Психологические особенности личностно-эмоциональной сферы подростков с нарушением слуха: теоретический обзор отечественных исследований - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Психологические особенности личностно-эмоциональной сферы подростков с нарушением слуха: теоретический обзор отечественных исследований

Гочияева М.А. 1, Соловьева Е.В. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение психологических особенностей аномального ребенка - долгое время являлось центральной темой исследований отечественных психологов. Накопленные данные являются хорошей основой для определения мишеней коррекционной работы. Подростковый возраст — это критический период в развитии личности, который характеризуется становлением идентичности, формированием самооценки, а также развитием эмоциональной сферы. Однако для подростков с нарушением слуха данный этап сопровождается дополнительными трудностями. Нам представляется необходимым, в связи с широкой распространенностью проблемы слуховой депривации, углубленное изучение влияния данного дефекта на сферы личностного и эмоционального развития. Подростки с нарушением слуха сталкиваются не только с объективными ограничениями в сенсорном восприятии, но и с рядом субъективных проблем: затруднения в социальной адаптации, осознание собственного дефекта, эмоциональная нестабильность и трудности в построении межличностных отношений. Цель данной статьи — выявить личностно-эмоциональные особенности подростков с нарушением слуха, а также рассмотреть влияние дефекта на их формирование. Работа основывается на теоретическом анализе исследований, посвящённых психологическим аспектам процесса дизонтогенеза, а также слуховой депривации.

Начиная обзор исследований, важно определить основные различия течения нормального и аномального развития. В ряде психологических исследований отмечено, что при аномальном развитии сохраняются общие закономерности психического развития детей. Первым ученым, разрабатывавшим данный вопрос был Л.С. Выготский, систематизацией же занималась Л.Ф. Обухова. Именно ей были сформулированы общие законы детского развития: законы цикличности, метаморфозы, неравномерности и закон формирования высших психических функций. Несмотря на то, что дизонтогенез подчиняется приведенным выше законом, также при аномальном развитии существуют собственные особенности: изменения в сроках и темпах развития, а также изменения количественных и качественных характеристик психических свойств [12].

Изучением влияния процесса аномального развития на личностные особенности подростков занимался В.М. Сорокин. Он отмечал, что системный характер формирования человеческого сознания не оставляет сомнений в «негативном влиянии исходного нарушения на процесс формирования личности особого ребёнка» [17]. Таким образом, можно утверждать, что первичный дефект оказывает не только физиологическое, но и глубокое психологическое воздействие на личность подростка.

А.Р. Лурия и Л.С. Выготский подчеркивали, что ключевую роль в формировании личности ребенка играет его реакция на собственный дефект. Е.Г. Белякова, продолжая эту линию исследований, показала, что осознание человеком своего недостатка часто связано с социальным сравнением. Это осознание может приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. В первом случае осознание дефекта формирует чувство неполноценности, которое нередко сопровождается невротическими расстройствами, снижением уровня самооценки и болезненной реакцией на свой дефект. Во втором случае осознание становится стимулом для личностного роста: возникает компенсаторная активность [Цит. по 18]. Следовательно, ключевым фактором, определяющим развитие личности аномального ребенка, является не сам дефект, а то, как он воспринимается самим ребенком и окружающими. Поэтому важной задачей является создание поддерживающей социальной среды, которая помогает ребенку не фиксироваться на своем дефекте, а использовать компенсаторные ресурсы для раскрытия своего потенциала.

Дефицитарное развитие – форма дизонтогенеза, которая связана с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи. Дети с нарушением слухового анализатора являются одной из значимых категорий дефицитарного психического развития. Как известно, большинство (около 85%) нарушений слуха наступает на первом-втором году жизни, т. е. до развития речи в период ее формирования [1, 8]. Начало дефицита в детском возрасте приводит к особым изменениям процессов психического и личностного развития, то есть чем раньше возник дефект, тем более специфично его влияние. Огромную роль также играет степень поражения слухового анализатора.

В современной классификации детей с нарушениями слуха делят на три категории: глухие, позднооглохшиее, слабослышащие (тугоухие). Тем не менее, продолжая рассуждения о влиянии степени дефекта, мы не можем утверждать, что больше негативных проявлений в личностной и эмоциональной сфере будет у детей с тотальным поражением слухового анализатора. Здесь нельзя недооценивать влияние других факторов, в частности семейного воспитания.

Также стоит обратить внимание на компенсаторные возможности при слуховой депривации. Т.Н. Адеева, И.В. Тихонова подчеркивают, глухие дети опираются на сохранные функции психики. Так, в условиях нарушения слухового восприятия дети разрабатывают новые способы взаимодействия, такие как жестовая речь и активное использование мимики. Эти механизмы позволяют детям компенсировать недостаток слуха и обеспечивают возможность коммуникации с окружающими [1]. На основании этого можно заключить, что компенсаторные возможности детей c нарушением слуха не только помогают преодолеть их физический недостаток, но и формируют основу для уникального способа познания и взаимодействия с миром. Такой подход позволяет рассматривать глухоту не как ограничение, а как особенность, открывающую новые пути для личностного развития и адаптации.

Разобраться в переживаниях заболевшего подростка, по мнению Д. Н. Исаева, возможно лишь изучая внутреннюю картину болезни [9]. Термин «внутренняя картина болезни» был предложен Р.А. Лурией. По его определению, внутренняя картина болезни – «...все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений... его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах... - весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» [14].

Главной проблемой при нарушении развития слухового анализатора становится речевое развитие, а именно замедление процесса овладения словом и выразительных средств. Так, вторичный дефект отражается на качестве социальной адаптации подростка: из-за чувства несостоятельности в общении может проявляться раздражительность и возникнуть склонность к невротическим реакциям. Кроме того, это может оказывать влияние на формирование своеобразных черт эмоционально-аффективной сферы подростка с нарушенным слухом [3]. Особенность сенсорных нарушений заключается в том, что основной дефект препятствует полноценному социальному взаимодействию, что формирует определенные трудности в жизни депривированного подростка. В этом возрасте общение со сверстниками становится основной потребностью, а невозможность ее удовлетворения может оказать сильное негативное влияние на психологическое состояние подростка. Несмотря на то, что в современном мире присутствует возможность организовать специальную среду для успешного развития подростков с нарушением слуха, определенные ограничения сохраняются. К примеру, во взаимодействии и коммуникации со слышащими, которые не владеют жестовым языком.

Продолжая данные рассуждения, важно привести исследование Л.Т. Олейниковой. Она выделяет следующие трудности, испытываемые глухими и слабослышащими: «неуверенность в своих коммуникативных возможностях; боязнь привлечь внимание к своему недостатку (слух и речь); возникновение у слышащих раздражения по поводу недостатков слуха и речи; появление у неслышащих неприятных ощущений в процессе общения со слышащими по той причине, что их могут не понять; отрицательное отношение (в виде оскорблений, унижения, насмешек) со стороны слышащих и боязнь таких неадекватных реакций со стороны неслышащих» [Цит. по 18]. Что еще важнее, по мнению Ю.А. Королевой, подростки с нарушениями в развитии обладают ослабленными и менее эффективными механизмами психологической защиты. В связи с этим возникают трудности в преодолении жизненных трудностей, а подростки становятся более уязвимыми к различным стрессовым ситуациям. Усугубляет ситуацию возможность фиксации подростка на собственном дефекте: снижается способность к применению конструктивных копинг стратегий и устойчивости к фрустрации [11].

У депривированных подростков часто наблюдаются резкие перепады настроения, поведения, изменения самочувствия, повышенная чувствительность и неадекватные реакции. Их внутренняя нестабильность приводит к противоречивым желаниям и поступкам. Развитие личности подростка определяется двумя ключевыми потребностями: стремлением к самоутверждению и необходимостью общения со сверстниками, поскольку в этом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Эти потребности формируют основные черты личности подростка [10]. Одним из важных аспектов является личностная нестабильность, выражающаяся в эмоциональной возбудимости. Самооценка также играет значительную роль в эмоциональном состоянии подростка. Подростки с низкой самооценкой склонны к депрессии. В зависимости от особенностей психики, такие подростки могут испытывать как тревожность, так и страхи [13].

Исследованиями формирования самооценки у людей с нарушениями слуха занимались такие учёные, как В.Г. Петрова, В.Л. Белинский, М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Т.Н. Прилепская, И.В. Кривонос и другие. Они установили, что процесс развития самосознания и самооценки у детей с нарушениями слуха проходит через те же этапы, что и у слышащих, однако этот процесс происходит на два-три года позже. Так, Т.Н. Прилепская показала, что с возрастом у школьников с нарушением слуха возрастает стабильность самооценок и адекватность притязаний. В младших классах дети склонны переоценивать свои возможности, при этом их самооценка сильно зависит от мнения учителя. К восьмым-девятым классам самооценка становится более реалистичной, учащиеся точнее оценивают свою успеваемость, а их самооценка приобретает большую устойчивость [15].

Все исследователи отмечают, что уровень и устойчивость самооценки у детей с нарушениями слуха зависят от того, есть ли нарушения слуха у их родителей. Дети, выросшие в семьях с родителями, имеющими аналогичные проблемы со слухом, обычно отличаются большей социальной зрелостью, уверенностью в себе и стабильной самооценкой. В то же время в семьях слышащих родителей нередко наблюдается чрезмерная забота о больном ребенке, что способствует развитию инфантильных черт и неуверенности [2].

В своем исследовании С.И. Блохина и Е.С. Набойченко выявили следующие особенности личностно-эмоциональной сферы подростков с нарушением слуха. У таких детей часто наблюдаются социальная дезадаптация и трудности в овладении социальными ролями. Замедленное овладение устной речью затрудняет полноценное общение и понимание человеческих отношений, что приводит к замкнутости и стремлению к уединению, а также к значительному опозданию в развитии психики и формировании сложных социально-личностных отношений. Также у подростков с нарушением слуха отмечается высокий уровень тревожности, что свидетельствует о внутренних переживаниях и трудностях во взаимодействии с окружающими [4].

Эмоциональная неустойчивость проявляется в преобладании негативных эмоций, повышенной тревожности и страхов, что затрудняет адаптацию [16, 20]. Часто встречаются импульсивность и агрессивное поведение, особенно при использовании слуховых аппаратов, что осложняет коммуникацию и усиливает агрессию [19]. Подростки с нарушениями слуха показывают эмоциональную незрелость, которая сказывается на их поведении и способности к адекватному эмоциональному реагированию. Большинство таких детей имеют завышенную самооценку, что свойственно их возрасту и влияет на их самовосприятие в обществе. Некоторые из них испытывают эмоциональную депривацию, что также воздействует на их личностно-эмоциональную сферу [4].

В.М. Домчук и А.М. Винярчик [7, 5] выявили несколько особенностей тревожности у подростков с нарушением слуха. Основные факторы включают уровень сформированности речи, степень осознания дефекта и симптомы подросткового кризиса. У слабослышащих детей тревожность наиболее выражена в ситуациях самовыражения и усиливается с возрастом. Уровень тревожности зависит от речевых возможностей: чем хуже речь при сохранном слухе, тем выше тревожность. Напротив, сочетание слуховых нарушений с интеллектуальной недостаточностью снижает тревожность.

В.М. Волкова в своей статье выделяет несколько особенностей тревожности у подростков с нарушением слуха. У глухих подростков тревожность проявляется более интенсивно, чем у слабослышащих, что связано с большим количеством коммуникативных и социальных трудностей, с которыми они сталкиваются. Подростки с нарушением слуха часто испытывают тревожность в отношениях с родителями, при этом слабослышащие подростки обычно имеют более гармоничные отношения с родителями, чем глухие, хотя проблемы все же присутствуют и вызывают значительную тревожность [6].

Таким образом, анализ теоретических исследований позволил определить психологические особенности личностно-эмоциональной сферы подростков с нарушением слуха: особая реакция на собственный дефект, высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость, пониженный фон настроения, агрессивные реакции, трудности в общении и социальном взаимодействии, а также проблемы с самооценкой и восприятием себя в обществе.

Список используемой литературы:

1. Адеева Т. Н., Тихонова И. В. Специфика внутренней картины дефекта у подростков с разными вариантами нарушенного развития //Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст. – 2021. – С. 249-252.

2. Антипина К. А. Тревожность у детей с нарушенным слухом //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – 2020. – С. 17-18.

3. Бабич Е. Г., Савченко Д. В. Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха //Научный альманах. – 2017. – №. 1-2. – С. 322-325.

4. Блохина С. И., Набойченко Е. С. Эмоциональные расстройства у детей с нарушениями слуха //Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 4. – 2003.

5. Винярчик А. М. Своеобразие самооценки у подростков с нарушениями слуха //Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2020. – №. 1. – С. 23-31.

6. Волкова В. М. Психологическая оценка тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха //Специальное образование. – 2010. – №. 1. – С. 16-22.

7. Домчук В. М. Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха //Специальное образование. – 2013. – №. 4. – С. 34-38.

8. Долгополова В. А. Психологические исследования дефицитарного дизонтогенеза в отечественной литературе //Гуманитарные науки. – 2021. – №. 3 (55). – С. 133-139.

9. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.

10. Коваль С. К. Когнитивные процессы и личностные особенности обучающихся с нарушением слуха [Электронный ресурс] //Научно-методический журнал Поиск. – 2019. – №. 2. – С. 39-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41123174

11. Королева Ю. А. Социально-психологическая уязвимость подростков с нарушением слуха //Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 70-4. – С. 372-375.

12. Косякова О. О. Логопсихология: Учеб. пособие для вузов //Косякова ОО–Ростов н/Д: Изд-во «Феникс. – 2007.

13. Кожемякина О. А. Взаимосвязь эмоциональных состояний и личностных характеристик депривированных подростков //Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №. 1. – С. 247-249.

14. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М., 1977.

15. Прилепская Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. 1989. № 5. С. 26-32. 15

16. Самойлова Т. А. Особенности социальной адаптации детей с нарушением слуха //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – 2022. – С. 47-48. 16

17. Сорокин В. М. Специальная психология: учеб. пособие / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: «Речь».2003. 216 с. 17

18. Токарская Л. В., Черемных М. Н. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков с нарушением слуха и подростков, не имеющих ограниченных возможностей здоровья //Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2021. – Т. 27. – №. 4. – С. 157-165. 18

19. Шутова Н. В., Баранова Ю. М. Экспериментальное исследование механизмов агрессивного поведения слабослышащих подростков в условиях дизонтогенеза //Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. – 2020. – С. 523-531. 19

20. Эльбанна С. Э. Развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – 2020. – С. 428-429

Просмотров работы: 38