В современном мире все больше проявляется тенденция к заботе о психическом здоровье, которое подразумевает под собой состояние благополучия, возможность продуктивно вести свою учебную и профессиональную деятельность.
Исследованиями последних десятилетий выявлено, что выгоранию подвергаются не только профессионалы с большим опытом работы, но и даже студенты, находящиеся на пути своего профессионального становления.
По данным исследований И.В. Вачкова, В.М. Кузиной, М.M. Митиной, студенты уже в период профессиональной подготовки приобретают характерные черты, свойственные лицам, работающим в сфере «человек-человек». В группу риска входят студенты, в частности студенты учебных медицинских заведений [5].
Следовательно изучение проявления данного синдрома может своевременно предотвратить его формирование, что позволит студенту в будущем реализоваться как хорошему специалисту.
А.К. Маркова относит выгорание к феномену профессиональной деструкции, говоря о том, что это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда, взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности [10].
В нашей работе мы опираемся на трехфакторную модель выгорания К. Маслач и С. Джексон:
1. Эмоциональное истощение – проявляется в чувстве перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувстве усталости.
2. Деперсонализация, т.е. обезличивание человеком самого себя, проявление циничности по отношению к своей работе и окружающим людям.
3. Редуцирование профессиональных достижений – принижение собственного достоинства, высокая самокритичность, недовольство собой из-за неудач в профессиональной деятельности [11].
В.В. Бойко определяет синдром эмоционального выгорания как защитный механизм личности, срабатывающий в следствие полного или частичного истощения эмоциональной сферы в ответ на психотравмирующие воздействия. Он выделяет фазы:
1. Тревожное напряжение – в следствие его накопления в стрессовых ситуациях могут усилиться психотравмирующие факторы. Симптомы фазы: переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; ощущение «загнанности в клетку»; тревога и депрессия.
2. Резистенция – включает механизмы психологической защиты, при которых человек осознанно или бессознательно стремится избежать ситуаций, способствующих нарастанию стресса. Психологического комфорта он пытается добиться благодаря: неадекватному эмоциональному реагированию; эмоционально-нравственной дезориентацией; экономией эмоций; редукцией профессиональных обязанностей.
3. Истощение – выражается в ослаблении работы нервной системы и падении энергетического тонуса. Выраженные симптомы фазы: эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; деперсонализация; психосоматические и психофизиологические нарушения [2].
В современном обществе остро встает проблема эмоционального выгорания будущих медиков, которая обозначается на самых ранних этапах овладения будущей профессией. В связи с этим интересным является вопрос детерминации профессионального выгорания будущих работников медицинских учреждений. Ведь их работа сопровождается сложностями решения ситуаций, напряжением, необходимостью постоянно проявлять внимательность, и др. факторами, сопровождающими их деятельность.
К эмоциональному выгоранию студентов приводит, в частности, воздействие на организм стрессовых факторов в процессе обучения и прохождения практики. К внешним факторам относятся особенности деятельности, связанные с социальной и психологической сферами, а также с окружающей средой, в которой обучается индивид. Внутренними факторами выступает усиление активного восприятия и сопереживания, что связано именно со спецификой выбранной профессиональной деятельности и работой в сфере «человек-человек» [1].
Исходя из данных теоретического анализа мы предположили, что синдром эмоционального выгорания может формироваться на разных этапах обучения, начиная с младших курсов.
Нами было проведено исследование с целью рассмотрения проблемы сформированности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов. Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В опросе принимали участие студенты всех факультетов 1-5 курсов, а также врачи ординаторы. В первую группу вошли студенты младших курсов (1-3 курс). Во вторую группу вошли студенты старших курсов (4-5 курс и студенты-ординаторы).
Исходя из методики диагностики эмоционального выгорания К. Маслач, С. Джексон, мы сделали следующие выводы:
Сформированная фаза «напряжения» наблюдается у всей выборки в 60,5% и находится в процессе формирования у 23,3%.
Стадия «деперсонализации» сформирована и находится в стадии формирования в приблизительно равных долях (46,5% и 44,2% соответственно).
На стадии «редукции» наблюдается существенное преобладание сформированности – 51,1% опрошенных, в качестве формирующейся фазы – у 25,6%.
Стадия «истощения» сформирована у половины студентов (65,2% и 55%), что говорит о ярко выраженных признаках психоэмоционального истощения, таких как: эмоциональное перенасыщение, опустошенность, усталость, исчерпанность собственных ресурсов и нервной системы в целом.
Стадия деперсонализации у 47,8% младших и 45% старших курсов формируется в следствии того, что студенты не прислушиваются к собственному организму и его желаниям, не делают выводы о возможных совершенных ошибках, усугубляющих психоэмоциональное состояние и не дают себе возможности восстановить энергетические ресурсы.
Стадия «редукции личностных достижений» сформировалась окончательно у половины респондентов (52,2% младших курсов и 50% старших курсов). Такие люди склонны обесценивать свои достижения и фиксировать своё внимание на неудачах. Они недовольны собой, что проявляется в снижении самооценки, негативном восприятии себя.
Далее нами была проведена методика на изучение стадий сформированности и их симптомов В.В. Бойко.
Фаза «напряжения» сформирована у 23,3% и находится в процессе формирования у 39,5% будущих специалистов. У 51,2% опрошенных в стадии формирования выгорания преобладает фаза «резистенции», в качестве сформировавшейся фазы – у 27,9%. Фаза «истощения» в стадии формирования выявлена у 27,9% студентов и окончательно сформирована – у 32,6% респондентов.
Рассмотрим более подробно симптомы «выгорания», оцениваемые студентами.
Доминирование «переживаний психотравмирующих обстоятельств» среди всех представленных «сложившихся» симптомов ярко выражено у студентов обеих групп (младших курсов – 60,9% и старших курсов – 45%), что свидетельствует о трудности адаптации у студентов к стрессовым ситуациям, накоплении отчаяния и невозможности восстановить эмоциональное состояние.
Симптом «расширение сферы экономии эмоций», являясь формой психологической защиты, уже сформирован у половины опрошенных (52,3% младших курсов и 50% старших курсов). Следовательно, у студентов такая форма защиты проявляется и вне профессиональной области – в неофициальном общении. При высокой сформированности данного симптома у студентов нарастает эмоциональное истощение, которое заставляет человека ограничить круг общения, замкнуться, чтобы восстановить силы.
Ярко выражен симптом «тревоги и депрессии» у 61% студентов младших и 45% студентов старших курсов, что может говорить о развитии тревожности в профессиональной деятельности, разочаровании в себе и в выбранном направлении обучения.
Учащиеся младших курсов более подвержены «складыванию» симптома «эмоциональная отстраненность» (52,2%). Студенты стремятся полностью исключить эмоции из сферы учебной деятельности. Происходит личностная деформация, нарушаются процессы общения учащихся друг с другом и с преподавателями.
У половины студентов старших курсов наблюдается тенденция складывания симптома «неадекватное эмоциональное реагирование» (50%), которое предполагает, что студенты не только осознают, что не проявляют должного эмоционального отношения к своему собеседнику, но и начинают искать этому оправдание, ища причину в окружении. Нарушаются социальные контакты внутри учебной группы.
Но при этом можно выделить и позитивные факторы, проявляющиеся у студентов.
У обеих групп не складывается симптом «загнанности в клетку». 65,3% и 70% студентов эффективно справляются в ситуациях, которые могли быть вызвать чувство «безысходности». Будущие специалисты приходят к выводу, что они в силах противостоять давлению ситуации, даже если активизируют все свои психические ресурсы.
У студентов старших курсов в 70% случаев не формируется симптом «неудовлетворенности собой». Даже в ситуациях неудач будущий специалист не отчаивается и не испытывает недовольство собой, избранной профессией и конкретными обязанностями.
Подводя итоги нашего исследования, можно отметить, что эмоциональное выгорание формируется как на младших курсах, так и на старших курсах, что, возможно, связано с адаптацией к постоянно меняющимся условиям, усложнением содержания дисциплин, нехваткой свободного времени, участием в различных общественных дела, сложностью выбора дальнейшей узкой специализации.
Ярче всего у обеих групп выражена фаза «истощения», которая проявляется у студентов в оскудении психических ресурсов, снижении эмоционального тонуса, наступающего вследствие того, что проявленное сопротивление выгоранию оказалось неэффективным.
У части студентов медицинского вуза утрачивается эмоциональная и когнитивная энергии. В частности, учитывая специфику будущей специальности студентов, постоянное нахождение в социуме может приводит к проявлению таких симптомов как: эмоциональное истощение, физическое утомление, личная отстраненность, эмоциональный дефицит.
Интенсивность развития фаз эмоционального выгорания свидетельствует об усилении роли факторов, связанных с предстоящим переходом из сферы образования в сферу профессионального труда.
У будущих специалистов формируется неудовлетворённость учебой, нарастает безразличие к своим обязанностям. Проявляются признаки деперсонализации, свидетельствующие о развитии эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза.
Симптомы, наиболее сформированные у студентов, относятся к эмоциональной сфере по отношению к окружающим его родным людям, что говорит о накоплении эмоциональной усталости при общении с одногруппниками, преподавателями и пациентами, в результате чего будущий специалист не имеет ресурса на общение с близкими, становится отстраненным, закрытым.
Таким образом, эмоциональное выгорание – это феномен психической жизни студента, появляющийся вследствие продолжительного воздействия стресса межличностных коммуникаций, имеющий длительный характер протекания, сопровождающийся разнообразной симптоматикой в зависимости от выраженности стадии выгорания, индивидуальных особенностей личности, организационных характеристик условий деятельности [4]. Для студентов медицинского вуза также характерно формирование синдрома эмоционального выгорания на разных этапах обучения, начиная с младших курсов.
Являясь достаточно «молодым» явлением, эмоциональное выгорание является интересным и перспективным направлением исследований. Полученные нами результаты позволяют заострить внимание на данной проблеме и сформировать работу по предупреждению, профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания.
Список литературы:
Балахонов А. В., Белов В. Г., Пятибрат Е. Д., Пятибрат А. О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. 2009. N 3
Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении // СПб.: Питер, 2009
Влах Н. И., Данилов И. П. Система психологической профилактики и помощи лицам с синдромом эмоционального выгорания // МвК. 2017. N 4
Глазачев О. С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса // Вестник МАН РС. 2011. N 1
Горшков Е. А., Косоногова В. И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой ученый. 2015. N 23.2 (103.2)
Козлова К. В., Муравьева О. И., Корытова Г. С. Понятие "выгорание" в психологии: анализ и обобщение подходов // Ped.Rev.. 2019. N 1 (23)
Ларенцова Л. И., Терехина Н. В. Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов // Прикладная юридическая психология. 2009. N 2
Петрова В. Н. Роль супервизии в реализации профессиональных планов и намерений психологов // СПЖ. 2008. N 30
Пименова Е.В., Малашина Е.В. Профессиональное выгорание практических психологов как важная психологическая проблема // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 4
Тамбиев Б. Н. Деструктивное развитие личности руководителя в системе управленческой деятельности // Вестник УРАО. 2010. N 1
Ярошенко Е.И. Социально-психологическая модель эмоционального выгорания личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. N 1 (49)