Введение
Танцевальное искусство существует с древнейших времен и всегда привлекало к себе внимание детей. Хореографические коллективы являются одними их самых популярных и востребованных, направленные на досуговую деятельность детей и молодежи.
Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов в значительной степени зависят от квалификации руководителей, которые непосредственно руководят всеми процессами коллектива. Руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания в различных хореографических коллективах. Руководителю необходимо учитывать возрастные особенности участников коллектива. Организационная деятельность требует креативности, умения принимать решения в самых неожиданных ситуациях, творчески использовать накопленный опыт. Современные взгляды на хореографическое искусство влечет за собой изменение требований предъявляемых руководителям любительских коллективов. Чаще всего основное внимание уделяется на развитие двигательной деятельности участников и игнорируется процессы воспитания личности. Зачастую руководители рассматривают только некоторые стороны развития коллектива, как приоритетные (выступления, пошив костюмов) и забывают о том, что успех коллектива зависит от развития нравственных качеств, художественной свободы и т. д.
Человек, занимающийся любительской деятельностью, не только утверждает себя как творческая личность в искусстве, но и как член общества. В настоящее время быстро растет появление различных конкурсов и фестивалей нацеленных на деятельность любительских коллективов. Тем самым, можно сказать, что «любительство» на сегодняшний день укрепляет веру в свою способность творить и придает уверенности в себе. Для раскрытия творческого потенциала детей в коллективе большую роль играют отношения между руководителем, участниками коллектива и их родителями.
Отношения, взаимоотношения – вечная тема, в которой каждый из нас, независимо от того, с кем и как он собирается выстраивать отношения, должен разбираться очень хорошо. Ведь от того, как мы будем выстраивать наши отношения с другими людьми – зависит наша удовлетворенность собой, своей жизнью и своей карьерой.
Хорошие отношения на работе — это важно. Адекватные и здоровые взаимоотношения между людьми, между коллективами позволяют повысить продуктивность, организованность и профессионализм. А если у человека или у группы людей сложилась нездоровая и токсичная коммуникация в коллективе, то среди людей возрастает напряжение, вместо работы коллеги выясняют кто прав, кто виноват и качество работы постепенно падает.
Чаще всего в коллективах выделяют одного человека, который является лидером. Бывает, что человек становится лидером неосознанно или же на автомате, так как в нем есть такие качества как ответственность, доброжелательность, организованность, доверие, терпение, уверенность в себе, умение слышать окружающих, проявление инициативы, уважение к себе и к другим людям. Таких людей замечают сразу, они влиятельные, могут быть и требовательны как к себе, так и к окружающим. Все остальные коллеги стараются равняться на него и не отставать от него.
Каждый коллектив может сталкиваться с конфликтами и разногласиями – это нормально! Но чтобы таких ситуаций было как можно меньше - людям нужно общаться. Ресурсы каждого члена команды направлены на эффективную работу и просто приятное общение. Это сохраняет здоровую обстановку. Взаимоотношения в коллективе определяются личностью руководителя, его умением налаживать дружную, слаженную работу всего коллектива. В этой связи взаимоотношения руководителя с коллективом приобретают огромное значение для организации коллектива.
Актуальностью данной темы является то, что деятельность руководителя – это деятельность специалиста широкого профиля, комплексная, включающая в себя множество функций. При правильном их исполнении деятельность руководителя будет эффективной. Проблема темы состоит в том, что литературных источников связанных именно со специфическими функциями хореографии нет. Описанные функции в менеджменте приходится адаптировать под хореографию.
Объект исследования - процесс руководства любительским хореографическим коллективом.
Предмет исследования - основные функции руководителя любительского хореографического коллектива.
Цель курсовой работы - выявить условия, при которых деятельность руководителя любительского хореографического коллектива будет эффективной.
Задачи:
- провести анализ литературы по данной теме;
- раскрыть аспекты деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом и выявить основные функции в его деятельности;
- раскрыть сущность организации и управления, как основного вида деятельности в руководстве любительским хореографическим коллективом;
- определить стиль руководства хореографического любительского коллектива;
- раскрыть сущность основных функций в деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом и отобразить их на практике.
Структура курсовой работы состоит из содержания, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников, состоящих из 25 наименований.
ГЛАВА I. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Функции руководителя хореографического коллектива
Современные условия профессиональной деятельности хореографа требуют от него искусствоведческих, психолого-педагогических, менеджерских знаний наряду со специальными умениями и навыками в исполнительской, балетмейстерской и педагогической сферах. Профессиональная подготовка руководителей хореографических коллективов, деятельность которых синтезирует в себе все аспекты хореографической профессии, осуществляется в средне-специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства путем комплексного изучения специальных дисциплин и предметов общеобразовательного блока с учетом специфики социокультурной деятельности, в рамках которой предстоит работать хореографу. Если рассматривать коллектив с точки зрения менеджмента, то он представляет собой – группу людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели.
Коллектив – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется и регулируется для достижения общей одной или нескольких целей исходя из материальных или иных интересов.
В хореографии коллектив – это группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных хореографических задач. Основой хореографического коллектива является общность цели на основе учета интересов участника хореографического коллектива, всего коллектива, общества в целом. (Приложение 1)
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. В российской практике под «руководителем» понимают первое лицо, которое формирует цель, принимает решение, и несет за его реализацию полную ответственность, а вот руководитель хореографического коллектива – это больше, чем просто хореограф-постановщик. Такая работа предполагает постоянный контакт и сотрудничество с артистами балета, финансовые аспекты и вопросы создания неповторимого яркого стиля своему коллективу.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день деятельность руководителя танцевального коллектива является специфической и характеризуется многоаспектностью, что определяет ряд выполняемых им функций именно в хореографии:
- Организационно – управленческая;
- Педагогическая (включает в себя учебно-воспитательную и развивающую функции);
- Творческая (включает в себя постановочную и репетиционную функции).
1. Организационно - управленческая функция – руководитель-хореограф выступает в роли организатора коллектива и управляет его функционированием: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и обеспечение материальной базы. Руководитель управляет не только педагогами (если они имеются), но и всеми процессами в коллективе. Как и любая другая организация, хореографический коллектив имеет лидера – руководитель.
Залогом успеха в любой деятельности является хорошая организация. Вся деятельность по созданию хореографического коллектива начинается с поиска материальной базы (поиск класса, со всем необходимым для педагогического и постановочного процесса). После подготовки материальной базы, начинается поиск участников коллектива (объявления о наборе или кастинге, посещения руководителя школьных учреждений для беседы с детьми и родителями, раздача листовок, передача информации в газеты, журналы, телевидение, интернет и т. д.). Так как в любительском коллективе вся деятельность направлена на сценическое выступление, то детей берут и без хореографических данных.
2. Педагогическая функция – включает в себя учебно-воспитательный и развивающий процесс. Здесь руководитель обучает исполнительскому мастерству, воспитывает физические данные, духовно-эстетическое восприятие: для того, чтобы достичь намеченной цели, обучение и воспитание должно быть организованно. В педагогическом процессе обучение, воспитание и развитие неразрывно связаны. С помощью обучения происходит процесс воспитания и развития. При помощи воспитания, процесс обучения и развития становится эффективным. При развитии обучение и воспитание возрастает. С помощью педагогической функции руководитель выполняет передачу знаний, умений и навыков. У детей формируются интеллектуальные способности, развивается эмоционально-психическое здоровье. Развивается мышление, усвоение материала, взаимопонимание и помощь. Дети учатся слушать и слышать музыку, просыпается интерес к профессиональному хореографическому искусству, живописи, скульптуре, литературе и т. д.
3. Творческая функция – включает в себя постановочную (балетмейстерскую) и репетиционную функции. Руководитель коллектива является его главным постановщиком и репетитором: постановочная деятельность на современном этапе является сложной и ответственной. Руководитель, он же постановщик, должен обладать творческой фантазией, хорошей зрительной памятью, музыкальностью, чувством ритма, основной музыкальной грамотой, владеть основами режиссуры, уметь импровизировать.
Постановочная деятельность включает в себя:
- формирование идеи и замысла будущего хореографического произведения;
- построение драматургической линии в хореографическом произведении;
- работа с музыкальным материалом;
- разработку композиционного плана;
- формирование выразительных средств хореографического произведения;
- постановочная работа с исполнителями.
Постановщик, он же руководитель, выступает не только в роли балетмейстера, но и в роли репетитора своего произведения.
Репетиционный процесс может проходить со всем коллективом, с несколькими исполнителями и индивидуально. Могут отрабатываться отдельные фрагменты или произведение в целом. Неоднократное повторение хореографического произведения делает его более совершенным. Руководитель должен досконально знать текст танца и следить за тем, чтобы первоначальный вид хореографического произведения не искажался.
Негативно влияет на репетиционный процесс любое отвлечение руководителя. Перед концертами необходимо проводить репетиции, чтобы повторять наиболее сложные и важные фрагменты. Очень важно, чтобы руководитель присутствовал на всех выступлениях коллектива, чтобы увидеть допущенные ошибки и корректировать их в будущей работе.
Таким образом, мы можем понять, что руководитель любительского хореографического коллектива выполняет самые разные функции. Для того чтобы работа коллектива была успешной, необходимо, чтобы руководитель выполнял все функции в равной степени, не игнорируя ни одну из них. Если бы работа руководителя была узкоспециальной, и имелся бы штат педагогов, то руководитель занимался бы организационной и управленческой деятельностью. Но так, как в любительском коллективе, руководитель выполняет не только функцию организации и управления, но и учебную, воспитательную, развивающую, постановочную и репетиционную, то это значительно затрудняет выполнение более качественной работы, и, к сожалению, зачастую одна из функций становится малоразвитой и выполняется на низком уровне.
1.2. Стили руководства хореографическим коллективом
В большинстве случаев хореографический коллектив имеет статус неформальной организации. Структура характеризуется объединением людей, связанных общими интересами, которая имеет лидера – руководителя и не направляет свою деятельность на получение финансовой прибыли или выгоды. Профессиональная компетентность является обязательным качеством руководителя в управлении хореографическим коллективом. Для этого необходимы познания в различных жанрах культуры и искусства – музыки, живописи, костюма, истории и т.д.
Эффективность управления коллективом во многом зависит от выбранного стиля руководства.
Стиль – это совокупность приемов и способов работы, а также характерная манера поведения человека.
Стиль руководства – способ, система методов воздействия руководителя на учащихся. Это решающий фактор эффективности работы коллектива, полной реализации их возможностей. Для каждого руководителя характерен тот или иной стиль руководства. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей коллектива.
Стилевые особенности с одной стороны зависят от индивидуальности руководителя (компетентность, эмоциональность, творческий подход), с другой стороны от особенностей учащихся (возраст, пол, обученность, воспитанность и т.д.).
Наиболее часто встречающиеся стили руководства – это авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). Каждый из стилей имеет свои достоинства и недостатки.
При авторитарном стиле руководитель берет на себя всё. Цели деятельности и способы ее выполнения. Свои действия руководитель не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям и инициативе учащихся. Позволяет поддерживать в коллективе порядок и дисциплину. Нередко этот стиль обеспечивает слаженную и успешную работу, при наличии конфликтов и недостаточной опытности учащихся. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон общения. Форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик.
При авторитарном руководителе подавляется индивидуальность педагога, сдерживается проявление инициативы и самостоятельности, существенно снижается творческая - учебная и воспитательная деятельности. Авторитарный стиль руководства в педагогическом плане имеет больше недостатков, чем достоинств, и к нему необходимо обращаться только в исключительных случаях. Время от времени в любом коллективе, могут возникать ситуации, требующие наведения дисциплины и порядка.
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется руководителем, он прислушивается к мнению коллег и учащихся, поддерживает их право на собственную позицию, поощряет активность и инициативу, обсуждает со всеми замысел, способы и ход деятельности. Этот стиль создает наиболее благоприятные условия для обучения, воспитания и совершенствования деятельности педагогов. Возникающие конфликты и противоречия, обычно часто и быстро разрешаются.
Данный стиль руководства способствует нахождению эффективного массового решения многих споров и конфликтов, возникающих внутри коллектива. В целом же демократичность в действиях руководителя выглядит гораздо более привлекательной, чем авторитарность.
При всех достоинствах демократического стиля, у него существуют и некоторые недостатки. Одним из них являются, большое количество потерянного времени на коллективное обсуждение разных точек зрения, на межличностное общение на темы, напрямую связанные с деятельностью коллектива. Иногда можно сочетать достоинства авторитарного стиля и достоинства демократического стиля.
При либеральном (попустительском) стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Руководитель занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает во внутреннюю жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности (педагог или учащейся), довольствуется минимальными достижениями. Тон общения диктуется желанием избежать сложных, конфликтных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры. Ценность этого стиля - в максимальной творческой самостоятельности.
Главный и существенный недостаток либерального стиля - это отсутствие дисциплины и порядка в коллективе. Не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе и самостоятельности. Либеральный стиль желательно сочетать с некоторыми элементами авторитарного стиля.
Внешние условия, формирующие стиль руководства:
- характер организации;
- специфика стоящих перед руководителем задач (привычные, срочные, непривычные);
- условия выполнения этих задач (благоприятные, неблагоприятные, экстремальные);
- способы и средства деятельности (индивидуальные, групповые или парные);
- временные рамки на выполнения задач;
- наличие кадрового обеспечения;
- степень материально-технического обеспечения.
Личностные факторы, влияющие на стиль управления:
- приобретенный личный опыт;
- качественное своеобразие личности.
Следует заметить, что тот или иной стиль руководства встречаются редко. Изучение практики руководства показывает, что в работе руководителя в той или иной степени присутствуют каждый из трех стилей. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности руководителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля (при создании дисциплины, установлении порядка). Элементы либерального стиля руководства допустимы при творческой работе (предоставление выбора стиля танца, преподавания танцевальной дисциплины, вариативность движений). Руководитель, который хочет работать как можно эффективней, должен научиться пользоваться всеми стилями, методами руководства, наиболее подходящими для той или иной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.
Отечественные психологи дополнили синонимами описание трёх стилей руководства:
Авторитарный – административный, волевой, категоричный;
Демократический – коллегиальный, товарищеский;
Либеральный (попустительский) – не вмешивающийся, нейтральный, разрешительный.
1.3. Роль руководителя в решении конфликтных ситуаций в коллективе
Руководитель танцевального коллектива профессия творческая и многогранная. Она требует от человека, выбравшего её, профессиональных знаний, трудолюбия, умения работать с людьми и, конечно же, талант. В настоящее время к руководителю любого творческого коллектива, в том числе и танцевального, предъявляются высокие требования, он должен обладать хорошей профессиональной подготовкой, то есть быть компетентным педагогом и умелым организатором.
Руководитель танцевального коллектива должен владеть необходимым объёмом знаний хореографических дисциплин: классический танец, народный танец, ритмика, бальный танец. Педагог должен уметь отобрать наиболее перспективные меры введения образовательного процесса, должен быть способен к оценке своей деятельности и деятельности коллег. Педагог должен быть способным к пониманию психологических состояний учащихся, к поиску наиболее верных путей, установить психоэмоциональный контакт с учениками. Руководитель танцевального коллектива должен проявлять терпимость не только к учащимся, но и к их родителям.
Недостаточно одному руководителю быть терпеливым, организованным и компетентным. Есть и вторая сторона – родители учеников. Но когда-то между этими сторонами происходят конфликты, или появляется третья сторона – это родители одних учеников и родители других учеников, а также не исключена и четвертая сторона – конфликт между учеником и руководителем.
Главное средство в разрешении конфликтов — это действия руководителя. Руководитель должен вмешиваться в конфликт, не оставаясь в стороне. При этом он четко должен знать и разграничивать свои юридические и моральные права.
Педагог или руководитель коллектива должен хорошо знать своих подчиненных, их жизнь, взгляды, интересы, что позволит предвидеть результат конфликта, объективно оценить сложившуюся ситуацию, выяснить причину конфликта и выбрать наиболее эффективные способы воздействия на конфликт. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, необходимо, прежде всего устранить причины разногласий, снять отрицательные эмоции участников конфликта. Прежде чем начать действовать, желательно проанализировать возможные варианты решения.
Руководитель должен уметь выслушать и слушать обе стороны конфликта, помочь сторонам конфликта найти компромиссное решение, которое удовлетворит интересы и потребности всех участников. Он должен быть готов предложить альтернативные варианты и поощрять стороны к сотрудничеству и взаимопониманию.
В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются:
1. Конфликт «ученик - ученик» - разногласия между детьми - обычное явление. В данном случае педагог не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между участниками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками: борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбления, обиды, враждебность к любимым ученикам учителя, личная неприязнь к человеку и другие.
Способы решения конфликтов между учениками
Часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно. Если вмешательство со стороны педагога все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.
Лучше обойтись без давления на ребенка, ограничившись подсказкой, чтобы участник сам нашел выход из ситуации.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог педагога с ребенком. К ученику надо обращаться по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.
2. Конфликт «педагог-родитель» - подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как педагогом, так и родителем.
Причины конфликта между педагогом и родителями: разные представления сторон о средствах воспитания, недовольство родителя методами обучения педагога, личная неприязнь. Но главный аргумент родителей последние годы в том, что они платят деньги, а значит руководитель коллектива постоянно, что-то должен.
Способы решения конфликта с родителями ученика
При возникновении конфликтной ситуации важно разобраться в ней спокойно, но обычно конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. Когда произошла оценка ситуации и проблема обрисована, стоит понять правильность действий обеих сторон, наметить путь к разрешению конфликта. Следующим этапом должен стать открытый диалог педагога и родителя. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли о проблеме родителю, проявить понимание, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
3. Конфликт «педагог-ученик» - конфликты наиболее частые, так как ученики и педагоги вместе проводят много времени.
Причины конфликтов между педагогом и учениками: отсутствие единства в требованиях педагогами, много требований к ученику, ученик считает себя недооцененным, педагог не может примириться с недостатками ученика, личные качества педагога или ученика.
Способы решения конфликта педагога и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих участников, недобросовестно выполняющие свои обязанности. Вдохновить ученика на успехи и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в коллективе.
Руководитель должен обладать отличными коммуникативными навыками. Он должен уметь слушать и понимать точку зрения каждой стороны конфликта, а также уметь ясно и четко выражать свои мысли и идеи. Руководитель должен быть способен контролировать свои эмоции, уметь сохранять спокойствие, должен обладать аналитическим мышлением и уметь анализировать сложные ситуации. Руководитель должен обладать лидерскими качествами. Он должен быть способен вести и мотивировать коллектив, устанавливать цели и задачи, а также принимать решения. Руководитель должен быть авторитетным и уважаемым, чтобы его рекомендации и решения были приняты участниками конфликта.
В целом, руководителю необходимо быть гибким и адаптивным, уметь работать в условиях неопределенности и быстро принимать решения. Он должен быть эмпатичным и уметь понимать потребности и интересы всех участников конфликта. Такие навыки и качества помогут руководителю эффективно урегулировать конфликты и создать гармоничную рабочую атмосферу.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация и управление хореографическим коллективом занимает важнейшее место в функциях руководителя. Чтобы достичь успеха, руководителю нужно выбрать свою стратегию управления, обладать организационными и управленческими способностями. Выбор стиля управления и руководства поможет в работе с детьми и персоналом и умением общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей. Руководитель должен обладать знаниями в различных сферах культуры: живопись, литература, скульптура и др., а также знаниями в различных науках: психология, педагогика, культурология и т.д. Перед каждым руководителем стоит задача регулирования взаимоотношений внутри коллектива.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
2.1. Как привести коллектив к успеху
В настоящее время в любительских хореографических коллективах не предполагается наличие штатных педагогов. Зачастую руководитель коллектива занимается всеми сферами деятельности самостоятельно. От того, что руководитель должен сам заниматься всеми аспектами деятельности коллектива, это значительно усложняет успешность качественной работы. Любая деятельность руководителя имеет – цель, средства и результат. Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, педагог должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Воля педагога проявляется в его целеустремленности, настойчивости и упорстве в работе по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства.
Целеустремленность, настойчивость, упорство, умение владеть собой, все это позволяют руководителю даже при создавшихся неприятных обстоятельствах успешно справиться с возникшими затруднениями, сохранить выдержку и терпение.
Обязательное для руководителя качество - гуманизм, т.е. отношение к человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности участника коллектива, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности.
Участники любительских коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Руководитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Существуют особые качества личности руководителя, без которых человеку будет сложно и даже невозможно развиваться в танцах.
Личностные и профессиональные качества педагога-хореографа, ведущие к успеху, как руководителя, так и коллектив.
Профессионализм. Первое и самое главное качество, которое необходимо для успеха и в танцевальной индустрии.
Уверенность в себе. Знания, подкрепленные опытом, дают мощную веру в себя, и это видят окружающие, они готовы подчиняться хореографу.
Лидерство. Некоторым хореографам ничего не нужно делать, чтобы увлечь своей идеей: они сами достаточно увлечены и естественным образом ведут за собой коллектив.
Требовательность. Это качество исходит из уверенности в том, что ты делаешь, уверенности в своей правоте, осознания, что можно и нужно добиваться своего.
Справедливость и нравственность. Люди чувствуют в процессе работы абсолютно все: равнодушие, черствость, поверхностное отношение к работе и к ним самим. Хореографу нужно каждый день работать не только над профессиональными качествами, но и над организацией своей личности. Талант, ум, долг и чистая совесть не подведут.
2.2. Роль руководителя в становлении коллектива на примере Образцового художественного коллектива танца «ЯРкое детство» СДК «Дружба» МКУ «Культура» с. п. Красный Яр Самарской области Красноярского района
Ансамбль танца «Яркое детство» был создан в 2017 году. Основатель коллектива Семыкина Евгения Владимировна, выпускница хореографического отделения Ульяновского колледжа культуры и искусства и Самарской академии культуры (Приложение 1).
В 2023 году коллектив получил звание Образцового. В копилке коллектива Дипломы Лауреата I, II, III степени, Дипломы Международных, Всероссийских, Межрегиональных и Региональных фестивалей, конкурсов. (Приложение 2). Десятки концертов, участие в областных и районных мероприятиях. В репертуаре коллектива народно – сценические, стилизованные, эстрадные и сюжетные детские танцы. (Приложение 3).
Евгения Владимировна не только основатель коллектива, она также балетмейстер, постановщик, репетитор, педагог и художник по костюмам.
Занятия, концерты, костюмы, новые номера, аплодисменты, награды — всё это результат ежедневной, огромной работы коллектива и титанического труда педагога. Безусловно, за этим стоят ежедневные репетиции, где функционирует целый механизм под названием ансамбль. Но вся эта работа ни к чему не приведёт, пока всё не собраны воедино и в процесс не «включён» родитель и ребенок. Достигнуть результата и вершин не получится, если в приоритете гости, бесконечные дни рождения, поездки и наконец, просто посещение по возможности и желанию. Это нужно понимать каждому родителю. Мы живём в век своеобразной легкодоступности, когда можно в секунду всё необходимое заказать, приобрести. Но в танцевальном мастерстве подобное невозможно, ноги не заработают по нажатию кнопки.
Неделя пропуска - и всё можно начинать сначала, форма стремительно уходит, только работа на постоянной основе позволит двигаться вперед. Успех ребёнка зависит от дисциплины в коллективе! Собранность, внимание, пунктуальность, а самое главное интерес, увлечённость и приоритеты в сторону ребёнка - вот ключ к успеху, к участию в номерах, к созданию новых работ, к техническому росту. Родители, должны быть поддержкой и опорой, самыми внимательными, интересующимися жизнью своего ребенка.
Дисциплина — это фактор качества организации художественного и учебно - воспитательного процесса. Евгения Владимировна использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, для правильной организации всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и огромного количества мероприятий.
У каждого хореографа - педагога свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие коллектива, его нравственных основ.
Практика показывает, что чем выше требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования, а руководитель ансамбля танца «ЯРкое детство» делает это последовательно, понятно, то и результат успехов очевиден.
Евгения Владимировна занимается и эстетическим воспитанием детей, чтобы они были всесторонне подготовлены и развиты к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе воспитания у Евгении Владимировны лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира. В её творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера.
Воспитывается всё, что связано с участием детей в коллективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные и систематические учебные занятия, взаимоотношения с родителями детей и окружающим миром. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств со стороны педагога - хореографа. Педагог - хореограф использует эти навыки во время учебных занятий в своём танцевальном коллективе — это просмотр балетных и драматических спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографического искусства.
Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий или репетиций. Методы, какими пользуется руководитель. Их можно разделить на словесные, практические и наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Детям этот метод больше всего нравится. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога - руководителя, его профессиональный и прекрасный показ движений порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Преподаватель Евгения Владимировна обладает грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей всех возрастов. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют постановку рук, корпуса и головы. Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развития его активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы и методы.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительским мастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания. Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным и радостным. Семыкина Евгения Владимировна постоянно повышает своё профессиональное мастерство, посещая мастер-классы, семинары, конкурсы и фестивали. Она образец во всем для участников своего коллектива.
Таким образом, делаем вывод, что каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.
Заключение
Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, естественно, свою систему воспитания и обучения. Раскрытие творческого потенциала учеников и воспитание гармонично развитой личности в хореографическом коллективе – это и есть основная деятельность в системе дополнительного образования. Не стоит полностью посвящать свою деятельность решению только творческих задач, нужно также обращать внимание на организационные и воспитательные процессы, поскольку без моментов, направленных на воспитание учащихся, коллектив постепенно будет снижать свою работоспособность, тем самым понижая авторитет руководителя. Правильно поставленные и грамотно решенные задачи, безусловно, могут обеспечить успешную работу педагога-хореографа в детском хореографическом коллективе. Воспитание в детях умений и способностей к творческому самовыражению, грамотному овладению и пониманию своего эмоционального состояния является одной из главных задач педагога-хореографа.
Для того чтобы с легкостью справится с поставленными задачами, педагог-хореограф должен обладать соответствующими знаниями, которые будут способствовать благоприятному учебно-воспитательному процессу во всех его отраслях. Не стоит полностью посвящать свою деятельность решению только творческих задач, нужно также обращать внимание на организационные и воспитательные процессы, поскольку без моментов, направленных на воспитание учащихся, коллектив постепенно будет снижать свою работоспособность, тем самым понижая авторитет руководителя. Правильно поставленные и грамотно решенные задачи, безусловно, могут обеспечить успешную работу педагога-хореографа в детском хореографическом коллективе. Для того чтобы с легкостью справиться с поставленными задачами, педагог-хореограф должен обладать соответствующими знаниями, которые будут способствовать благоприятному учебно-воспитательному процессу во всех его отраслях. Он должен обладать пытливым умом и жаждой знаний, заниматься самообразованием: много читать, посещать музеи и выставки, концерты и театральные премьеры, то есть знакомиться с выдающимися достижениями других искусств, что расширяет кругозор, развивает ум и художественный вкус. Чтобы воспитывать, руководитель должен быть сам воспитанным человеком, обладать выдержкой, уметь ладить с людьми, а также быть в какой-то степени и дипломатом – владеть искусством «стратегии» и «тактики». Ведь большой творческий коллектив – это множество живых людей, с разными характерами, привычками и представлениями о нравах и способах, какими можно скорее и эффективнее достичь успехов в жизни и на сцене.
Культура поведения балетмейстера на работе и в жизни имеет огромное воздействие на коллектив. Художественный руководитель всегда на виду и скрыть свои пороки не удастся, поэтому планка требований к себе как к личности, как к воспитателю подрастающего поколения должна быть очень высока.
«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной профессии.
Список использованных источников
Бахрушин, Ю.А. «История русского балета», - М., -1977г. – 249 с.
Белова, Е. П. «Русский балет»: Энциклопедия / Редкол – М.: Большая рос. энцикл.: «Согласие», 1997 г. – 631 с.
Блок, Л.Д. «Классический танец. История и современность», М., Искусство, 1987г. – 556 с.
Боброва, Г.Н. Искусство грации, - М.: «Искусство», 1986г. - 115 с.
Богданов, Г.Ф. Методика педагогического руководства хореографическим любительским коллективом: учебное пособие для вузов / Г. Ф. Богданов. - М.: Издательство Юрайт, 2023г. – 152 с.
Бухвостова, Л.В., Заикин Н. И., Щекотихина С.А. «Балетмейстер и коллектив», Орёл – 2011г. – 249 с.
Валукин, Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. - М.: «Издательство ГИТИС» 1992г. – 169 с.
Васильева, Е.Д. Танец. Учебник для театральных вузов: учебное пособие / Васильева, Е.Д. - М.: «Искусство», 1968г. - 247 с.
Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000 г. - 624с.
Захаров, Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. - М.: «Искусство», 1989г. - 235 с.
Карпухин, Д. Н. Труд руководителя: Учеб. пособие для руководителей подразделений предприятий пром-сти и др. отраслей / Подгот. д-р юрид. наук В. А. Ачаркан, канд. экон. наук Р. А. Баткаева, З. С. Богатыренко и др. – М.: «Экономика», 1976г. - 319 с.
Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства – М.: «Политиздат», 1975г. - 271 с.
Надеждина, Е. Н. Эльми «Большой балет», М.: «Знание», 1964 г. – 86 с.
Сергеев, К. А. Сборник статей, - М.: «Искусство», 1978 г. – 222 с.
Собинов, Б. Г. Путь к красоте - М.: «Искусство», 1964г. - 84 с.
Станиславский, К.С. «Этика», - М., 1981г. – 48 с.
Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: М.: «Педагогика», 1979-1981. – 24 с.
Тарасов, Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб: Издательство «Лань», 2005г. - 492 с.
Уральская, В. И. Природа танца. - М.: «Россия», 1981г. - 110 с.
Филатов, С.В. «От образного слова - к выразительному движению» - М.: «Искусство», 1993г. - 45 с.
Худеков, С. Н. Иллюстрированная история танца: происхождение танца и его развитие в древности, античная хореография, священные танцы и мистерии, карнавальная культура Средневековья, балет Западной Европы, реформы великих хореографов, знаменитые танцовщицы и танцоры – М.: «Эксмо», 2009г. - 288 с.
Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: учебное пособие для воспитателей, музыкальных руководителей и учителей / А. Е. Чибрикова-Луговская. - М.: «Дрофа», 1998г. - 102 с.
Шипилина, И.М. Хореография в спорте. - М.: «Книга», 2004г. - 195 с.
Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: «Физкультура и спорт», 2002г. - 127 с.
Янаева, Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: «Релиз». 2004г. - 340 с.