В настоящее время проблема профессионального стресса личности стала очень актуальной. Современные характеристики трудовой деятельности, такие как увеличение объемов работ и индивидуальной нагрузки, быстрый темп и интенсивность, инновационность процесса профессиональной деятельности и готовность к изменениям, неизбежно приводят к повышению физического и психоэмоционального напряжения у человека, а также к возникновению стрессовых состояний и дистрессовых расстройств. Все это отражается не только на физическом и психологическом состоянии человека, но и способствует развитию профессионального выгорания в рамках его трудовой деятельности.
Целью данного исследования является изучение влияния ночных рабочих смен на уровень стресса у студентов-медиков.
Задачи:
ознакомиться с теоретическими основами стресса;
раскрыть факторы, влияющие на уровень стресса;
провести исследование влияния ночных рабочих смен на уровень стресса;
обработать результаты;
проанализировать полученные данные и сделать вывод.
Теоретический объект исследования – психоэмоциональное состояние студентов-медиков.
Предмет исследования: уровень стресса.
Гипотеза: ночные рабочие смены повышают уровень стресса у студентов-медиков.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных теорий и концепций контент-анализ), эмпирические (тестирование, статистический метод, аналитический метод).
Методика эмпирического исследования: шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона.
Стресс можно рассматривать как механизм выживания. В зависимости от степени выраженности, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации [9]. В научной литературе выделяют понятия «психологический стресс» или «эмоциональный стресс», который характеризуется ярко выраженным психоэмоциональным переживанием человеком конфликтных жизненных ситуаций, ограничивающих удовлетворение его социальных или биологических потребностей как остро, так и длительно [4].
Р. Лазарус определяет психологический стресс как эмоциональное переживание, вызванное «угрозой», которое влияет на способность человека эффективно выполнять свои задачи [5].
При явлении эмоционального стресса следует выделить три основных аспекта:
а) реакции на восприятие и обработку личностно значимой информации, которая воспринимается как эмоционально-негативная;
б) процесс адаптации к этому эмоционально-негативному состоянию;
в) состояние дезадаптации, вызванное эмоциональными сигналами и нарушением функциональных возможностей системы психической регуляции поведения [1].
В современной научной литературе термин «эмоциональный стресс» используется для обозначения различных состояний организма и личности. Эти состояния могут варьироваться от нормальных психоэмоциональных напряжений до патологических состояний, психической дезадаптации, вызванных длительным или повторным эмоциональным напряжением [6].
В современной литературе существуют различные классификации стрессов:
Повседневный стресс, который возникает в результате незначительных событий в повседневной жизни, но оказывает негативное влияние на человека. Примеры таких событий включают проблемы со здоровьем, нехватку денег на одежду и проблемы с приготовлением пищи.
Эмоциональный стресс, который является ответной реакцией на перенапряжение нервной системы.
Профессиональный стресс, который проявляется в психических и физических реакциях на напряженные ситуации на работе.
Информационный стресс, который возникает из-за информационных нагрузок, с которыми человек не может справиться и принимать решения в заданном темпе [4].
Таким образом, стресс в значительной степени зависит от оценки ситуации и мыслей, способности оценить свои возможности, знания методов управления и умения применять стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Психологический стресс – это состояние тревоги за здоровье, жизнь, благополучие и успех.
Медицинские работники находятся в группе риска по развитию синдрома профессионального выгорания. В их различных специальностях всегда присутствуют такие факторы, как постоянное общение с большим количеством людей, интенсивный график работы и большая ответственность за каждое принятое решение. Медики часто вынуждены работать в ночную смену, что нарушает нормальные биоритмы и приводит к нарушению цикла сна и бодрствования. Кроме того, медики ежедневно сталкиваются с чужими страданиями и смертью, начальство часто предъявляет к ним повышенные требования, а условия труда и его оплата не соответствуют уровню ответственности, которую несет каждый доктор.
Проявления профессионального выгорания у медицинских работников включают следующие симптомы: чувство усталости и истощения, головные боли, колебания артериального давления, нарушения сна, отрицательное отношение к работе, раздражительность, тревожность, отрицательное отношение к себе, чувство вины, снижение памяти, низкая продуктивность, цинизм и ощущение собственной некомпетентности.
Подверженность профессиональному стрессу зависит от индивидуальных физиологических особенностей и типа личности. Наиболее подвержены выгоранию несколько категорий медработников. Добросовестные, аккуратные, стремящиеся к порядку люди сильно переживают из-за каждой неудачи. Ухудшение состояния, а тем более смерть пациента вызывает у них глубокое чувство вины даже в случае, если они все сделали правильно. Это провоцирует постоянные внутренние переживания, которые в итоге приводят к тяжелым психосоматическим расстройствам.[2].
Среди медиков выделяют три фазы профессионального стресса:
1. Фаза напряжения, характеризующаяся острыми переживаниями, неудовлетворенностью собой и тревожностью.
2. Фаза резистенции, в которой наблюдается уменьшение эмоциональной отдачи и попытки сократить свои функциональные обязанности. Взаимодействие с семьей и друзьями также становится менее эмоциональным.
3. Фаза истощения, характеризующаяся дефицитом эмоций, резкостью, грубостью, отсутствием сочувствия, обидчивостью, отстраненностью, психосоматическими и вегетативными расстройствами [3].
В большинстве лечебных учреждений недостаточно внимания уделяется профилактике профессионального выгорания, что приводит к большому количеству жалоб со стороны пациентов на медицинских работников. Многие специалисты покидают эту сферу из-за постоянного стресса.
Данное исследование планировалось с целью определения уровня стресса у студентов - медиков в ночные рабочие смены. Всем участникам эксперимента вне ночной рабочей смены была направлена форма теста с инструкцией прохождения. Через неделю было проведено воздействие на испытуемых (ночная рабочая смена). Процедура диагностического тестирования проходила в таком же порядке.
Исследование проводилось среди всех респондентов данной группы как перед ночной сменой, так и по ее окончанию.
Генеральная совокупность респондентов – студенты 5 курса, обучающиеся по направлению подготовки «Врач терапевт участковый» в количестве 16 человек, в том числе 9 девушек и 7 юношей в возрасте от 22 до 23 лет.
По результатам прохождения тестирования можно выявить уровень психической напряженности. Чем больше показатель психической напряженности (ППН), тем выше уровень психологического стресса.
1) ППН больше 155 баллов – высокий уровень стресса. Свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни. Вам рекомендована консультация психолога.
2) ППН в интервале 155-100 баллов – средний уровень стресса. Требуется соблюдать режим труда и отдыха, наладить свой режим дня, снизить нагрузки.
3) ППН меньше 99 баллов – низкий уровень стресса. Свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.
В таблицах 1 и 2 представлены итоговые среднеарифметические данные, отражающие результаты применения методики psm-25 Лемура-Тесье-Филлиона до воздействия на испытуемого с помощью ночных рабочих смен и после.
Таблица 1. Результаты прохождения методики до воздействия.
№ Испытуемого |
Пол |
Возраст |
Показатель психической напряженности |
1. |
Женский |
22 |
112 |
2. |
Женский |
22 |
97 |
3. |
Женский |
22 |
100 |
4. |
Женский |
22 |
79 |
5. |
Женский |
22 |
136 |
6. |
Женский |
22 |
98 |
7. |
Женский |
23 |
109 |
8. |
Женский |
22 |
94 |
9. |
Женский |
22 |
158 |
10. |
Мужской |
22 |
163 |
11. |
Мужской |
22 |
120 |
12. |
Мужской |
23 |
99 |
13. |
Мужской |
22 |
133 |
14. |
Мужской |
22 |
106 |
15. |
Мужской |
22 |
143 |
16. |
Мужской |
22 |
108 |
Таблица 2. Результаты прохождения методики после воздействия. Шкала психологического стресса, PSM-25
№ Испытуемого |
Пол |
Возраст |
Показатель психической напряженности |
1. |
Женский |
22 |
138 |
2. |
Женский |
22 |
171 |
3. |
Женский |
22 |
155 |
4. |
Женский |
23 |
167 |
5. |
Женский |
22 |
154 |
6. |
Женский |
22 |
95 |
7. |
Женский |
23 |
156 |
8. |
Женский |
22 |
157 |
9. |
Женский |
22 |
179 |
10. |
Мужской |
22 |
180 |
11. |
Мужской |
22 |
146 |
12. |
Мужской |
23 |
129 |
13. |
Мужской |
22 |
159 |
14. |
Мужской |
22 |
130 |
15. |
Мужской |
22 |
172 |
16. |
Мужской |
22 |
97 |
Сравнение полученных результатов, шкалы психологического стресса «до» и «после» воздействия на испытуемых, показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Графическое представление сравнения уровня стресса до и после ночной рабочей смены у студентов - медиков
По данным рисунка 1, мы видим тенденцию к увеличению уровня стресса. У всех респондентов после ночной рабочей смены в той или иной мере повышался уровень стресса. Мы можем предположить, что ночные рабочие смены негативно сказываются на физиологических реакция организма, повышая состояние напряженности.
В результате исследования было установлено, что существует значительная связь между ночными рабочими сменами и уровнем стресса у студентов-медиков. Это связано с достаточно высокой нагрузкой во время ночной смены, поскольку после эксперимента большинство студентов испытывали психический дискомфорт. Для борьбы со стрессом и в целях снижения нервно-психической напряженности необходимо применение широкого спектра средств и методов психологической разгрузки.
Таким образом, профессиональный стресс медицинских работников – это процесс, при котором психологические переживания и требования на рабочем месте вызывают как краткосрочные, так и долгосрочные изменения в психическом и физическом здоровье. В данном исследовании мы выявили закономерность влияния ночных рабочих смен на уровень стресса у студентов-медиков и установили, что после смены у респондентов уровень стресса повышался. Это подтверждает, что выдвигаемая нами гипотеза верна.
Список источников
Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. – М.: ПЭР СЭ, 2000. – 352 с.
Винокур, В.Л. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.Л. Винокур// Вестник МАПО. 2002. – №4. – C. 305-309.
Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса/ Л.А. Китаев-Смык. ‒ М.: Просвещение, 1983. – 368 с.
Кутбиддинова, Р.А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции) / Р.А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2019. – 123 с.
Лазарус, Р. Эмоциональный стресс. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. – Л.: Медицина, 1970. – 111 с.
Мельникова, М.Л. Психология стресса: теория и практика: Учебно-методическое пособие / М.Л. Мельникова. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2018. – 111 с.