Музей Воннефантен (Нидерланды): история, развитие и перспективы - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Музей Воннефантен (Нидерланды): история, развитие и перспективы

Шкурина И.А. 1, Масленникова С.Ф. 1
1уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отель Bonnefanten располагается на берегу реки Маас, в архитектурно интересном районе Керамик, и является отличным дополнением к панораме старого центра Маастрихта. Приблизительно в 1990 году Bonnefanten получили возможность построить новое здание на «Керамике» – бывшей промышленной территории на берегу реки Маас. С целью строительства выдающегося здания в этом месте, музей обратился к Альдо Росси, который (по словам Ван Гревенштейна, директора музея в то время) «сочетал большую выразительную изобретательность со сдержанным визуальным языком» [1].

Росси представлял музей как «фабрику по просмотру». Лучшим решением для этого была оригинальная вариация классического музейного здания: череда галерей, освещённых со всех сторон, в чёткой структуре крыльев, расположенных вокруг центральной лестницы. Отличительными особенностями музея являются покрытая цинком куполообразная башня (купол) и знаменитая Треппенштрассе (лестничная улица), ведущая к выставочным залам.

Здание музея выполнено в форме буквы «Е» с четырьмя этажами и выставочным пространством построено из традиционных материалов, таких как кирпич, натуральный камень и цинк, на бетонном и стальном каркасе. Внутри здания полы в основном сделаны из кедрового дерева. Однако самым уникальным фактором является дневной свет, поступающий в помещение, так как центральная лестница представляет собой крытую улицу, где посетители чувствуют себя почти как на открытом пространстве. На втором этаже дневной свет активно взаимодействует с произведениями искусства. Прогуливаясь по зданию, посетитель проходит по коридорам, расположенным то с южной, то с северной стороны центральной лестницы. В музее присутствует контраста между открытыми и закрытыми пространствами, которые преобладают в здании. Это взаимодействие света и маршрутов подчёркивается горизонтальными и вертикальными проёмами, которые превращают посещение в «архитектурную прогулку» [1].

Новое здание было построено по заказу провинции Лимбург и открыто для публики в марте 1995 года. Росси считал, что музей продемонстрировал важность общественных зданий для идентичности города. Философ и культуролог Гвидо Гуссенс писал о философском и символическом значении здания в своей книге «Bonnefantenmuseum Het gebouw» (2007). Эта книга доступна в музейном магазине. Bonnefanten стремится связать мир искусства с обществом и побудить людей лучше понимать себя и мир, в котором они живут [1].

Bonnefanten Миссия и амбиции музея. Здесь есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Удивительно самобытное в древнем, современном и актуальном искусстве.

Миссия. Как государственное учреждение, Bonnefanten выполняет свои основные задачи в интересах общества. Музей стремится пробудить чувство «собственности» у самых разных целевых групп. С помощью своих коллекций и выставок налаживаются связи между миром искусства и сообществами, для которых это искусство может играть значимую роль. Сотрудники музея видят силу вдохновения в материальных и нематериальных качествах, которые предлагает искусство: эстетические идеалы, творческий интеллект, разнообразие, оригинальность и независимую критическую рефлексию. Эта сила используется, чтобы бросать людям вызов и помогать формировать чёткое и устойчивое отношение к миру, в котором мы живем. Данный музей — это место, где представляется окружающий мир: прошлое, настоящее и будущее. У каждого на этот счёт своё мнение [2].

Художественное качество коллекций и программ составляет основу всего, что делается музеем. Таким образом, организация предлагает посетителям многосторонний взгляд на различные виды искусства и художественные практики на протяжении всей истории. Особенность в том, что экспозиции представлены в контексте социальной среды, в которой были созданы произведения искусства или в которой они актуальны. Можно проследить связи между старыми мастерами, современным искусством и искусством наших дней. По возможности освещаются актуальные проблемы. Благодаря контекстным программам, в рамках которых музей стремится сотрудничать с такими же заинтересованными партнёрами, презентации являются более доступными, понятными и увлекательными.

Миссия музея. Благодаря уникальным коллекциям произведений старых мастеров, современного искусства и актуального искусства, а также проницательным и увлекательным выставкам и мероприятиям Bonnefanten вдохновляет и обогащает широкую и разнообразную аудиторию — на региональном, национальном и международном уровнях. Музей приглашает людей открывать для себя что-то новое, расширять кругозор, открывать глаза и удивлять. Музеем предоставляется инклюзивный подход, с помощью которого люди лучше понимают мир, в котором мы живём, особенно в том, что касается таких актуальных тем, как климат, расизм, идентичность, разнообразие и поляризация. Организация ведет совместную работу с художниками, сообществами, образовательными учреждениями, партнёрами и посетителями. Потому что вместе мы можем сделать больше. И в конце концов музей, способствует развитию экономики, привлекая посетителей и туристов [2].

Амбиции организации заключаются в стремлении быть ведущим музеем на национальном и международном уровнях, где можно познакомиться с малоизвестными художниками и арт-практиками [1].

Цены. Чтобы провести уникальный день в Боннефантен необходимо приобрести билеты, так как посещение музея платное.Цены на билета варьируются: Взрослые- € 17,50; Студенты, CJP - € 8,75; Молодые люди в возрасте до 18 лет - € 0,00; Combiticket Collection Эйк -€ 20,00

График Работы. Часы работы на 2024 год: Музей: со вторника по воскресенье, с 11:00 до 17:00; Магазин при музее: со вторника по воскресенье, с 11:00 до 17:00;Музейное кафе Ipanema: со вторника по воскресенье, с 10:30 до 17:00 [2].

В 2024 году музей открыт на: Карнавал (10, 11 и 13 февраля),Страстная пятница (29 марта), Пасха (31 марта, 1 апреля), День короля (27 апреля), Бевридждингсдаг (5 мая), День Вознесения Господня (9 мая), Троица (19-20 мая), День подарков (26 декабря), Канун Нового года (31 декабря). А на Рождество (25 декабря) и Новый год (1 января) музей и кафе закрыты.

Маршрут. Как же добраться до музея Боннефантен?Общественным транспортом от Центрального железнодорожного вокзала Маастрихта:Автобусная линия 1 в направлении Де Хеег,Автобусная линия 5 в направлении Хойгема,Автобусная линия 57 в направлении Гюльпена,Автобусная линия 78 IC до Льежа,Автобусная линия 350 в направлении Центра Ахена. Выходить необходимо на остановке «Музей Боннефантен» [2].

Как добраться до музея на машине / Парковка? На парковке музея есть место для парковки людей с ограниченными возможностями. Необходимо ввести «Daemslunet», чтобы добраться до парковки музея. Парковка в гараже в нескольких минутах ходьбы. Q-park garage Plein 1992. Гараж Q-park Bonnefanten*. В этом гараже нет лифта, только лестница. Поэтому этот гараж не подходит для парковки с использованием инвалидной коляски или других вспомогательных средств. Крытые паркинги в пешей доступности: платная парковка на Керамической улице.

Доступность: специальные удобства. Музей также подходит и для посетителей с ограниченными возможностями, доступен для инвалидных колясок. На все этажи здания можно подняться на лифте, а на каждом этаже установлены скамейки и переносные стулья. Если у посетителя нет возможности воспользоваться лифтом с определенным устройством для передвижения, можно в исключительных случаях воспользоваться грузовым лифтом. На первом этаже присутствуют два туалета для людей с ограниченными возможностями. А вот на третий этаж для посетителей в инвалидных колясках ограничен доступ.

При желании туристы могут забронировать инвалидное кресло до приезда по телефону. На собственной парковке музея есть место для парковки людей с ограниченными возможностями. В подземном паркинге Bonnefanten нет лифта. К главному входу можно подъехать на инвалидной коляске, роликовых коньках или самокате по пандусу перед зданием музея. В нашем музее есть инвалидные коляски и каталки, а на каждом этаже есть складные стулья. Сотрудники службы по работе с посетителями будут рады вам помочь. Собаки-поводыри в шлейке и на поводке допускаются в музей только при наличии соответствующего пропуска [2].

Парковочные места располагаются в непосредственной близости от музея. Если у посетителей есть европейская карта для парковки для людей с ограниченными возможностями, вы имеете право на неограниченное количество бесплатных парковочных мест, предназначенных для людей с ограниченными возможностями. Также можно использовать эту карту для бесплатной парковки в течение первых 3 часов на обычных платных парковочных местах в Маастрихте. По истечении этого времени необходимо оплатить парковку по действующему тарифу [2].

Лифт. При необходимости посетители могут подняться на любой этаж нашего музея на пассажирском лифте (размеры: высота 230 см, длина 140 см, ширина 160 см). Если вы не можете воспользоваться обычным лифтом из-за своего приспособления для передвижения, мы также предлагаем воспользоваться нашим грузовым лифтом в качестве исключения. К сожалению, грузовой лифт не может подняться на третий этаж. В музейном кафе Ipanema есть лифт, находящийся в задней части здания, неподалеку от кафе на открытом воздухе. В музей также можно попасть на этом лифте.

Доступность выставочных площадей. На собственной парковке, расположенной сбоку от музея, есть 1 доступное парковочное место. Чтобы найти парковку музея, необходимо ввести в навигационную систему «Daemslunet». Регистрацию можно пройти на шлагбауме. С парковочного места люди в инвалидных колясках могут добраться до главного входа в музей по пандусу. Для посетителей, которым необходимо сопровождение, предусмотрен бесплатный вход сопровождающему. Каждый посетитель имеет право на общение во время посещения музея. Чтобы сделать посещение музея более комфортным и расширить возможности участия для людей с нарушениями речи.

Туалеты. На первом этаже есть два адаптированных туалета: один рядом с лифтом, а другой рядом с гардеробной. В этих туалетах также есть пеленальные столики.

Музейное кафе Ипанема. Как и в большинстве заведений общественного питания, качество и вкус еды, атмосфера и оригинальность имеют первостепенное значение в этом кафе

Ипанема — идеальное место для приёмов, встреч и вечеринок для различных групп. Посетители могут совместить посещение музея с обедом. Кафе Ипанема это место для обедов, просмотра фильмов, прослушивания музыки и различных представлений, с прекрасной террасой на берегу реки [2]!

Музейное кафе открыто со вторника по воскресенье с 10:30 до 17:30. Это модное кафе способно удовлетворить все ваши кулинарные запросы.

Экскурсии с гидом. Каждый посетитель музея имеет возможностьоткрыть для себя музей под руководством одного из наших опытных музейных гидов!

Каждые выходные в 11:30 проводятся экскурсии по основным экспонатам нашей коллекции (по субботам) и выставки (по воскресеньям) [2].

Участие бесплатное при наличии действующего входного билета. Бронирование невозможно, максимум 20 человек, все места заняты. Экскурсии с гидом для групп проводятся по предварительной записи.

В предложение музея входят лекции, экскурсии с гидом, комплексные пакеты услуг и эксклюзивные вечерние мероприятия.

Образование. В музее Bonnefanten, наблюдая за искусством и испытывая его на себе, вы узнаете кое-что о себе и окружающем мире.

В Bonnefanten посетители узнают не только о том, как мир воспринимался людьми 500 лет назад, но и о том, как художники в наши дни создают что-то новое по всему миру. Старые мастера, современные иконы, а также современные таланты из их родного региона или международного уровня — все они находят своё место в этом потрясающем здании на реке Маас. Интерактивные экскурсии, музыкальные программы, театральные квесты и неожиданные викторины: все мероприятия музея соответствуют учебной программе и опыту ваших студентов.

Образовательная программа музея также может быть предложена на немецком и английском языках в качестве консультации.

Семейные программы. Музей Bonnefanten предлагает различные мероприятия для детей всех возрастов и их родителей. На сайте Kunstfanaatjes вы найдёте полезные советы и практическую и содержательную информацию о различных музеях.

Взрослые группы. Для взрослых музей регулярно организует (бесплатные) экскурсии, мастер-классы и лекции. Также можно заказать специальные комбинированные пакеты, а для групп и компаний музей проводит эксклюзивные вечерние мероприятия.

Экспонаты. В музее представлено множество экспонатов. Если туристы нашли свой любимый объект, и хотят узнать больше, тогда можно отправить сообщение через социальные сети или по электронной почте и найти больше информации про объект. Онлайн-коллекция насчитывает десятки тысяч объектов и постоянно пополняется. В настоящее время большая часть информации об объектах доступна только на голландском языке [2].

Взгляд в будущее, настоящее и историю выставок в Bonnefanten

Временные выставки

1) «Стэнли Донвуд и Том Йорк: Карты Нового света.» «Стэнли Донвуд и Том Йорк: Карты Нового света» — это выставка новых работ двух талантливых и известных британских художников, которые продолжают вдохновлять друг друга. Художник Стэнли Донвуд (1968, Эссекс) и музыкант Том Йорк (1968, Нортамптоншир) познакомились, когда были молодыми студентами-художниками. С 1994 года они вместе работали над многочисленными произведениями искусства, онлайн-проектами и культовыми обложками альбомов группы Йорка Radiohead, его сольными проектами и его новой группой The Smile [2].

В 2023 году Донвуд и Йорк представили новую серию работ, выполненных из различных материалов и в разных техниках. Некоторые из них теперь находятся в коллекции Боннефантен. Их также можно увидеть на обложках альбомов The Smile: «Свет для привлечения внимания» (2022) и последнего «Стены из глаз» (2024)

Дуэт художников черпал вдохновение, в частности, в морских картах арабских пиратов XV века и топографических съёмках армии США 1940-х годов. В своих работах Донвуд и Йорк используют некоторые типичные элементы карт, такие как розы ветров, извилистые реки, горные хребты, озёра и кратеры, но также отказываются от этой логики. Их первые эксперименты привели к созданию фантастического мира; теперь они изображают удивительные вещи, которые можно там увидеть. Донвуд и Йорк не понаслышке знакомы с миром искусства и музыки, но Боннефантену они точно не знакомы. В 2017 году Донвуд за четыре недели нарисовал во внутренней башне музея ослепительную чёрно-белую фреску «Оптическая поляна». Том Йорк добавил звуковую композицию для «оптимального восприятия таинственного и почти священного пространства» [1].

2) «Внутри и снаружи для всех любознательных детей от 6 лет и старше». Ни одна другая выставка не позволяет так много трогать, слушать, лазать, разговаривать и мастерить! Все любопытные, не достигшие 18 лет, приглашаются на INSIDE OUT. От мечтательного внутреннего мира ребёнка до большого внешнего мира подростка. Можно пройти все этапы развития ребёнка на выставке INSIDE OUT, предназначенной для всех любознательных детей от 6 лет и старше. Зрители увидят и сделают то, чего обычно не ожидаешь увидеть в музее.

Внутри. Посетители делают первые шаги к инсталляции «Эфиральность» художницы Морены Бамбергер, заполняющей пространство, как будто впервые видят мир. Туристы удивляются и замечают, что узнают себя всё лучше и лучше, как и своё окружение. Дальше они видят, как к ним приближаются кривые стены. Эта обстановка немного отличается от того, к чему все привыкли.

Снаружи. Посетители входят в произведение искусства, созданное из коробок. «Жизнь в хранилище» Матильды тер Хейне показывает контраст между потребностью в собственном пространстве с личными вещами и высокой ценой, которую приходится платить за это людям и окружающей среде.

INSIDE OUT в основном представляет работы из музейной коллекции, такие как произведения Отобонга Нканги, Тани Риттербекс, Матильды Тер Хейне, Филиппа Коклера и коллекция керамики Поллинга. Помимо работ из нашей собственной коллекции, на выставке представлены работы из коллекций Морены Бамбергер и Жоэль Дюбуа. Дизайн выставки был разработан Studio La Meul, Роттердам [1].

3) «Студия №9 Сара Бачур: подарки для будущего». Серия «Студия в Боннефантен» представляет собой площадку для небольших персональных выставок, на которых художники могут представить свои последние работы. Сара Бачур (1988, Болонья – Маастрихт) создаёт произведения искусства о месте, где люди проводят большую часть своей жизни, – об интернете. В этой студийной презентации она представляет новые и уже существующие работы. Видео, скульптуры и инсталляции показывают, как люди взаимодействуют с социальными сетями и новыми технологиями, такими как искусственный интеллект. Нас постоянно бомбардируют изображениями и текстами. Правительства, компании, боты, инфлюенсеры и знаменитости хотят убедить нас в своих идеях и продуктах. Бахур сочетает реальный мир с миром фантазий [1].

Бачур любит представлять, как живут другие люди. В интернете она встречает самых разных людей, но никогда с ними не связывается. Однако она нажимает на имена пользователей или гиперссылки. Воображение Бачур будоражат комментарии под фотографиями в Instagram (соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН), подписи к видео на YouTube или разговоры с искусственным интеллектом. В своих работах она сочетает эти поразительные моменты с тем, что они вызывают у неё в воображении. Например, вы видите вдохновляющие цитаты человека, переживающего кризис среднего возраста, на белых арках, которые Бачур увидел в здании духовного сообщества EnlightenNext. В другой работе вы видите ящерицу, которая ищет тепла на модеме. Это напоминает художнику о том, как люди ищут общения в интернете. Этот поиск смысла — повторяющаяся тема в работах Бачура. Бачур — пятый лауреат стипендии Limburg Beeldende Kunst, учреждённой провинцией Лимбург в 2018 году. Цель этой стипендии — стимулировать творчество художников из Лимбурга и привлечь к нему внимание широкой публики. Стипендия включает в себя стипендию, персональную выставку в The Studio в Боннефантен и шестимесячный период работы в Академии Яна ван Эйка, кульминацией которого является участие в Open Studios [1].

4) «По-настоящему злой – Визуализированные семь смертных грехов». Уникальная картина о добре и зле во времена Питера Бр. Гостей ждёт выставка, посвящённая гордыне, лени, чревоугодию, зависти, гневу, похоти и алчности. «По-настоящему порочные: семь смертных грехов в визуальном представлении» стала возможной благодаря щедрому пожертвованию более 80 разнообразных произведений искусства более 20 национальных и международных коллекционеров. На этой выставке Bonnefanten представляет уникальную картину добра и зла в искусстве XVI века (ок. 1480–1620) [1].

Центральное место на этой выставке занимает знаменитая серия гравюр по мотивам картин Питера Брейгеля Старшего, на которых изображено зло: «Семь смертных грехов» 1558 года. Вокруг этой серии гравюр мы показываем предшественников и источники вдохновения, работы современников и подражателей, изображающие те же темы. Эта выставка создана при поддержке: Фонда Тьюринга, Фонда Мондриана, Фонда VSB, Культурного фонда (The Prins Fonds), Фонда ФебаМинистерства иностранных дел, Фонда графини ван Байландт, Ennatuurlijk, ERCO. Bonnefanten субсидируется провинцией Лимбург, Министерством образования, культуры и науки и лотереей VriendenLoterij [1].

5) «Селин Дамен: Песни для прохожего» Туристы познакомятся с собственным трехмерным отражением. Посетители могут испытать на себе и увидеть эту отмеченную наградами оперу в виртуальной реальности с 23 по 27 октября и с 30 октября по 3 ноября. «Песни для прохожего» (2023) — это медитативный квест, который можно пройти в одиночку. На полчаса можно отстраниться от реальности и посмотреть на себя. Посетитель становится кукловодом собственного тела в поэтическом пространстве, где возникает меланхоличный вопрос [1].

Погружение. В «Песнях для прохожего» гости гуляют по музыкальному миру грёз в очках виртуальной реальности. Видят разные сцены: умирающую лошадь, шепчущийся хор людей и играющих собак, а также встречают своё трёхмерное отражение. В процессе слышат оперу, которую поют, шепчут и произносят вслух. Изображение, звук сливаются в одно целое.

Международные награды. Режиссёр Селин Деймен (Шиммерт, 1995) использует в своих работах сочетание театра, музыки, изобразительного искусства и технологий, чтобы создавать необычные впечатления, которые приглашают зрителей заглянуть внутрь. Её первая VR-опера «Эвридика» (2022) получила несколько наград, в том числе Гран-при Венецианского фестиваля иммерсивного искусства. «Песни для прохожего» также получили эту престижную награду за иммерсивное искусство виртуальной реальности [1].

«Песни для прохожего» можно послушать с 23 по 27 октября и с 30 октября по 3 ноября. Это индивидуальное мероприятие продолжительностью около 30 минут. Бронирование действует на 30-минутный сеанс для одного человека (от 12 лет). «Песни для прохожего» не подходят для детей младше 12 ле

Постановка Песни для прохожего: Режиссер: Селин Дэмен, Направление VR-искусства: Арон Фелс, Музыка и озвучивание: Аса Хорвиц, Libretto: Olivier Herter, Звук и сведение: Ваутер Сноуи, Постановка: Silbersee, Совместное производство со студиями: Studio Nergens, VIA ZUID и Muziekgebouw Productiehuis

6) «Фолькерт де Йонг». Странное поле боя, по которому гости идут и слышат отголоски больших и малых человеческих драм. Ощущают это в инсталляции Фолькерта де Йонга «Стрельба в Вату» (2006), установленной в куполе Боннефантен. Можно посмотреть в дуло солдатской винтовки или спрячьтесь за широкой спиной улыбающегося великана...

О художнике. Фолькерт де Йонг (Эгмонд-ан-Зее, 1972) — скульптор, который предпочитает работать с пенополиуретаном и листами изоляционного материала. Это дешёвый материал, который даёт отличный эффект, но в долгосрочной перспективе является уязвимым. Его работы населены яркими и трагикомичными персонажами, которые веселятся и сражаются в апокалиптических сценах. Часто персонажи заимствованы из истории (искусства). Предпочтительно он изображает неоднозначных героев, которым оказана сомнительная честь быть рассмотренными и проанализированными со всех сторон ещё раз. Де Йонг также размышляет о своей роли как художника. В современном обществе художнику приходится изворачиваться, чтобы соответствовать противоречивым требованиям, таким как социальная ответственность, соблазнение и коммерческий успех [1].

Стрельба в Вату. «Стрельба в Вату» была создана в 2006 году для фестиваля искусств и поэзии в Вату. Эта бельгийская деревня на границе с Францией на протяжении всей истории была разрушена войной. Скульптурная группа состоит из элегантно одетых солдат, окружающих колоссальную розовую фигуру. Солдаты держат наготове свою артиллерию, великан поднимает руку. Хочет ли он сдаться или уничтожить своих противников? Или он машет зрителю, чтобы успокоить его?

Когда Де Йонг создавал скульптуру для Вату в 2006 году, он использовал название всемирно известной картины Франсиско Гойи «3 мая в Мадриде» (по прозвищу «Казни»). Теперь, когда группа больше не выставлена в первоначальном виде, а большие куклы состарились под воздействием времени и обстоятельств, ассоциации становятся более свободными. Кто эта большая фигура? Можем ли мы рассматривать её как автопортрет или аллегорию художника? Или нас обманывают и не стоит так глубоко задумываться об этом?

Пожертвовано Нетти и Джеу ван Синт Фит. Рядом со зданием Bonnefanten можно найти «Танец» (2012) Фолькерта де Йонга. Это одна из первых бронзовых скульптур де Йонга, специально созданная для выставки под открытым небом в 2013 году. Меланхоличная одинокая фигура в шляпе застыла в изящной позе. Без партнёра по танцу или акробатической труппы эта поза не имеет смысла. В контексте (исторически выглядящей) скульптуры в общественном пространстве неясно, что она должна изображать и что символизировать. Де Йонг, похоже, хочет сказать, что то же самое относится к искусству и творчеству в целом [1].

7) «Персональная выставка Малгожаты Мирга-Тас — первая в своём роде». В центре внимания — серия «Переосмысление мира», которую она создала для Венецианской биенналы. Но на выставке также будут представлены её работы, которые ранее не выставлялись и были созданы специально для этой выставки [1].

Работа Малгожаты Мирга-Тас (Польша, Закопане, 1978) — это визуальное впечатление, которое побуждает к более глубокому размышлению. Цвета переливаются, а сцены настолько яркие, что кажется, будто они движутся. Мирга-Тас борется с доминирующим негативным и стереотипным образом своего народа рома, который веками создавался почти исключительно нерома. Малгожата Мирга-Тас обращается к древней иконографии, которую она переосмысливает, чтобы рассказывать современные истории. В своей главной работе «Переосмысление мира» Мирга-Тас объединила все основные темы и визуальные языки своего творчества. Она создала эти грандиозные работы для польского павильона на Венецианской биеннале 2022 года. Bonnefanten объединяет гобелены. Семья, солидарность и сплочённость женщин в цыганской общине — ключевые концепции, которые красной нитью проходят через творчество Мирга-Тас. Она постоянно рассказывает о выдающихся женщинах в Herstories. Сообщество рома — это не территориальная нация, крупнейшее и, вероятно, наиболее дискриминируемое этническое меньшинство в Европе [1].

О художнице. Малгожата Мирга-Тас (Закопане, 1978) — польская художница и активистка, принадлежащая к культуре цыган — изначально кочевому народу, который расселился по большей части мира. Мирга-Тас работает в различных медиа, но известна в основном своими масштабными текстильными работами, в которых она прославляет цыганскую идентичность с феминистской точки зрения, освобождая её от предрассудков. В последние годы её карьера действительно пошла в гору, кульминацией чего стал её вклад в работу польского павильона на Венецианской биеннале в 2022 году [1].

Заново очаровываем мир. Монументальная серия из двенадцати панно под названием «Очарование мира заново» была изначально создана для польского павильона на Венецианской биеннале в 2022 году. Боннефантен приобрёл две части этой серии, которые на выставке сопровождаются другими работами, характерными для Мирга-Тас, а также новыми и ранее не выставлявшимися работами. Проект «Очаровывая мир заново» (2022) — это попытка расширить историю искусства и образный ряд Европы за счёт представлений о культуре цыган. Для своего польского павильона Мирга-Тас создала волшебный мир, связанный с мифами, астрономией и древними обычаями. Проект состоит из двенадцати работ, каждая из которых изображает один месяц года. Эти знаки зодиака часто встречаются в западноевропейском искусстве (обычно в классическом). Мы видим богов Древней Греции и Рима или христианские мотивы: истории и визуальные образы, которые хорошо известны по западноевропейским стандартам и могут использоваться почти как язык. Но эти знаки зодиака очень специфичны для одной конкретной истории искусства в Европе и исключают многие другие культуры.

Центральная тема: быть цыганом. Центральной темой в творчестве Мирги-Тас является опыт жизни в цыганской общине, при этом она всегда рассматривает его с женской точки зрения. В своём искусстве она пытается передать транснациональную идентичность цыганского народа, но также стремится разрушить фольклорный образ, связанный с цыганскими общинами и их культурой. В то же время она показывает огромное влияние колониализма и колонизации на её народ. Нам не нужно далеко ходить за пределы наших границ, чтобы найти культуры, которые европейцы считают «незападными». Морена Бамбергер (Рурмонд, 1994) создала новую работу о своей семье синти специально для музея в сотрудничестве с художницей Малгожатой Мирга-Тас [1].

8) «Искусство плывет по течению». Скрытые истории о работах из коллекции Боннефантен старых мастеров и их перемещениях — до, во время и после Второй мировой войны. Выставка произведений искусства, которыми восхищались нацисты.

На этой выставке представлены интересные, захватывающие, а иногда и трагические истории. Они скрыты за почти двадцатью отобранными для выставки работами. Представлению предшествовало исследование конкретной части коллекции старых мастеров Боннефантен: коллекции «Нидерландское художественное достояние» (NK). Эти работы находятся в долгосрочной аренде у Боннефантен от правительства Нидерландов. Коллекция NK состоит из произведений искусства, которые были возвращены в Нидерланды (репатриированы) после Второй мировой войны; работ, которые были украдены, проданы или проданы под давлением в Нидерландах известными нацистами или по их приказу [1].

Скрытые истории. Помимо своей истории в области искусства, экспонируемые работы содержат множество интересных фактов о мародёрстве, добровольной продаже или продаже под давлением в период Второй мировой войны. Это скрытые истории, которые можно раскрыть, только проведя тщательное исследование происхождения. Они рассказывают о довоенных владельцах (в том числе о голландских коллекционерах Ланце и Гаудстикере, а также о семье Ротшильдов в Вене), о торговле произведениями искусства в период Второй мировой войны и о том, как произведения искусства оказались в нацистской Германии, например, из-за коллекционерских пристрастий Гитлера и Геринга. После войны истории часто продолжаются многолетними поисками законных владельцев. Это была непростая задача, которая в некоторых случаях приводила к возвращению произведений искусства, но иногда растягивалась на годы и часто сопровождалась судебными тяжбами.

Актуальная тема. Вопрос о том, было ли произведение искусства украдено или продано под давлением обстоятельств, никогда не был так актуален в Нидерландах. В последние годы голландские музеи и Агентство по культурному наследию (RCE) активизировали исследования своих коллекций. В экспозиции «Искусство на плаву» история этого процесса реституции представлена через произведения искусства трёх периодов: 1900–1945, 1945–1997 и 1997–настоящее время. С того момента, как союзники репатриировали произведения искусства из Германии в Нидерланды, голландское государство пыталось вернуть их законным владельцам в рамках процедуры реституции. Произведения, на которые не было подано заявок после освобождения, были выставлены на аукцион голландским государством или переданы в музеи и другие общественные здания. Эта коллекция получила название «Нидерландское художественное достояние», или NK-коллекция. В Bonnefanten 132 произведения искусства находятся в долгосрочной аренде из NK-коллекции [1].

С 2022 года исследования происхождения предметов из коллекции NK получили новый импульс. Теперь в исследование включен период с 1933 по 1940 год, и специалисты по исследованию происхождения предметов из RCE снова активно ищут законных владельцев. Bonnefanten также занимается исследованием происхождения предметов из собственной коллекции. В случае с новыми приобретениями, происхождение которых неизвестно в период с 1930 по 1950 год, проводится исследование происхождения предметов, в ходе которого изучаются различные базы данных. Большинство этих баз данных доступны для общественности. Таким образом, Art adrift — это также приглашение для всех, кто хочет провести исследование происхождения своих предметов искусства [2].

9) «Мечтай дальше». «Мечтай» – это фильм о том, как важно мечтать, даже если это противоречит здравому смыслу.

Эта выставка знакомит посетителей с новым направлением в коллекции Боннефантен и современном искусстве. Таким образом, старый фольклор, легенды, ритуалы и заклинания становятся отправной точкой для новых работ. Исторические обычаи и предания возрождаются. Они служат зеркалом современных социальных проблем и, таким образом, изображают альтернативное будущее.

Их работы — это сказки и истории, но они всегда дают надежду на светлое будущее. Художники Dream On отстаивают права маргинализированных групп и исчезнувших культур, а значит, и недостаточно известных и недооценённых историй. В «Dream On» на повестку дня выносятся политические и социальные проблемы. Обсуждаются такие темы, как деколонизация и интерсекциональный феминизм. Художники работают легко и с юмором, но не боятся кусаться

Обнадеживающие мечты. Художники из Dream On надеются, что смогут навести порядок в мире в эти непростые и пугающие времена. Они не поддаются нагнетанию мрачных настроений в своём творчестве. Для них старый фольклор, легенды, ритуалы и заклинания служат отправной точкой для создания новых произведений искусства. Они вдыхают новую жизнь в исторические обычаи и истории, которые служат отражением текущих социальных проблем и альтернативного будущего. Они осмеливаются ностальгировать и мечтать о грядущем, смеясь [2].

Заново очаровываешь мир. Активисты, но не циники. Основываясь на этом фундаментальном подходе, художники ставят на повестку дня такие политически и социально значимые темы, как деколонизация и интерсекциональный феминизм (и различные формы социальной несправедливости). Они отстаивают права маргинализированных групп и исчезнувших культур, а значит, и недооценённых и недостаточно представленных историй. Художники осуждают происходящее, но делают это в лёгкой и юмористической манере [2].

Новые работы. В экспозицию вошли предложенные Али Черри работы, в которых используются мифические элементы из иудаизма и шумерской мифологии, например, в видео и скульптурах, посвящённых социальным и экологическим последствиям строительства плотины Мерове на севере Судана. Три новые работы Софии Дубины изображают хороших друзей художницы в окружении сексуальных объектов и религиозных элементов. Они затрагивают тонкую грань между удовольствием и насилием, доверием и жестоким обращением, по которой женщинам приходится идти в вопросах секса. Специально для музея Морена Бамбергер (Roermond 1994) создала новую работу о своей семье синти в сотрудничестве с художницей Малгожатой Мирга-Тас [2].

Формирование единого целого. Выставка исследует новую линию в коллекции Боннефантен и современном искусстве. Выставка «Мечтай дальше» связана с первой персональной выставкой Малгожаты Мирга-Тас в Нидерландах: «Это не конец пути». Ключевым моментом является одна из самых важных работ в её творчестве: «Очарование мира заново», серия из двенадцати гобеленов. Проект представляет собой попытку расширить представление об истории европейского искусства и его визуальной манере с помощью сцен из жизни цыган. Мирга-Тас (Закопане, 1978) берёт визуальные мотивы из западноевропейского канона, а затем раскрывает их, добавляя новую сюжетную линию, которая вращается вокруг важности женщин в её сообществе.

Художники мечтают дальше. На выставке представлены произведения: Морена Бамбергер, София Дубина, Али Черри, Отобонг Нканга, Мелани Бонахо, Хадасса Эммерих, Камилла Хенро, Лор Прувост, Элисон Саар, Бети Саар, Грейсон Перри, Эвелин Таоченг Ван, Алия Фарид Аристоте Маго, Лаура Лима, Антуан Бергс, Сандра Васкес де ла Хорра, Ли Скретч Перри, Марлин Ротаус, Даная Мунс, Марта Волкова & Слава Шевеленко и Патрик Ван Кекенберг [1].

10) «Сохраняя свой дух: коллекция Marlies & Jo Eyck в Bonnefanten»

Боннефантен и поместье Кастел-Вейлре объединят усилия, чтобы представить уникальный и полный обзор бывшей частной коллекции супругов-коллекционеров из Лимбурга, Марлис и Йо Эйк.

Марлис и Йо Эйк были выдающимися коллекционерами в Нидерландах и создали, бесспорно, самую важную частную коллекцию в Лимбурге. Впервые коллекция представлена в полном объёме: 147 работ 60 художников. В Bonnefanten коллекция Марлиса и Йо Эйков представлена в трёх группах, расположенных в десяти залах. В первых двух залах будет представлена группа абстрактных скульптур 1980-х годов, а также обширная серия работ одного художника, «пионера компьютерных технологий» Питера Струйкена. После этого в пяти залах представлена растущая с 1990-х годов многообразность коллекции, в том числе работы Гера ван Элька, Кареля Виссера и Гидо Гилена. А также Марлен Дюма, Люка Туйманса, Фонса Хаагманса и Кита Эдмира. Последние три зала, включая монументальный главный зал, посвящены геометрическим абстрактным работам 1960-х и 1970-х годов. Картины и работы на бумаге имеют международное значение, среди них работы Франсуа Морелле и Рихарда Пауля Лозе. В поместье Кастел-Вейлре представлено около 25 работ в том контексте, в котором они были изначально собраны. Здесь естественным образом выражена связь между искусством и природой [1].

Коллекция Эйка. В 2012 году Боннефантен приобрёл обширную частную коллекцию современного искусства. Коллекция, собранная за сорок лет супружеской парой предпринимателей Марлис и Джо Эйк, включает в себя работы известных мастеров геометрической абстракции. Коллекция хранится в замке Вийльре, который служит резиденцией Эйков. Отчасти благодаря значительной финансовой поддержке со стороны провинции Лимбург, приобретение Боннефантеном коллекции помогает сохранить это загородное поместье в Южном Лимбурге, включая прекрасные ландшафтные сады, каретный сарай и выставочный павильон. Сохранение его духа: коллекция Марлиса и Йо Эйка в Боннефантен стала возможной благодаря провинции Лимбург.

Постоянные выставки [2]

1) «Кастраты из сокровищницы» Коллекция Нойтелингса включает в себя наследие коллекционера Виллема Нойтелингса (1916–1986), который с 1960-х годов сосредоточился на коллекционировании предметов средневекового религиозного искусства. Его решения о коллекционировании основывались на эстетике и качестве и часто были продиктованы религиозными мотивами. Коллекция Нойтелинга включает западноевропейскую скульптуру и произведения искусства Средневековья. Коллекцию можно разделить на несколько подколлекций: французская эмаль из региона Лимузен, готические панели из слоновой кости и диптихи из Парижа и Северной Франции, панели из алебастровых ретаблей из региона Ноттингем, мраморная и каменная скульптура из Франции, Германии и Нидерландов, а также деревянные ретабли и фрагменты ретаблей из Фландрии и Брабанта [2].

Виллем Нойтелингс прекрасно осознавал уникальность своей коллекции и даже мечтал о собственном музее. Его жена и дети тоже знали об этом и хотели как можно скорее исполнить его желание основать собственный музей. Сегодня, спустя три десятилетия после смерти Виллема Нойтелингса, это желание исполнилось в виде собственной сокровищницы Нойтелингса в музее Боннефантен. Это позволит по достоинству оценить музейное качество произведений искусства, сохранив при этом домашнюю атмосферу, которая была характерна для подхода коллекционера к своей коллекции [2].

2) «Средневековые скульптуры из региона Маас». Это коллекция средневековых деревянных скульптур XIIIXVI веков. Основное внимание уделяется региону Брабант и территории вокруг реки Маас, а также работам «Мастера из Эльслу» и Яна ван Стеффесверта.

В регионе Маас сохранилось несколько резных изделий по дереву, относящихся к романскому и раннеготическому периодам. Тем не менее, на основании сохранившихся образцов можно утверждать, что в этот период, помимо скульптуры из камня, резьба по дереву также стала процветающим видом искусства. К концу Средневековья резьба по дереву была процветающей отраслью в регионе Маас. В этой области особенно выделялись две фигуры: Мастер из Эльслу и Ян ван Стеффесверт. Первый — анонимный — резчик по дереву получил своё имя от города Элслу, где находится его самая важная работа — впечатляющая статуя Святой Троицы в церкви Святого Августина. Маастрихтский резчик по дереву Ян ван Стеффесверт (ок. 1460 — ок. 1531) намного опередил своё время не только тем, что ставил клеймо мастера на своих работах, но и тем, что подписывал их. На сегодняшний день нам известно о четырнадцати его подписанных работах. Среди экспонатов коллекции — стоящая женская фигура святой 1501 года и недавно приобретённая коленопреклонённая Мария Магдалина примерно 1525 года [1].

3) «Послесредневековая живопись из Нидерландов». Религиозные сцены из ведущих мастерских, в том числе Питера Кока ван Альста и антверпенских маньеристов.

4) «Маастрихтское золото». В экспозиции представлено региональное серебро с XVII по XIX век включительно, с акцентом на изделия XVIII века.

В наши дни мы с трудом можем представить себе наше общество без чашки чая или кофе, но не так давно этот обычай был доступен только самым богатым людям. Эти новые продукты появились в конце XVII — начале XVIII века. Голландская Ост-Индская компания (VOC), в частности, сыграла большую роль в их распространении. Поскольку кофе, чай и сахар были очень дорогими, для их потребления производили предметы роскоши. Огромное разнообразие кофейников, чайников и канистр показывает, насколько велико было влияние новых колониальных товаров [1].

Эта серебряная комната была создана благодаря поддержке и участию: Фонда Бонхома Тиленса, Фонда Вагнера-де Вита, семьи П.А.Э. Керкхоффс (Фонд KKF), Беллы и Бенуа Уэсли, Фотомузея на Врейтхофе, Фонда Элизабет Страувен, провинции Лимбур г и муниципалитета Маастрихта

5) «Ранние Итальянские картины». В коллекции итальянской живописи особое внимание уделяется северным итальянским регионам — Милану и Венеции, а также Тоскане. Среди экспонатов коллекции — работы Андреа Ванни, Якопо дель Кастентино и Карло Кривелли.

6) «Живопись 17 века из Нидерландов». Различные жанры живописи были характерны для Нидерландов XVII века. Здесь представлены картины Питера Пауля Рубенса, Анри де Фроммантю и других [1].

Чем же еще можно заняться в музее Bonnefanten? В этом музее также присутствуют различные культурно-массовые и научно-познавательные мероприятия для разных возрастных групп. Bonnefanten и Studium Generale объединяют миры искусства и науки.

1) «Художник встречает ученого №2». Bonnefanten и Studium Generale несколько раз в год объединяют усилия, чтобы собрать вместе художников, кураторов и учёных для обсуждения. Вдохновляющая встреча между двумя, казалось бы, совершенно разными мирами. Докладчики делятся опытом, методами работы и темами друг друга и исследуют, что наука и искусство могут рассказать друг другу.

2) «Селин Дамен: Песни для прохожего». Познакомьтесь с собственным трехмерным отражением.

Посетители могут испытать на себе и увидеть эту отмеченную наградами оперу в виртуальной реальности. «Песни для прохожего» — это медитативный квест, который можно пройти в одиночку. На полчаса можно отстраниться от реальности и посмотреть на себя. Посетитель становиться кукловодом собственного тела в поэтическом пространстве, где возникает меланхоличный вопрос [1].

3) Lumière: Film & Art. К музею относится кинотеатр «Lumière Cinema», в котором часто проходят различные открытые показы, на которых совместно с просмотром, можно задать вопросы. Все показы, будут проходить в кинотеатре Lumière Cinema, Маастрихт.

4) «Бесплатная пятница в Боннефантене: Детское издание». Во время «Бесплатных пятниц Боннефантен» (#BFF) Двери музея открываются для посетителей абсолютно бесплатно.

По пятницам, Bonnefanten превращается в волшебное место, полное удивительных произведений искусства, во время «Bonnefanten Free Friday: Kids Edition»! Посетители могут открыть для себя произведения искусства, которые раскроют свои секреты. Дети и их родители могут заглянуть в музей, где искусство оживает! Яркие дискотеки, творческие мастер-классы, секреты произведений искусства. И это ещё не всё! Этот вечер, полный волшебства, сюрпризов и веселья, идеально подойдёт для маленьких искателей приключений с богатым воображением [1].

Во время «Бесплатных пятниц в Боннефантен» (#BFF) музей приглашает неожиданную ассоциацию, клуб, фонд или субкультуру, чтобы вместе организовать уникальную программу. За основу программы берется коллекции античного и современного искусства или временные выставки, которые в данный момент проходят в музее. Программа состоит из различных мероприятий, которые побуждают посетителей превратиться из зрителей в участников или даже соавторов. При поддержке провинции Лимбург, VriendenLoterij и Министерства образования, культуры и науки.

5) «Аудиотур по музею». В музее можно узнать лучше о коллекциях, художниках и временных выставках с помощью аудиоэкскурсии по Боннефантену. С помощью приложения Map My Visit вы можете бесплатно прослушать аудиоэкскурсию по Боннефантену на своем смартфоне. Пожалуйста, используйте собственные наушники во время прослушивания аудиоэкскурсии. Загрузите приложение с помощью кнопок ниже и активируйте экскурсию в вестибюле музея [1].

6) «Лаборатория Брейгеля». В лаборатории Брейгеля посетители в возрасте от 6 до 106 лет могут засучить рукава и создать собственное произведение искусства.

Копировальная комната. Работы Брейгеля — настоящие головоломки. Рисуя или раскрашивая их, вы можете обнаружить множество деталей. В этой копировальной комнате посетители могут нанести контурную линию на проекцию «Переписи в Вифлееме» Брейгеля Младшего и завершить работу по своему усмотрению.

Студия Бумажной шляпы. В XVI веке люди часто носили головные уборы, обычно сделанные из кожи или ткани. В этой лаборатории мы работаем с бумагой. Используя различные схемы, вы можете сами сложить фантастическую шляпу [1].

7) «Плакаты для планеты» — конкурс, призванный помочь отличить благие намерения от реальных изменений.

«Плакаты для планеты» — это конкурс дизайна, в котором мог принять участие любой желающий до 1 сентября. Он лег в основу медиакампании, посвященной климату. Эта кампания необходима, потому что, хотя 80% голландцев обеспокоены повышением температуры и сокращением биоразнообразия, им трудно понять, как превратить эту обеспокоенность в значимый вклад в улучшение окружающей среды. С середины октября победители конкурса дизайна будут путешествовать по Нидерландам с передвижной выставкой [1].

«Плакаты за планету» — конкурс для лучшего мира направлен на то, чтобы провести черту между благими намерениями и реальными изменениями. Для этого нужен мощный плакат. Плакат может сделать то, чего не могут слова и мнения: объединить сложные причинно-следственные связи в одном сильном дизайне. Плакат с мощным призывом к действию, который вскоре можно будет увидеть по всей стране на передвижной выставке в музеях и в рамках медиакампании на улицах и в неожиданных местах в обществе.

Жюри из пяти экспертов, в состав которого входят специалист по поведению Рейнт Ян Ренес, Марьян Миннесма, директор фонда Urgenda, Томас Кастро, куратор музея Стеделик в Амстердаме, иллюстратор Джип ван дер Торн и Лиан Хейнхейс, директор по вопросам климата и биоразнообразия в фонде Тьюринга, объявит победителей конкурса «Плакаты для планеты».

Посмотреть все представленные постеры и прочитать больше можно на веб-сайте. Плакаты для планеты инициированы Фондом Тьюринга [2].

Таким образом, музеи – это сокровищницы общества, в которых прошлое и настоящее сливаются воедино. Они хранят память о городе, регионе и стране и открывают новые горизонты или расширяют существующие перспективы. Особенно в наше время, когда всё вращается вокруг впечатлений и самоощущений, музеи, пожалуй, важны как никогда.

Музеи сегодня становятся местом для размышлений, удивления и восхищения — эмоций, которые придают особую ценность для туристов. Разумеется, они должны быть доступны каждому. С помощью Музея Воннефантен (Нидерланды) вся туриндустрия надеется сделать жизнь многих туристов более разнообразной и интересной.

Список литературы

1. Explore the buildingBonnefanten Maastricht [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://www.bonnefanten.nl/en/art-artists/explore-the-building

2. Posters for the Planet X Bonnefanten — Bonnefanten Maastricht [Электронныйресурс]; Режимдоступа: https://www.bonnefanten.nl/en/exhibitions/posters-for-the-planet-x-bonnefanten

Просмотров работы: 9