ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Нурлугуянова А.В. 1, Афанасенкова Н.В. 1
1Северный Арктический Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В обществе на протяжении многих лет остается актуальной проблема повышенного уровня конфликтности среди подростков. Они только начинают проходить процесс взросления и за счет влияния психологических и физиологических особенностей, а также действующего на них окружения часто демонстрируют конфликтное поведение.

Конфликты происходят в разных ситуациях и местах, в семье, в школе, со сверстниками или со взрослым и несут в себе негативные последствия. Часто проявление конфликтного поведения становится причиной совершения преступлений. Если не решать проблему конфликтного поведения она перерастет девиантное. Для ребенка станет нормальным проявление агрессии и участие в конфликтах [6].

Большое количество конфликтных ситуаций возникает из-за неумения ребенка самостоятельно справляться со своими эмоциями и из-за того, что родители и учителя не знают, как помочь подростку и пресечь конфликт.

Важным является не только погасить уже зарождающийся конфликт и свести его к минимуму, но и заранее предвидеть возможность его возникновения и с особым вниманием отнестись к школьнику. Конфликтное поведение подростков может быть обусловлено такой психологической особенностью, как тип темперамента, каждый ребенок по-своему реагирует на те или иные ситуации, исходя из своего характера и уровня конфликтности. Зная тип темперамента ребенка и его предрасположенность к проявлению конфликтного поведения учителя и родители смогут заранее определить для себя правильную стратегию предотвращения конфликтный ситуаций [1] [2].

15 лет является возрастом перехода, который называют кризисным. На этом этапе формируется самопознание, ребенок осознает свою индивидуальность. В ходе развития конфликта участвует психика человека, она поддается эмоциональным всплескам, влияет на способность принятия решений и оценивания своих действий. Выражаются психологические изменения в поведении подростка, его отношении к конфликту [11].

В период полового созревания, психика подростка наиболее уязвима и ему трудно справиться с психологической нагрузкой. Этот период носит название переходного или критического, так как ребенок проходит этап перехода от детства к взрослости. Помимо этого он считается самый сложным, так как организм активно растет и формируется. Изменения затрагивают не только психологическое здоровье, но и физическое [11].

Эмоциональное состояние подростка часто нестабильно, наблюдаются перепады настроения и он зачастую совершает действия на эмоциях, что и приводит к конфликтам [3] [4].

Особенности поведения школьника объясняются не только его характером, но и типом темперамента. От него зависит эмоциональность, импульсивность ребенка, и другие свойства, которые могут приводить к конфликтам. На данный момент есть 4 типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. У каждого типа свои особенности [5].

Так, например, сангвиник активный, уравновешенный, жизнерадостный. Расположен к общению, не подвержены конфликтам. Но их чувства очень яркие и не устойчивые, умеет контролировать эмоции, обижается на пустяки.

Сангвиник стремится к лидерству.

Что касается флегматика, то этот тип характеризуется рассудительностью и спокойствием. В отличие от сангвиника не сильно эмоционален и чувствителен. Доброжелательно настроен к людям, устойчив к негативным раздражителям, а значит не склонен к конфликтам.

Следующий тип- холерик. Подвижный и неуравновешенный. Он импульсивен, эмоционален, испытывает частые перемены в настроении. Не смотря на то, что он отличается активностью и оптимизмом именно холерик самый конфликтный тип темперамента. Он вспыльчив и не умеет контролировать эмоции.

Так же как и холерик, меланхолик неуравновешенный тип. Он обидчив, а это значит, что его легко задеть, за счет своей эмоциональности и чувствительности его просто вывести на конфликт. Но при этот он боязлив, оказывает слабое сопротивление. Обладает быстрой утомляемостью, необщительностью, пассивностью. Также меланхолики пессимисты. Редко вступают в конфликты, ведь не агрессивны.

Определение типа темперамента проводилось в виде анкетирования. Учащимся была предложена анкета Нагаевой Лейлы Гирфановны. Анкета состоит из 12 вопросов и предполагает ответы «да» или «нет».

За каждый положительный ответ дается 1 балл. Исходя из набранного количества баллов делается вывод о типе темперамента. Кроме того анкета имеет две части, ответы на вопросы 1-6 покажут экстраверт ребенок или интроверт.

Интерпретация:

1 балл – ярко выраженная интроверсия. Подросток имеет ограниченный круг общения, закрыт от новых знакомств, медлителен и малоэнергичен;

2—3 балла — умеренная интроверсия. Малый круг общения, не стремиться к участию в групповых мероприятиях, мало эмоционален;

4—5 баллов — умеренная экстраверсия. Охотно общается с другими детьми и участвует в коллективных мероприятиях. Без особого затруднения знакомиться с новыми людьми. Проявляет эмоции, сдерживая только сильные;

6 баллов — значительная экстраверсия. Общительный ребенок, имеет много друзей. Выражает стремление в знакомстве с другими. Активный и эмоциональный. Любит игры и прогулки в компании

Вопросы 7-12 помогут определить, насколько школьник эмоционально устойчив.

Интерпретация:

1 балл — высокая эмоциональная устойчивость. Способен контролировать свои эмоции, сдержан;

2—3 балла — средняя эмоциональная устойчивость. Ребенок спокоен, устойчив в эмоциях, подчиняется правилам и нормам;

4—5 баллов — эмоциональная неустойчивость. Поведение зависит от настроения и психологического состояния. Если ребенок спокоен, то он уравновешен и способен контролировать свои действия. В возбужденном состоянии наоборот неустойчив, может проявлять раздражение, агрессию, вспыльчив и импульсивен;

6 баллов- высокая эмоциональная неустойчивость. Школьник эмоционален, не способен сдерживать эмоции, ему свойственен гнев, обиды, он быстро утомляется. Тип темперамента определяется с помощью круга Айзенка (рисунок 1).

Рисунок 1. - Круг Айзенка

На горизонтальной оси отмечаются баллы, полученные за ответы на вопроса 1-6, на вертикальной оси за ответы на вопросы 7-12. Затем от каждой точки проводиться перпендикуляр до пересечения линий и то, в каком секторе произойдет пересечение, укажет тип темперамента.

Исследование проводилось на учащихся 8 «а» и 8 «г» классов МБОУ СШ № 51 г. Архангельска. Общее количество участников исследования – 52 ученика.

По результатам анкетирования преобладающим типом темперамента является флегматик, меньше по количеству учеников-сангвиников и самый редкий тип- холерик, такой тип темперамента ярко выражен лишь у одного ученика. Подробно количество подростков с определенным типом отражено в диаграмме 1. Из числа опрошенных 50% флегматиков, 27% являются сангвиниками, 2% имеют тип «холерик». Среди учащихся не было выявлено меланхоликов, однако присутствовали подростки со смешанным типом меланхолик-флегматик – 12% и холерик-сангвиник – 10%.

Диаграмма 1- Общие результаты анкетирования

Следующим этапом исследования было выявление уровня конфликтности каждого ученика. Для этого использовался опросник Ольги Львовны Гончаровой. Анкета состоит из 12 вопросов и предполагает ответы «да» или «нет» [8].

Интерпретация:

Положительный ответ оценивается в 1 балл, отрицательный дает 0 баллов. Далее подсчитывается общая сумма баллов на основе которой определяется уровень конфликтности:

9-12 баллов – высокий уровень конфликтности;

5-8 баллов – средний уровень конфликтности;

0-4 баллов – низкий уровень конфликтности.

Выявлено, что высоким уровнем обладает только один ученик. Низкий уровень наблюдает лишь у четырех подростков, большинство же имеет средний уровень конфликтности. При это у трех анкетируемых средний уровень близок к границе с высоким.

Анкетирование в 8 «г» показало, что в классе только четыре ученика с низким уровнем конфликтности. Не было выявлено учащихся с высоким уровнем, однако 3 ученика находится на границе с ним. Все остальные ученики обладают средним уровнем конфликтности. Общие результаты по уровню конфликтности всех участников анкетирования отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2 – Общий уровень конфликтности

По результатам проведенных нами анкетирований  можно сделать вывод, что наибольший процент учащихся имеет средний уровень конфликтности- 87%. Такие подростки не имеют желания вступать в конфликт, они способны держать себя в руках и контролировать эмоции, но при этом они обладают вспыльчивостью.

Низкий уровень конфликтности наблюдается у восьми учеников- 15%. В данном случае школьники избегают столкновений, абсолютно неконфликтны и все стараются решать словами. Для них не характерно проявление агрессивного поведения, они эмоционально устойчивы и не поддаются нападкам конфликтного лица.

Один из 52-ух учащихся обладает высоким уровнем конфликтности. Такой ученик способен на гнев, агрессию, причем преобладает именно физическая агрессия. Подростку с таким уровнем совершенно не составит труда ударить обидчика, оскорбить. Он обладает эмоциональной неустойчивостью, его легко вывести на конфликт, так как он склонен к раздражительности даже по пустякам.

Для того, чтобы определить степень влияния темперамента на уровень конфликтности, мы соотнесли полученные данные каждого ученика. Подробно они указаны в таблице 1.

Таблица 1- Соотношение типа темперамента с уровнем конфликтности

Тип и уровень

высокий

средний

низкий

флегматик

0

21

5

сангвиник

0

12

2

холерик

1

0

0

холерик/сангвиник

0

5

0

меланхолик

0

0

0

меланхолик/флегматик

0

5

1

Исходя из таблицы мы сделали вывод, что холерик действительно предрасположен к проявлению конфликтного поведения. Интересен тот факт, что это ученик набрал максимальное количество баллов по двум опросам, что говорит о яркой выраженности его холеристического типа и действительно высокой предрасположенности к конфликтам.  Среди флегматиков не было выявлено высокого уровня, что также подтверждает гипотезу.

Хоть и флегматики в большей степени уравновешены и сдержаны, они могут быть вспыльчивы, это больше зависит от уровня конфликтности. В целом, по большинству показателей флегматики не конфликтны и способны контролировать свои эмоции. Редко демонстрируют конфликтное поведение.

Что касается сангвиников, среди них также не было конфликтных учащихся. У учеников-сангвиников нет тех, кто находится на грани с высоким уровнем конфликтности, что говорит о не конфликтности данного типа.

Смешанные типы темперамента также не отличились высоким уровнем конфликтности. Несмотря на наличие холеристического типа темперамента, конфликтность опрашиваемых находиться на среднем и близком к низкому уровне. Это обусловлено тем, что эмоционального холерика сдерживает уравновешенный сангвиник. Такое сочетание, конечно, может быть подвержено конфликтам, но в большей степени это зависит от преобладающего типа темперамента. Так например у анкетируемых это сангвиник.

Меланхолик/флегматик также по результатам исследования подтвердил низкую восприимчивость к проявлению конфликтного поведения. Лишь один учащийся близок к высокому уровню конфликтности. Так происходит по причине того, что у него меланхолик является преобладающим типом темперамента, но его сдерживает флегматик. Остальные участники анкетирования имеют средний уровень и не подвержены к конфликтам.

Исходя из общих результатов исследования мы можем сделать вывод о том, что на конфликтное поведение тип темперамента оказывает влияние и зная его можно заранее предпринять действия по недопущению конфликта у младших подростков. Влияние темперамента объясняется тем, что психика подростка находится на начальной стадии формирования и они темперамент у детей более ярко выражен, нежели у взрослых. 

Конфликт неотъемлемая часть нашей жизни. В процессе коммуникации нередко возникают ситуации, когда сталкиваются интересы, происходит недопонимание или мнение собеседника нам не нравиться.

В особенности к конфликтному поведению склонны подростки из-за нецелостности психики и неумения справиться с нагрузкой на нее. Кроме того растущий организм испытывает большой стресс, из-за чего повышается риск проявления конфликтного поведения. Подросток не может контролировать приступы агрессии, свои эмоции. В этот период важно относиться к нему с пониманием, пытаясь сглаживать конфликты, а не обострять их еще больше. Не найдя понимания и поддержки близких, подросток еще больше закрывается в себе и ситуация ухудшается [7][9].

Предупредить конфликт легче, чем разрешить его. Для этого родителям и педагогам нужно обладать знаниями в области конфликтологии, воспринимать подростка как развивающуюся личность, помогать в начинаниях, поддерживать хорошие идеи и направлять. Подростковый возраст является критическим и в нем возникает проблема конфликтного поведения ребенка. Данная проблема несет в себе опасность не только для подростка, но и для окружающих. Поэтому для решения этой проблемы было важно выявить взаимосвязь между типом темперамента и уровнем конфликтности. Знание типа темперамента ребенка даст понимание особенностей его характера и насколько он склонен к конфликтам [7].

В ходе исследования было доказано что зависимость существует. Тип темперамента влияет на конфликтность и дальнейшее проявление конфликтного поведения. Особое внимание стоит уделять холерикам и меланхоликам, там как они отличаются вспыльчивостью и эмоциональностью, бесконтрольным выражением чувств и эмоций, кроме того они являются самыми конфликтными типами.

Таким образом можно сделать вывод, что гипотеза о влиянии типа темперамента на конфликтное поведение младших подростков подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с. URL:https://sdo.mgaps.ru/books/KP1/M11/file/1.pdf

2. Конфликт между личностью и группой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.net/14_26473_konflikt-mezhdu-lichnostyu-i-gruppoy.html

3. Манина Ксения Евгеньевна Особенности конфликтного поведения современных подростков // Акмеология. 2014. №2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-konfliktnogo-povedeniya-sovremennyh-podrostkov 

4. Межличностный конфликт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studbooks.net/1664553/psihologiya/mezhlichnostnyy_konflikt

5. Психологический возраст по Эльконину [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tehcoll.org/doc/sotsial-sluzhba/poleznaya-informatsiya/pedagogam/Психологический%20возраст%20по%20Эльконину.pdf

6. Словарь психолого-педагогических понятий : справочное С 48 пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск: БГТУ, 2007. – 68 с. URL: https://elib.belstu.by/bitstream/123456789/2926/1/kalennikova_slovar-psixologo-pedagogicheskix-ponyatii.pdf

7. Сорокина Е.Г. С654 Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Г. Сорокина. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с. URL:https://soc-education.ru/wp-content/uploads/2017/11/Konflikt-SocRAb-2010.pdf  

8.. Тест «Экспресс-диагностика выявления уровня конфликтности» (автор О.Л. Гончарова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/ekspressdiagnostika_viyavleniya_urovnya_konfliktnosti_205815.html 

9. Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // АНИ: педагогика и психология. 2019. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-konfliktnosti-sovremennyh-podrostkov

Просмотров работы: 61