Территория Уральского федерального округа (УрФО) обладает значительным экономическим и социальным потенциалом, играя ключевую роль в развитии Российской Федерации. Эта обширная территория характеризуется разнообразием природных ресурсов, мощной индустриальной базой и уникальными природными ландшафтами. Однако динамика развития, связанная с природным и техногенным воздействием, влечет за собой ряд опасных явлений, которые могут причинить значительный социальный и экономический ущерб. В условиях изменяющегося климата и растущей человеческой активности УрФО сталкивается с вызовами, остро ставящими вопрос о необходимости анализа и управления такими явлениями.
Цель данной статьи — исследовать опасные феномены, наносящие ущерб социально-экономической структуре региона, и выделить ключевые факторы, влияющие на их возникновение и воздействие. Мы рассмотрим такие природные катастрофы, как наводнения, лесные пожары и землетрясения, а также техногенные угрозы, включая промышленные аварии и экологические катастрофы. Особое внимание будет уделено анализу социально-экономических последствий этих событий для населения, инфраструктуры и экологической системы региона.
Понимание и оценка рисков, связанных с такими явлениями, а также эффективное управление ими являются первоочередной задачей для обеспечения устойчивого развития УрФО. Мы также обсудим стратегии и меры, предпринимаемые на различных уровнях управления для минимизации последствий подобных явлений и повышения устойчивости региона перед лицом потенциальных угроз. Надеемся, что приведенный анализ станет вкладом в повышение готовности и адаптивной способности общества и экономики УрФО в контексте глобальных и локальных изменений.
За 2024 год на территории Уральского федерального округа (УрФО) произошло 746 лесных пожаров на общей площади 13,78 тыс. га. Ущерб от них составил 912,7 млн руб., что почти на 3 млрд руб. ниже показателя 2023 года.
Анализ показателей горимости лесов как в Российской Федерации, так и в других странах, имеющих леса, свидетельствует, что лесные пожары были и остаются важнейшим экологическим фактором, оказывающим существенное влияние на характер размещения древесной растительности [1, 2]. Ежегодно лесные пожары наносят огромный ущерб экономикам стран, имеющим леса [3–5], ухудшают экологическую обстановку [6] и создают реальную угрозу для здоровья и жизни населения [7, 8]. Неслучайно в целях повышения эффективности охраны лесов от природных пожаров совершенствуются способы их обнаружения и тушения [9, 10], лесопожарное районирование и противопожарное устройство, а также проводятся лесоводственные мероприятия, направленные на повышение пожароустойчивости древостоев.
Леса являются основой биологического капитала нашей страны. Они не только удовлетворяют потребность в древесине и недревесной продукции, но и вносят весомый вклад в благополучие биосферы Земли, поглощая углекислый газ. Несмотря на то, что пожары являются естественным фактором обновления лесного фонда, растущие масштабы этого явления в последние годы начинают вызывать все большие опасения. Существует опасность попадания в своеобразную отрицательную воронку событий: сокращение площади лесных массивов вследствие масштабных пожаров приводит к изменению климата, который становится более сухим и жарким. Есть и более локальный аспект этой проблемы. Конституцией РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Учитывая, что большая часть населения РФ проживает в городских населенных пунктах, то задача по реализации этого конституционного права возлагается в первую очередь на прилегающие территории, городские леса и леса в пригородных зонах. Эти леса имеют особую экологическую ценность в качестве рекреационной территории, обеспечивающей отдых населения, способствующей снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Пожар, вспыхнувший на Урале 22 мая 2023 года (рис. 1,2), оказал значительное влияние на экономическую и социальную сферы региона. Размер катастрофы и скорости, с которой распространялся огонь, привели к разрушительным последствиям на обширных территориях, затронув как крупные промышленные зоны, так и малонаселенные районы.
Последствия пожаров, которые уже несколько недель бушуют на Урале, видно из космоса. Темные пятна на снимках — выгоревшая территория, особо отмечены очаги пожаров.
Рисунок 1 – Пожар 22 мая 2023 года со спутника
Рисунок 2 – Пожар 22 мая 2023 года со спутника
Во-первых, экономические проблемы выразились в серьёзном ущербе местной промышленности. Урал, являясь сердцем металлургической и тяжелой промышленности России, испытал значительные потери. Горящие заводы, разрушенные производственные линии, порванные цепочки поставок—всё это привело к остановке предприятий и сокращению рабочих мест. Ущерб инфраструктуре, такой как дороги и линии электропередач, усложнил транспортировку сырья и готовой продукции, вызывая повышение издержек и, как следствие, рост цен на многие промышленные товары.
Сельское хозяйство также понесло колоссальные убытки. Огонь уничтожил тысячи гектаров посевных площадей, что приведет к снижению урожая в текущем году, а также негативно скажется на обеспечении продовольственной безопасности региона. Это, в свою очередь, вызвало рост цен на продукты питания, сделав некоторые из них недоступными для широких масс населения.
Социальные проблемы стали ещё более ощутимыми из-за масштабной эвакуации жителей из пострадавших районов. Многие люди остались без крова, потеряв не только жилье, но и все имущество. Этот кризис привел к увеличению численности безработных и бездомных, создав дополнительную нагрузку на социальные службы, нуждающиеся в быстрых мерах реагирования. Давление на систему здравоохранения усилилось из-за повышенной нагрузки вследствие травм и заболеваний дыхательных путей, вызванных вдыханием дыма и токсичных выхлопов.
Резонанс пожара вызвал также общественное недовольство и недоверие в отношении местной администрации и экстренных служб, обвиняемых в неэффективных и запоздалых действиях. Это может привести к политической нестабильности и потребовать пересмотра политики в области безопасности и предотвращения подобного рода чрезвычайных ситуаций.
В результате, пожар на Урале стал катализатором серьёзных экономических и социальных проблем, решение которых потребует значительных усилий как со стороны государства, так и местных структур управления, направленных на восстановление разрушенной инфраструктуры и улучшение условий жизни пострадавших граждан.
В заключение, исследование опасных явлений, наносящих социальный и экономический ущерб на территории УрФО, иллюстрирует комплексный подход к вопросам региональной безопасности и устойчивого развития. Учитывая географическое положение и климатические особенности региона, необходимость в учреждении эффективных стратегий по предотвращению и смягчению последствий стихийных бедствий становится особенно актуальной. Социальные и экономические убытки, причиненные природными катаклизмами и техногенными авариями, не только подрывают стабильность региональной экономики, но и создают угрозы для благосостояния населения.
Одним из ключевых выводов нашего анализа является важность усиления регионального сотрудничества и координации между различными уровнями власти, включая участие местных сообществ и бизнеса, для выработки действенных мер противодействия и адаптации. Технологии раннего предупреждения, развитие инфраструктуры и повышение осведомленности населения играют важную роль в снижении уязвимости региона. Необходимо продолжать инвестировать в научные исследования и инновации, направленные на изучение специфики опасных явлений, а также в образование, способствующее формированию культуры безопасности среди граждан.
Такая многоуровневая и многосторонняя стратегия позволит не только минимизировать последствия опасных явлений, но и укрепить устойчивость региона в долгосрочной перспективе. Это, в свою очередь, создаст основы для стабильного социально-экономического развития УрФО, обеспечивая более безопасное и процветающее будущее для его жителей.
Литература
Нектегяев Григорий Григорьевич, Борисов Алексей Иванович Влияние последствий пожаров на экономику Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-posledstviy-pozharov-na-ekonomiku-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.12.2024).
Бартенев, И. М. К вопросу о тушении лесных пожаров грунтом [Текст] / И. М. Бартенев, Д. Ю. Дручинин, М. А. Гнусов // Лесотехнический журнал. - 2024. - № 4 (8). С. 97-101.
Доррер Г.А., Ушанов С.В. Математическое моделирование процессов распространения лесных пожаров и борьбы с ними // Изв. вузов. Лесной журнал. - 2022. -No 2. - С. 31- 36.
Зубков В. А. Роль государства в развитии лесного комплекса России. Вопросы экономики No 6, 2023- с. 118-126.
Иванова Л.В. Институциональные изменения в управлении лесным хозяйством и перспективы лесопользования в Мурманской области. // Леса России в XXI веке. Материалы третьей международной научно-практической интернет-конференции. - СПб.: СПБЛТА, 2024. - с. 323- 325.
Комиссаров С.В., Орловский С.Н., Ряполов В.Я. Подход к оптимизации тушения лесных пожаров // Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: тр. III Все- рос. науч.-практ. конф. Т. 2. - Красноярск, 2022. - С. 130-134.
Харитонова Г.Н., Иванова Л.В. Интенсификация использования лесных земель в районах европейского севера России. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. Материалы V Международной научно-практической конференции. -Новосибирск, 2023. - с. 199- 204.
Панина Т. Горячие цифры // Рос. газ. 2023. No 205 (5284). 13 сентября.
Итоги пожароопасного сезона 2023 года на территории лесного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/477
Золотогоров, В. Г. Экономическое обоснование эффективности капитальных вложений и новой техники в лесной промышленности [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Золотогоров. - Минск : Высш. шк., 2022. - 159 с.