Коллаж (от французского collage — «наклеивание») — это вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает арт-объект посредством приклеивания на основу разных кусочков по фактуре и происхождению материалов.
Коллаж - это удивительная форма художественного выражения, которая занимает важное место в мире искусства. Сложение различных элементов воедино позволяет создавать уникальные произведения, которые удивляют своей оригинальностью и глубиной.
История коллажа начинается с древних времен, первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям.
В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов. Но эта практика не получила широкого распространения.
Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось в начале ХХ века, в период расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи.
Коллаж стал популярным в начале XX века, в эпоху авангарда. Одним из первых эту технику использовал гениальный Пабло Пикассо (Pablo Picasso). В 1912 году он создал знаменитую картину «Натюрморт с плетеным стулом» — икону кубизма. Написанное маслом произведение обрамлено веревкой, а на часть его поверхности наклеены кусочки клеенки.
В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914-1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».
К началу 20-го века коллаж приобретает не только художественное, но и социальное значение. Многие художники используют этот прием как средство критики современных реалий, поднимая острые вопросы о политике, культуре и социальной идентичности. Через коллаж они обращаются к зрителю, заставляя его задуматься о насущных проблемах, война и утрата индивидуальности в условиях массовой культуры. В этом контексте коллаж становится своеобразным зеркалом общества, в котором отражаются его противоречия и страдания.
Первая волна популярности коллажа в искусстве завершилась к концу 1930-х, но уже через 20лет в культурной среде вновь проявился интерес к этой технике. В ноябре 1962 года в Нью-Йорке состоялась выставка New Realist Exhibition, на которой были представлены работы молодых художников в новом стиле поп-арт. Многие произведения были созданы в технике коллажа и вызвали большой интерес.
В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», многие произведения исторической тематики. Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж «прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, — куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, — Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж — это целая история. Его творчество подтверждает, что практически любой предмет и даже его части могут послужить «красками» для картины.
С этого времени коллаж занял достойное место в современной культуре. Он стал популярным методом самовыражения художников не только в живописи, но и во многих других видах искусства. Даже малыши в детских садах сегодня с удовольствием учатся делать коллажи.
Создание коллажа требует не только художественного таланта, но и умения мыслить нестандартно. Определенные техники, такие как вырезание и накладывание, помогают создать композицию, в которой разные элементы взаимодействуют друг с другом. Существуют как традиционные методы, так и современные цифровые подходы, которые позволяют комбинировать изображения и текстуры с помощью программного обеспечения.
Современные технологии и доступность цифровых инструментов значительно расширили горизонты коллажа. Сегодня творцы могут работать не только с физическими материалами — вырезками из журналов, фотографиями и текстурами - но и создавать цифровые композиции. Цифровой коллаж позволяет экспериментировать с формами, эффектами и анимацией, открывая новые возможности для художников, которые стремятся выразить свои мысли и чувства в визуальном формате.