В современном обществе, где учебный процесс становится все более интенсивным и напряженным, вопрос о влиянии физической активности на психологическое здоровье студентов приобретает особую актуальность. В условиях активного роста объема знаний и профессиональных навыков, которые необходимо освоить, студенты сталкиваются с высокими уровнями стресса, тревоги и неопределенности. В результате этого многие студенты испытывают эмоциональные перегрузки, что может негативно сказаться на их психоэмоциональном состоянии и физическом здоровье. Физическая активность в этом контексте может стать важным инструментом для снижения стресса, улучшения настроения и повышения общей устойчивости к психологическим нагрузкам.
Воздействие физической активности на психологическое здоровье и способы его улучшения является одной из наиболее востребованных для изучения тем в области медицины, психологии и физической культуры. Результаты научных исследований последних десятилетий доказывают, что физическая активность не только способствует улучшению физического состояния, но и оказывает значительное влияние на психологические процессы, что делает спорт важным инструментом в поддержании психического здоровья [5]. В то же время, хроническое переутомление, которым страдают студенты, может нести за собой необратимые последствия для психоэмоционального и физического здоровья студентов, в частности, заболевания нервной системы, обострения сердечно-сосудистых заболеваний, гипертоническая и язвенная болезни и общее снижение сил организма [4]. Это ярко демонстрируется влиянием длительного эмоционального стресса вследствие экзаменационной сессии, из-за которого у большинства студентов наблюдаются значительные изменения интенсивности кровенаполнения сосудов и реактивности биопотенциалов головного мозга, электрокардиографических и биохимических показателей, не приходящих в норму в течение 2-3 суток после экзаменов [2].
Кажется, что при нынешней доступности спортивных залов и площадок для тренировок спортом должны заниматься все. Вопреки этому данные исследования Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что спортом занимается всего 60% в возрасте от 18 лет, из них 38 % находит в себе силы тренироваться несколько раз в неделю – это оптимальная периодичность для того, чтобы поддерживать себя в форме и укреплять организм [3].
В данной статье мы проведем собственное исследование и докажем положительное влияние на психологическое здоровье студентов, рассмотрим различные аспекты этого влияния, а также предложим практические рекомендации по интеграции физической активности в повседневную жизнь студентов. В связи с вышеизложенным, в нашем исследовании мы ставим перед собой цель выяснить, как уровень физической активности влияет на психологическое здоровье среди студентов. Для достижения этой цели мы провели анкетирование среди студентов 1-4 курсов различных специальностей, в ходе которого были собраны данные об уровне их физической активности, эмоциональном состоянии и личном мнении о влиянии разнообразных активностей на их психоэмоциональное самочувствие.
В общей сложности в анкетировании приняло участие 170 студентов, из них 89 студентов – мужского пола и 81 – женского. Наибольшее количество респондентов обучаются на 2 и 3 курсах по программе бакалавриата:
Рисунок 1 – Курс обучения анкетируемых студентов
Превалирующее количество студентов на всех курсах описывает свое общее психологическое состояние как «хорошее» и «удовлетворительное». Это свидетельствует о том, что большинство студентов способны справляться с требованиями учебного процесса, совмещением своего профессионального становления и личной жизни и находят способы поддерживать свое психологическое здоровье, опираясь на индивидуальный подход. Тем не менее, важно отметить, что значительная доля студентов отмечают свое психологическое состояние неудовлетворительным:
Рисунок 2 – Общее психологическое состояние анкетируемых студентов
Мы выяснили, что более половины опрошенных респондентов сталкиваются со стрессом достаточно часто, чтобы это повлекло за собой негативные последствия:
Рисунок 3 – Частота переживаний стресса и тревоги анкетируемых студентов
Среди причин, заставляющих испытывать стресс и тревожность, студенты указывали чаще всего следующие:
переутомление на учебе – 72,7%. Как ни странно, именно эта причина стала самой распространенной среди всех студентов. Высокий уровень нагрузки в образовательном процессе часто приводит к «выгоранию», снижению мотивации и проблемам с психоэмоциональным здоровьем и, как следствие, к ухудшению качества обучения, что подчеркивает важность балансировки между учебной нагрузкой и внедрением стратегий, направленных на поддержание своего эмоционального состояния стабильно удовлетворительным.
недостаток времени – 59,5%. Второй по значимости причиной возникновения стресса среди студентов оказался недостаток времени, как для учебы, так и для личной жизни. Студенты часто сталкиваются с проблемой нехватки временных ресурсов для выполнения учебных заданий, профессионального карьерного роста и личной жизни, что может вызывать чувство тревоги и беспокойства из-за большой вероятности не успеть выполнить свои обязанности и исполнить желания.
здоровье – 58,7%. Далее студенты выделили пункт «здоровье», причем проблемы со здоровьем могут быть как физическими, так и психическими. Ввиду неправильного образа жизни студенты часто имеют дело с хроническими заболеваниями, недостатком сна или ментальными расстройствами, борьба с которыми, несомненно, заставляет испытывать беспокойство.
финансовые проблемы – 53,6%. Финансовое положение также заставляет студентов тревожиться, так как жизнь студентов часто характеризуется ограниченными доходами и высокими расходами. Финансовая нестабильность, вызванная большим количеством потребностей, может негативно влиять на общее психологическое и физическое здоровье и способность сосредоточиться на учебе.
личная жизнь – 51,2%. Практически наравне с финансовыми проблемами студенты беспокоятся из-за своей личной жизни, ведь для установления и поддержания равновесия в романтических отношениях, дружбе и самопознании требуется много времени и усилий. В то же время, в случае неудачи в поддержании социальных связей вполне возможно усиление чувства тревоги.
работа и профессиональные обязанности – 40,5. Многие студенты вынуждены совмещать учебу с работой, что может создавать дополнительное давление на их психологическое состояние. Это требует от них умения балансировать между различными обязанностями, иначе это неизбежно приведет к стрессу.
социальные и глобальные проблемы – 22,6%. Хотя фактор глобальных проблем всего мира оказался менее значительным по сравнению с другими, он все же заставляет нервничать достаточно высокий процент респондентов. Студенты чувствуют беспокойство по поводу нестабильной ситуации в мире, социальных изменений или экологических проблем.
В жизни любого человека неизбежно случаются ситуации, повышающие уровень стресса. По мере взросления, каждый из нас вырабатывает стратегии борьбы с тревогой и стрессом, но существуют оптимальные методы, подходящие всем людям и позволяющие стабилизировать свое самочувствие в долгосрочной перспективе [3]. Одним из самых действенных и эффективных методов является физическая активность. Безусловно, об этом известно и студентам, поэтому они стараются любыми способами внедрять в свою повседневную жизнь физическую активность:
Рисунок 4 – Частота занятий спортом анкетируемых студентов
Примечательным является тот факт, что студенты стремятся к тому, чтобы заниматься спортом чаще одного раза в неделю. При этом их физическая активность разнится от студента к студенту и насчитывает различные виды активности, начиная от прогулок легким шагом и заканчивая всевозможными видами спорта: фитнес, командные виды спорта, бег и скандинавская ходьба, различные виды танцев, йога и пилатес, а также единоборства и бокс. Такой индивидуальный подход подтверждает заинтересованность студентов в том, чтобы заниматься спортом не по требованию учебного процесса, а осознанно подходить к выбору физической активности, с целью получения удовольствия, оздоровления и улучшения своего эмоционального состояния.
Разнообразие видов спорта, которые выбирают студенты, также подчеркивает их желание экспериментировать и находить то, что действительно приходится им по душе. Например, некоторые студенты могут предпочитать командные виды спорта, такие как футбол или волейбол, где важна социальная составляющая и взаимодействие с другими участниками команды во время спортивной активности. Другие же выбирают более индивидуальные занятия, такие как йога или пилатес, которые не требуют сотрудничества с другими людьми и позволяют сосредоточиться на собственном психоэмоциональном состоянии и внутренней гармонии. Это предоставляет возможность студентам не только развивать физические навыки, но и находить радость в процессе.
По мнению самих студентов, такое настойчивое стремление к активному образу жизни становится важной частью их повседневной рутины, что позволяет не только поддерживать физическую форму, но и улучшать свое психоэмоциональное состояние:
Рисунок 4 – Частота занятий спортом анкетируемых студентов
На основе проанализированных нами результатов анкетирования мы можем выделить несколько практически значимых рекомендаций, которые помогут студентам повысить эффективность занятий физической активностью таким образом, чтобы у них была возможность использовать преимущества физической активности максимально для своего здоровья и эмоционального благополучия:
Необходимо поддерживать регулярность занятий физической активностью, включая их в свой ежедневный распорядок дня, чтобы получить максимальную пользу для физического и эмоционального здоровья.
Необходимо выбирать виды физической активности, приносящие удовольствие и радость, что поможет поддерживать мотивацию для регулярных занятий.
Необходимо ставить реалистичные цели, достижение которых будет поддерживать мотивацию заниматься физическими активностями и улучшать психологическое здоровье.
Необходимо искать возможности для увеличения физической активности в повседневной жизни – ходьба вместо общественного транспорта, использование лестницы вместо лифта и так далее.
Необходимо учитывать индивидуальные цели, потребности и ограничения при выборе программы физической активности.
Необходимо обеспечить себя поддержкой и мотивацией со стороны окружающих, включая друзей, семью или тренера [1].
На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что физическая активность оказывает заметное положительное воздействие на психологическое здоровье студентов. Регулярные занятия спортом способствуют снижению уровня стресса, улучшению показателей физического здоровья, повышению уровня жизненной энергии, качества сна и стимулированию умственной активности. Поэтому интеграция регулярных физических упражнений в повседневную жизнь студентов является важным аспектом для достижения успеха в учебе, построения карьеры и поддержания стабильного хорошего эмоционального состояния.
Список литературы:
Баченина Е.А., Хачатурян А.Ю. Поиск новых форм и методов оптимизации преподавания физкультуры и спорта в высшей школе. В сборнике: Двигательная активность. Спорт. Личность. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2019. С. 67-70. URL: https://na-journal.ru/pdf/nauchnyi_aspekt_12-2023_t22_web.pdf (дата обращения: 10.12.2024)
Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 384 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1308/1/evseev_physical_culture.pdf (дата обращения: 07.12.2024)
Занятия спортом – здоровье: 5 причин пойти на тренировку [Электронный ресурс] // SavoyWellness: центр спорта и здоровья. — URL: https://savoywellness.ru/blog/sport/zanyatiya-sportom-zdorove-5-prichin-poyti-na-trenirovku/ (дата обращения: 12.12.2024).
Лебедев Е. В., Урман С. А. Влияние спорта на эмоциональное состояние и уровень психологической удовлетворенности // Вестник науки. 2024. №11 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sporta-na-emotsionalnoe-sostoyanie-i-uroven-psihologicheskoy-udovletvoryonnosti (дата обращения: 11.12.2024).
Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований : Материалы II Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 08–12 апреля 2019 года / Ответственный редактор Э.А. Дмитриева. Том Часть 4. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2019. – 524 с. — С. 456–459. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41722885 (дата обращения: 07.12.2024).
Слесарева, Т. В. Физическая культура и ментальное здоровье: как спорт помогает справиться со стрессом и депрессией / Т. В. Слесарева, А. С. Манучарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118009/ (дата обращения: 12.12.2024).
List of references:
Bachenina E.A., Khachaturian A.J. Search for new forms and methods of optimization of teaching of physical education and sports in higher education. In the collection: Motor activity. Sport. Personality. Materials of All-Russian (with international participation) scientific-practical conference. 2019. P. 67-70. — URL: https://na-journal.ru/pdf/nauchnyi_aspekt_12-2023_t22_web.pdf (date of access: 10.12.2024)
Euseev Y.O. Physical culture. Series «Textbooks, teaching aids». Rostov-on-Don: Phoenix, 2003. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1308/1/evseev_physical_culture.pdf (date of access: 07.12.2024)
Sports – health: 5 reasons to go to the training [Electronic resource] // SavoyWellness: center for sport and health. – URL: https://savoywellness.ru/blog/sport/zanyatiya-sportom-zdorove-5-prichin-poyti-na-trenirovku/ (date of access: 12.12.2024).
Lebedev E. V., Urman C. A. Influence of sport on emotional state and level of psychological satisfaction // The Science Journal. 2024. 11 (80). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sporta-na-emotsionalnoe-sostoyanie-i-uroven-psihologicheskoy-udovletvoryonnosti (date of access: 11.12.2024).
Youth and science: current problems of fundamental and applied research : Materials II of the All-Russia national scientific conference of students, graduate students and young scientists. In 4 parts, Komsomolsk-on-Amur, 08-12 April 2019/ Editor E.A. Dmitrieva. Tom Part 4. — Komsomolsk-on-Amur: Komsomolsky-on-Amure state university, 2019. — 524 p. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41722885 (date of access: 07.12.2024).
Slesareva, T. V. Physical culture and mental health: how sport helps to cope with stress and depression/ T. V. Scleraeva, A. S. Manlukaran. — Text : direct // Young scientist. — 2024. — 40 (539). — P. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118009/ (date of access: 12.12.2024).