Введение
Уренское гончарство – одна из малоизученных и интересных тем среди народных промыслов Нижегородской области. Его традиции сформировались еще в дореволюционный период, когда данные территории входили в состав Костромской губернии, и продолжали развиваться в ХХ в. Промысел прошел через все этапы развития, выработав свой стиль изделий и сформировав плеяду мастеров.
Цель исследования
Проследить особенности развития уренского производства традиционной глиняной посуды на артельном (1920-1950-е гг.), фабричном (1960-е – кон. 1980-х гг.) и поисковом (с конца 1980-х гг.) этапах через изучение биографии мастера-гончара А. П. Карасева.
Илл. 1.
Материал и методы исследования
Исследование строится на краеведческих изданиях, а также на анализе новых материалов по истории гончарного промысла в Уренском районе, полученных в результате экспедиции сотрудников Нижегородского музея-заповедника в 2024 г. Сведения о гончаре А.П. Карасеве предоставила его дочь Мария Александровна С. В процессе разработки темы используется биографический метод при изучении жизни мастера и искусствоведческий анализ его работ.
Результаты исследования и их обсуждение
После Октябрьской революции 1917 г. советская власть издает несколько декретов, которые позволяют гончарам продолжать самостоятельное производство своих изделий и вести ими торговлю на базарах и вразнос. Позже стартует кооперативное движение, в котором участвовали и горшечники, это ознаменовало начало артельного этапа в нижегородском производстве традиционной глиняной посуды.
В деревне Климово Уренского района гончарные традиции сформировались еще в дореволюционное время. Здесь даже по-своему переиначили известное выражение «Не боги горшки обжигают» в поговорку «Не боги обжигают горшки, а наши климовские мужики». Память о них хранит и улица Гончарная, которая после присоединения деревни к Уреню в 1973 г. сохранила свое название, и, по сути, является пограничной между двумя населенными пунктами. На этой улице работали гончары, и там же в 1941 г. появилась артель, которую называли просто – «гончарка». Г.Н. Ватагина, мастер-керамист МБУК «Уренский Дом Ремесел», в своей книге называет ее артелью инвалидов [1, с. 6]. В год основания туда учеником поступил А. П. Карасев.
А.П. Карасев родился в д. Климово 11 сентября 1928 г. (илл. 1). В его семье также была старшая сестра и два младших брата [6, с. 9]. В 13 лет на его плечи легла забота о семье, когда в 1941 г. отец был призван на фронт. Мальчик начал работать в «гончарке». Взрослым мастерам дали время подготовить себе смену из подростков, прежде чем они отправились на Великую Отечественную войну. Это дальновидное решение обеспечило преемственность традиций, передачу навыков новому поколению мастеров. В годы войны выпускалась посуда простых форм, фигурных изделий не было. Процесс изготовления посуды во время учебы на ручном круге выглядел следующим образом: «Сначала катал из глины «скалочки» и нагораживал их один на один, затем указательным пальцем зачищал внутри изделия все неровности, скоблил поверхность деревянным ножичком, брал помазок (кусочек плотной материи) долго и упорно придавал форму и толщину горшку» [3, с. 2]. В «гончарке» А. П. Карасев работал до призыва в армию. В конце 1940 – начале 1950-х гг. она прекратила свое существование, и после возращения он работал на промкомбинате.
Фабричный период развития нижегородского производства традиционной глиняной посуды начинается в 1960-е гг., когда государством ставится задача перевести промыслы на промышленные рельсы. Уже в 1969 г. при Уренской межколхозной строительной организации (МСО) появился гончарный цех. Он располагался недалеко от асфальтного завода, на горе, помещение было деревянным и состояло из двух частей. В одной была печь для обжига – «горно» – на 500 л, в другой – 3 гончарных круга и столы для росписи. Для производства использовалась красная и желтая глина. А.П. Карасева пригласили в цех для обучения гончаров [3, с. 5], в основном это были женщины. Также работали мастера по росписи: Валентина Марулина, владевшая техникой городецкой росписи, и Валентина Царева. Для обжига готовых изделий использовали «смолье» – сосновые чурки, которые раскалывали на лучину. Температуру поднимали постепенно, пока она не достигала максимального уровня в 1100 градусов. Что касается ассортимента изделий, то Г.Н. Ватагина описывает его следующим образом: «В цехе изготовляли цветочницы, плошки, горшки для супа, кувшины. Для творческой работы времени не было: был план, его нужно было выполнять» [1, с. 7].
В 1970-х гг. интерес к народным промыслам в обществе начал расти. Проводились различные выставки регионального и всесоюзного уровня. А.П. Карасев активно принимал в них участие. Мария Александровна продемонстрировала сотрудникам музея несколько каталогов и дипломов выставок. В 1970 г. 13 работ отца выставлялись на Областной выставке-конкурсе мастеров-умельцев Горьковской области к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина [7, с. 30]. В 1972 г. его ваза и кувшин были представлены на XI Областной выставке работ самодеятельных художников [4, с. 30]. В этом же году он принял участие в областном и всесоюзном смотрах сельской художественной самодеятельности, посвященных 50-летию образования СССР.
В 1974 г. А.П. Карасев вынужден был оставить работу в цехе МСО из-за болезни. Однако он продолжал заниматься гончарством в домашних условиях. К заготовке глины привлекал дочерей. У Марии Александровны остались яркие воспоминания об этом процессе, в котором она участвовала с сестрами. Глину копали в оврагах киркой в ноябре, собирали в ведра, потом перекладывали в мешок. Когда привозили, складывали в «глинник», после этого переносили в избу и держали в бочке, пока она не оттает. Затем расстилали на полу мешковину, выкладывали на нее глину, и девочки мяли ее ногами до свиста – «пока пищать не будет». Вначале холодная глина была очень неприятна, но постепенно она нагревалась и становилась пластичной. После этого глина разделялась на куски, очищалась от камней и мусора, разминалась руками и была готова к работе.
А.П. Карасев передавал свои работы в музеи. В коллекции Нижегородского музея-заповедника 5 предметов из красной глины, края изделий украшает широкая полоса темно-зеленой поливы. Они поступили в 1989 г. [5, л. 82-83]. Это обычные бытовые вещи: кринка, две плошки, горшок и кадильница. Такие можно видеть и в документальном фильме Горьковского телевидения «И углами изба красна» [2]. Здесь несколько ценных кадров для исследования гончарства. На уличном рынке, на снегу стоит традиционная уренская глиняная посуда со скромным декором, имеющим небольшие вариации. Также видны цветочные горшки, но, к сожалению, такого предмета нет в коллекции музея. И в следующей сцене в окне мы видим самого мастера А.П. Карасева за работой: он разминает глину, затем на ножном круге вытягивает крынку, выравнивает стенки деревянным ножом и затем срезает ее с круга леской.
Илл. 2. Илл. 3. Илл. 4.
Мария Александровна сохранила работы отца 1990-х гг. Для этого поискового периода характерны две тенденции в гончарстве: либо смелые эксперименты, либо возвращение к истокам. А.П. Карасев оставался верен традиции: его изделия выполнены из красной глины с полосами зеленой поливы. Одно из характерных изделий – кринка-шобунка объемом 1,5 л, переданная в музей (илл. 2). Она использовалась для хранения молока и приготовления его в печи. Отличительной особенностью является крупное тулово с расширением, смешенным кверху, при достаточно низком горле. Еще один предмет – миска, или плошка. Мария Александровна рассказала, что использовала такие для приготовления блюда под названием «девичий умок». Это название родилось из-за того, что молодая девушка считалась еще не опытной хозяйкой на кухне, поэтому ее уровню мастерства соответствовала яичница по простому рецепту: к двум яйцам добавить молока, посолить и поставить в печь. Уренские миски имели скорее форму усеченного конуса, нежели полусферическую, а также почти прямой венчик, чуть сдвинутый к внутренней поверхности изделия. Декорировались они помимо полосы поливы по краю простыми узорами из точек зеленого цвета внутри (илл. 3,4). Мария Александровна также сообщила, что отец занимался производством крупных пивных корчаг на налепном круге, такая посуда делалась на заказ по мерке – по лучинке, задававшей определенную высоту.
В 1990-е гг. мастер пользовался электрическим кругом. Его последние работы были уже обожжены братом Сергеем Павловичем и еще одним климовским гончаром Яковом Николаевичем Поливановым в ноябре 1997 г., а 27 февраля 1998 г. А.П. Карасева не стало. Для него как для истинного мастера традиционного промысла гончарство было не только профессией, но и делом для души.
Выводы или заключение
На примере биографии гончара А.П. Карасева мы представили, как жизнь одного человека вместила три периода развития производства традиционной нижегородской глиняной посуды. Его ученичество пришлось на артельный период, он активно работал и передавал свои навыки на фабричном этапе и внес свой вклад в сохранение традиций в сложный поисковый период. Именно за счет мастеров, которые воспринимают навыки от предыдущих поколений, развивают их и передают следующим, сохраняется преемственность в промысле. Поэтому сегодня приобретает все большее значение сбор и введение в научный оборот материалов о гончарах ХХ в., когда ремесло переживало сложные время и они помогли сберечь его от полного исчезновения. Это важная часть культурного наследия нашей страны, которая помогает поддерживать самобытность народа и имеет большой воспитательный потенциал.
Список литературы
1. Ватагина Г.Н. Гончарного дела мастера. Урень, 2004. 41 с.
2. Гладышев В. «И углами изба красна». Документальный фильм. Горьковское телевидение, 1985 // https://vk.com/wall-68741417_119077 (дата обращения 10.12.2024).
3. Карасев А. П.: рукопись из архива МБУК «МВК им. В.Ф. Мамонтова». Урень, 1998. 7 с.
4. Каталог XI Областной выставки работ самодеятельных художников. Горький, 1973. 35 с.
5. Книга поступлений Горьковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника № 50. 1989. 149 л.
6. Крутись, крутись, гончарный круг: электронное издание [Текст] / сост. Оленева В.Г., Смирнов С.П. п. Уста: МБУК «Уренская ЦБС» Устанская сельская библиотека, 2012. 26 с.
7. Областная выставка-конкурс народных мастеров-умельцев Горьковской области [Текст]: I-III 1970 г.: каталог. Горький, 1971. 51 с.