Медиация в образовании – это эффективное средство разрешения конфликтов и улучшения коммуникации между участниками образовательного процесса. Поскольку разнообразие мировоззрений, культур и личностей становится все более заметным, умение эффективно взаимодействовать и договариваться становится важным навыком. Медиация в образовании обеспечивает системный подход к разрешению конфликтов и способствует созданию гармоничной образовательной среды [4].
Что такое медиация в образовании? Медиация в образовании – это процесс использования нейтрального посредника для разрешения конфликтов и улучшения коммуникации. Медиатор помогает участникам обсудить проблемы, выработать совместные решения и найти компромиссы, чтобы развить навыки конструктивного взаимодействия. Медиация основана на принципах самоуважения, эмпатии и взаимопонимания. Медиатор помогает спорящим сторонам взглянуть на ситуацию с разных сторон, выслушать мнения друг друга и наладить общение. Этот процесс не только способствует разрешению разногласий, но и развивает эмоциональный интеллект, навыки сотрудничества и управления конфликтами [4].
Медиация при разрешении конфликтов:
– способствует разрешению спора, потому что медиатор помогает участникам найти взаимовыгодный выход из ситуации, опираясь на диалог и сотрудничество;
– улучшает отношения между сторонами, так как процесс медиации способствует развитию эмпатии, взаимопонимания и уважения между участниками конфликта;
– предотвращает дальнейшее обострение конфликта, ведь стороны находят конструктивные способы решения разногласий, что помогает избежать повторных конфликтов;
– развивает у учеников и педагогических работников навыки конструктивного взаимодействия, эмоциональный интеллект и умение управлять сотрудничать;
– создает доверительную обстановку для обсуждения проблем благодаря нейтральному посреднику, за счет чего стороны могут открыто высказывать свои точки зрения и искать совместные решения без страха осуждения;
– предотвращает найти компромиссное решение без необходимости обращаться в департаменты или правоохранительные органы, что экономит время, ресурсы и сохраняет отношения; создает гармоничную образовательную среду и благоприятную атмосферу для развития каждого участника, повышает самооценку учащихся.
Преимущества использования медиации в образовании очевидны. Эффективность медиации в образовании можно оценить по изменениям в отношениях между спорящими сторонами, удовлетворенности сторон и количеству решенных вопросов. Медиация также может помочь предотвратить дальнейшие конфликты и создать благоприятную образовательную среду, в которой каждый чувствует себя понятым [7]. Давайте рассмотрим, как медиация помогает улучшить коммуникацию на успешных примерах в сфере образования:
1. Медиация способствует эффективному разрешению конфликтов. Например, два ученика в школе постоянно ссорятся из-за разногласий в классе. Учитель решает нанять медиатора, который помогает ученикам выразить свое недовольство и понять позицию каждого ученика.
2. Медиация помогает улучшить отношения между сторонами и способствует развитию навыков конструктивного взаимодействия. Например, в университетах и высших учебных заведениях студенты часто сталкиваются с недопониманием и конфликтами во время совместных проектов. Преподаватели могут предложить медиацию, чтобы помочь студентам лучше понять друг друга, научиться выражать свои мысли более четко и находить общий язык. В результате студенты улучшают свои отношения, что положительно сказывается на их индивидуальной успеваемости и работе в команде.
3 Медиация предотвращает дальнейшую эскалацию конфликтов. Например, два профессора в университете не могут прийти к общему решению о распределении обязанностей по курсу. Руководство университета предлагает провести медиацию, чтобы найти компромисс и избежать дальнейшего конфликта. Благодаря посредничеству профессора приходят к консенсусу, который способствует дальнейшей продуктивной работе.
Важную роль в разрешении конфликтов играют как преподаватели, так и руководство учебного заведения. Первые могут заметить признаки возможных проблем, например, изменения в поведении студентов или драки между ними. Учителя, обнаружившие конфликт в группе учеников, могут сами выступить в роли медиатора или обратиться за помощью к внешнему медиатору, назначенному руководством образовательной организации. Задача медиатора – помочь участникам конфликта осознать причины разногласий, выразить свои чувства и потребности и предложить пути решения проблемы.
Во-вторых, администрация школы играет важную роль в организации процесса медиации, создавая условия для проведения медиации, обеспечивая доступ к квалифицированным медиаторам и обучая учителей и учеников навыкам конструктивного разрешения конфликтов.
Администраторы также могут участвовать в самом процессе медиации, особенно если речь идет о сложных конфликтах или необходимости принятия важных решений. Кроме того, преподаватели и администраторы могут служить примером позитивного поведения и отношения к учащимся. Их участие в посредничестве может помочь учащимся понять, как важно слушать друг друга, правильно выражать свои мысли и чувства, искать компромиссы и находить решения, учитывающие интересы всех сторон. Таким образом, педагогические и руководящие работники образовательных организаций не только помогают разрешать конфликты, но и способствуют формированию навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса [6].
Таким образом, роль педагогов и руководителей образовательных организаций в процессе медиации неоценима. Их участие способствует созданию безопасной и совместной образовательной среды, в которой каждый участник чувствует себя защищенным и понятым. Поэтому важно развивать навыки конструктивного разрешения конфликтов, эффективной коммуникации и умения находить ответы на вопросы.
Медиация в образовании – это мощный инструмент для создания гармоничной и благоприятной среды в учебных заведениях. Медиация в разрешении конфликтов не только помогает улучшить общение между учениками, но и позволяет педагогам развить эмпатию и сформировать основу для взаимопонимания и сотрудничества. Поэтому внедрение медиации в учебные заведения – это важный шаг на пути к созданию благоприятной и вдохновляющей образовательной среды.
Список использованной литературы:
1. Богданов, Г.Ф. Конфликты и их разрешение // Я вхожу в мир искусств, 2011. – № 12. – 113-119 с
2. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2011. – 324 с.
3.Овсянникова, Е. А. Конфликтология : учебно-методическое пособие / Е. А. Овсянникова, А. А. Серебрякова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2015. – 335 с.
4. Овсянникова, Е. А. Медиация в образовательном пространстве / Е. А. Овсянникова, К. С. Рыжкина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 57 с.
5. Овсянникова, Е. А. Основы конфликтологии : Учебное пособие. Электронное издание / Е. А. Овсянникова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016.
6. Овсянникова, Е. А. Психология управления / Е. А. Овсянникова, А. А. Серебрякова. – 2-е издание, переработанное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2015. – 222 с.
7. Овсянникова, Е. А. Развитие медиации в России / Е. А. Овсянникова, К. С. Рыжкина // Научная мысль: традиции и инновации : Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции, Магнитогорск, 29–30 мая 2024 года. – Москва: ООО "Директ-Медиа", 2024. – С. 184-187.
8. Овсянникова, Е. А. Теоретические основы психологии управления / Е. А. Овсянникова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – 115 с.