бумаги, средства от размещения которых направляются исключительно на проекты, соответствующие критериям экологической значимости. К таким проектам относятся инициативы по переходу к возобновляемым источникам энергии, повышению энергоэффективности, сокращению выбросов углекислого газа, защите биоразнообразия и модернизации инфраструктуры для снижения ее воздействия на природу. Международный капитал обращает внимание на эти бумаги благодаря их способности одновременно приносить доход и решать экологические проблемы, что делает их востребованным инструментом среди инвесторов, придерживающихся принципов ESG (экологического, социального и корпоративного управления).
Популярность «зеленых облигаций» стремительно растет. Согласно данным Climate Bonds Initiative, объем выпуска таких инструментов в 2023 году достиг рекордных уровней, превысив $500 миллиардов. Данный рост обусловлен как активной поддержкой со стороны государственных структур, так и увеличением интереса институциональных инвесторов к устойчивым проектам. Основными регионами-лидерами в выпуске «зеленых облигаций» являются Европейский Союз, США и Китай, что свидетельствует о глобальном характере тренда на экологизацию экономики [1].
Однако российский рынок «зеленых облигаций» в 2024 году показывает значительное снижение объемов их размещения. Динамика объемов выпуска «зеленых облигаций» в России изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Объем размещений зеленых облигаций российскими эмитентами, млрд руб.
Такие показатели, вероятнее всего, связаны с геополитической нестабильностью и слабым государственным стимулированием выпуска зеленых облигаций. Так, по состоянию на октябрь 2024 года в регулировании российского рынка «зеленых облигаций» не происходило существенных изменений, «зеленые облигации» имеют исключительно имиджевый характер [2].
Сфера применения «зеленых облигаций» охватывает широкий спектр отраслей. Основными направлениями использования привлеченных средств являются:
энергетика: развитие солнечных, ветровых и гидроэнергетических объектов.
транспорт: создание экологически чистой инфраструктуры, включая железные дороги, электробусы и велосипеды.
строительство: возведение энергоэффективных зданий, соответствующих принципам «зеленого» строительства.
инфраструктура и управление отходами: создание систем переработки отходов и улучшение водоснабжения.
Примеры проектов, на которые направляются средства, привлеченные с помощью «зеленых облигаций», представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Распределение средств от «зеленых облигаций» по ключевым секторам экономики
Сектор |
Доля средств (%) |
Примеры проектов |
Возобновляемая энергетика |
40 |
Солнечные и ветровые электростанции |
Транспорт |
25 |
Электробусы, железнодорожная инфраструктура |
Энергоэффективность |
20 |
Реконструкция зданий, модернизация оборудования |
Водоснабжение и отходы |
10 |
Системы переработки и очистки воды |
Другие |
5 |
Защита биоразнообразия, лесовосстановление |
Наибольшая доля направляется на проекты в сфере возобновляемой энергетики, что обусловлено глобальной необходимостью сокращения выбросов углекислого газа. Второй по значимости областью является экологически чистый транспорт, связанный с развитием инфраструктуры и снижением углеродного следа. Значительные инвестиции также направляются на повышение энергоэффективности, что способствует снижению энергозатрат в различных отраслях.
Одним из ключевых факторов, стимулирующих развитие рынка «зеленых облигаций», является растущий интерес к устойчивому развитию и ESG-принципам. В последние годы российские компании начали активно интегрировать экологические и социальные аспекты в свои стратегии, что способствует увеличению количества проектов, соответствующих критериям зеленого финансирования. Данная тенденция объясняется как повышенными требованиями международных инвесторов, так и необходимостью адаптации к изменениям в глобальной финансовой среде. Тренд на увеличение объема размещений долговых инструментов ESG-типа изображен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Выпущенные долговые ценные бумаги в разрезе типов ценных бумаг
Начиная с 2020 года наблюдается постепенное увеличение общего объема размещенных долговых ценных бумаг, что указывает на рост активности на рынке. Максимальные значения были зафиксированы в 2024 году. После резкого увеличения количества выпусков в 2021 году, их число стабилизировалось на уровне 35-40 выпусков ежегодно.
Рынок «зеленых» облигаций в России продолжает формироваться в условиях глобальной трансформации финансовых рынков, акцентирующих внимание на устойчивом развитии. Развитие данного сегмента обусловлено наличием как перспективных драйверов, так и существенных барьеров, ограничивающих его потенциал.
Поддержка со стороны государства также играет значимую роль. Введение таксономии «зеленых» проектов в 2021 году создало нормативную основу, определяющую критерии отбора проектов для получения статуса «зеленых». Разработка национальных стандартов сертификации и гармонизация их с международными требованиями позволяет российским эмитентам уменьшить зависимость от иностранных институтов оценки [3].
Несмотря на очевидные преимущества, рынок «зеленых облигаций» сталкивается с рядом ограничений. Одной из наиболее серьезных проблем является ограниченный доступ российских эмитентов к международным рынкам капитала. Введение санкций существенно снизило возможности привлечения зарубежных инвесторов, которые традиционно проявляют интерес к экологически ориентированным финансовым инструментам.
Недостаточная развитость внутреннего рынка также оказывает негативное влияние на динамику выпуска зеленых облигаций. Невысокая информированность участников рынка о преимуществах этого инструмента и ограниченная база инвесторов с опытом работы в области ESG-финансирования сдерживают рост спроса на облигации данного типа [4].
Хотя принятие национальной таксономии «зеленых» проектов в 2021 году стало важным шагом, текущая нормативная база остается несовершенной. Эмитенты сталкиваются с неопределенностью при интерпретации критериев отбора проектов и процедур сертификации, что увеличивает временные и финансовые затраты. Более того, отсутствие комплексной интеграции российских стандартов с международными практиками ограничивает доступ к глобальным источникам финансирования.
Для преодоления указанных барьеров необходимо активизировать взаимодействие между государством, частным сектором и финансовыми институтами. Развитие программ субсидирования, упрощение процедур сертификации и внедрение образовательных инициатив для повышения осведомленности участников рынка могут способствовать росту сектора. Эти мероприятия не только устранят текущие барьеры, но и создадут условия для устойчивого роста рынка «зеленых облигаций» в России.
Список использованных источников
Рынок ESG-облигаций в странах БРИКС готовится к росту. – Текст: электронный // Сетевое издание Ведомости – URL: https://www.vedomosti.ru/esg/green_finance/articles/2024/03/12/1024946-rinok-esg-obligatsii-v-stranah-briks-gotovitsya-k-rostu (дата обращения: 30.11.2024)
Российский рынок ESG-облигаций: зима будет долгой – Текст: электронный // Сайт Аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА – URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2793/ (дата обращения: 30.11.2024)
Замхатов Д.Ю. Таксономия устойчивых финансов и ESG-принципы / Д.Ю. Замхатов – monitoring 2023.10.10. – Текст: электронный // Мир экономики и управления, 2022, Т. 22, № 3. С. 5–20. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/taksonomiyaustoychivyh-finansov-i-esg-printsipy/viewer - (дата обращения 30.11.2024)
Национальная зеленая методология и особенности ее применения // Официальный сайт ВЭБ. РФ. URL: https://veb.ru/files/?file=7d6edf308637b22d8f5b70f10537d81a.pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Шевченко Е.А., Зиновьева И.С. «Зеленая экономика» как средство обеспечения экономической безопасности // Устойчивое развитие экономики: путь перехода в новое качество: материалы Международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2024. – С. 131-135.