О специфике подземных музеев мира - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

О специфике подземных музеев мира

Глазачев Я.О. 1, Масленникова С.Ф. 1
1уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подземные музейные комплексы представляют собой уникальные экскурсии, погружающие посетителей в историю и культуру различных регионов. Эти комплексы приглашают исследовать подземные пещеры, тоннели и галереи, где хранятся удивительные произведения искусства и артефакты. Они предлагают возможность увидеть реалистичные реконструкции исторических событий, различные артефакты и произведения искусства, связанные с историей и культурой различных регионов.

Первый в мире подземный музей — Стратака (Канзасский подземный музей соли) — был открыт 1 мая 2007 года в городе Хатчинсон, штат Канзас, США [5]. Музей расположен в шахте Хатчинсон Солт Компани, которая начала функционировать в 1923 году. Он предоставляет возможность спуститься на глубину 650 футов (200 м) под поверхность Земли.

Шахта Hutchinson Salt Company, расположенная на огромном пространстве под землей, занимает около 980 акров (4,0 км2); если последовательно выровнять каждый вырытый участок, камера растянулась бы на 150 миль (240 км). Естественные столбы из твердой каменной соли площадью 40 квадратных футов (12 м) оставлены нетронутыми для поддержки каждого коридора или «комнаты» [5].

Посетители музея ездят на электрических трамваях, которыми управляют доценты, в темном сегменте метро visit underground. У майнеров есть другой вид транспорта — транспортные средства, работающие на биодизельном топливе, или B100, топливе, которое почти на 100% состоит из растительного масла. После того, как железнодорожная система была прекращена, шахтеры переключились на альтернативный способ передвижения по шахте – старые мусорные вагоны. Первоначально эти автомобили были модифицированы для работы на дизельном топливе, но были обновлены для использования биодизельного топлива, поскольку оно не оставляет частиц в воздухе. Шахта Hutchinson Salt Company была первой шахтой в Северной Америке, которая перевела подземные транспортные средства на топливо марки В100 [5].

Сам же музей представляет собой 90-секундную поездку в музей на глубине 650 футов (200 м) ниже Канзасских прерий. Посетители едут в двухэтажном лифте, который вмещает по пятнадцать человек на каждом уровне. Условия под землей очень предсказуемы и постоянны. В шахте естественным образом поддерживается температура 68 градусов при относительной влажности около 45%. Шахтные камеры очень большие, размером от 2500 до 15 000 квадратных футов (1400 м2) с высотой потолков от 11 до 17 футов (5,2 м). С 1954 года каждый, кто спускается в шахту, обязан носить каску и спасательный респиратор, но в использовании респиратора никогда не было необходимости ни посетителю, ни сотруднику. Администрация по безопасности и гигиене труда на шахтах, которая регулярно проверяет все аспекты эксплуатации, считает шахту Хатчинсона одной из самых безопасных в мире [5].

Материал, используемый для большей части музейных полов, очень похож на бетон; но вместо песка с цементом и водой используется соль. Таким образом, он известен как солобетон. Солебетон выщелачивается, выделяя мелкую соляную пыль, до полного отверждения, что занимает примерно один год. Его применение ограничено, поскольку от воды солебетон покрывается пузырями и распадается.

Темная поездка

Экскурсия на трамвае «Темная поездка» - это дополнительная возможность, которая проводит посетителей по лабиринту камер за пределами музейной зоны, чтобы увидеть различные особенности окружающей среды шахты, с короткой паузой, чтобы ощутить ощущение полной темноты. Программа экскурсии включает остановку у соляной кучи за сувениром: наполнение мешка для образцов кристаллами соли.

Галерея добычи полезных ископаемых

Посетители узнают обо всех аспектах современного процесса добычи полезных ископаемых, а также о более ранних процедурах, благодаря этой галерее из трех частей. В зоне подрезки и бурения шахта готовится к первой фазе взрыва. Подрезатель используется для вырезания щели у основания скалы, что делает возможным выпадение соли. На этом этапе в соляной стене просверливается ряд тщательно расположенных отверстий. Следующая колонна галереи горных работ – это зона взрыва, которая иллюстрирует, как заминируемое помещение начинено взрывчаткой. На выставке представлена пороховая бочка. Раньше это была дрель, но под землей ее переделали в пороховую машину и перевозили все инструменты и материалы, необходимые для опустошения помещения, включая взрывчатку и проволоку. Третьим этапом процесса майнинга является зона загрузки. Майнеры использовали Joy Loader, представленный на выставке, с 1940-х до 1983 года, когда железнодорожная система была прекращена. Названный в честь своего производителя, погрузчик Joy повысил эффективность за счет устранения необходимости ручной загрузки вагонов с рудой. Это крупное оборудование, как и многие другие, спускалось в шахту по частям и сваривалось обратно под землей. Как только оборудование оказывается под землей, его обычно оставляют на уже заминированном участке. Шаттл, представленный в этой галерее, также использовался с 1940-х по 1983 год для доставки соли с забоя шахты на станцию погрузки на главной железнодорожной линии. Машина, работающая от удлинителя постоянного тока, позволила сократить трудозатраты и повысить эффективность, поскольку шахтерам больше не приходилось прокладывать рельсы, чтобы доставить соль с места взрыва на основные железнодорожные пути [5].

Помимо самого первого подземного музея в мире, стоит обратить внимание на другие подземные музеи такие, как Балаклавский подземный музейный комплекс.

Балаклавский подземный музейный комплекс (Объект 825 ГТС или К-825) — музей, расположенный на бывшей подземной базе подводных лодок в Балаклаве. Объект 825 ГТС был секретным стратегическим военным объектом СССР времён холодной войны, расположенным в Балаклавской бухте [1].

В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США — наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом [1].

В музее действует экспозиция — «Подводные силы Черноморского флота 1944—1994 гг.» [1]. На базе сохранившихся подземных сооружений организованы экспозиции об истории Военно-Морского Флота, о подводных силах Черноморского флота бывшего СССР, о военных и политических аспектах «холодной войны». Для осмотра открыты зоны вдоль подземного канала, бывшие цеха завода и арсенал. Представлены модели боевых кораблей, образцы техники и вооружения. В одной из штолен находится выставка раритетов Крымской войны 1853-1856 годов.

В 2021 году после реконструкции музей открылся в новом формате. Особая атмосфера уникального противоатомного подземного убежища дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов.

12 ноября 2021 года в подземный канал музейного комплекса «Балаклава» завели подводную лодку С-49 проекта 633РВ. После установки в сухой док она станет частью музейной экспозиции. По словам директора, в планах проводить экскурсии и внутри субмарины, однако подготовка к ним может занять несколько лет [1].

Бункер Сталина (Самара)

«Бункер Сталина» — обиходное (просторечное) наименование оборонительного сооружения (командный пункт-бомбоубежище, бункер) в Самаре, созданного в качестве резервного местонахождения ставки Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами Союза ССР И. В. Сталина [2]. Он построен в 1942 году, на глубине 37 метров, а рассекречен в 1990 году. В бункере организован музей гражданской обороны [2].

Экскурсоводы пригласят туристов спуститься на лифте на 37 метров под землю. Здесь находятся зал заседаний площадью 72 квадратных метра и 36-метровый кабинет вождя. Обстановка комнат напоминает о военном времени: все сделано основательно, без ненужной роскоши. Но в тоже время нет ощущения, что вы находитесь в подземелье. В кабинете генералиссимуса четыре двери: входная, дверь в туалет и две двери-обманки (за ними — бетонная стена). Сделаны они для того, чтобы у человека, живущего в этой комнате, не возникло тягостное ощущение, будто он в каменном мешке [2].

Сейчас в комнатах — музей истории Великой Отечественной войны в Куйбышеве, где хранятся подлинные письма, написанные Сталиным, военные приказы и планы.

Ракетная база Плокштине

Ракетная база Плокштине (лит. Plokštinės raketų bazė) — бывшая подземная ракетная база Советского Союза. Она была построена недалеко от деревни Плокщяй (лит. Plokščiai), на расстоянии 13 километров (8,1 миль) к северу от Плунге, в малонаселенном лесу Плокштине у озера Плателяй, Жемайтия, Литва. Это была первая ракетно-ядерная база Советского Союза, построенная для размещения шахтных баллистических ракет средней дальности Р-12 «Двина» (по классификации НАТО: SS-4 «Сандал») [3].

После обширной реконструкции в 2012 году на территории бывшей базы теперь находится Музей холодной войны, открыв для посетителей один из четырех существующих бункеров. Экспозиции музея включают в себя различные ракеты, их внутренние системы, военное и другое оборудование, использовавшееся Восточным блоком, а также НАТО во время холодной войны [3].

Список литературы

  1. Балаклавский подземный музейный комплекс // Проект Комсомольской правды [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://www.kp.ru/russia/sevastopol/mesta/balaklavskij-podzemnyj-muzejnyj-kompleks/

  1. Музей «Бункер Сталина» в Самаре // Проект Комсомольской правды [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://www.kp.ru/russia/samara/mesta/muzej-bunker-stalina/

  2. Музей «Холодной войны и бывшая база баллистических ракет (ШПУ «Двина»)» в литовской провинции // Livejournal [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://leesider.livejournal.com/100115.html

  3. Не на поверхности: 8 самых интересных подземных пространств нашего мира // dzen; [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://dzen.ru/a/XMLwy0J7PAC-AwkW

  4. Экскурсия по США. Канзас-сити, Соляная шахта Стратака // Livejournal [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://ru-travel.livejournal.com/32167731.htmlНе на поверхности: 8 самых интересных подземных пространств нашего мира // dzen; [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://dzen.ru/a/XMLwy0J7PAC-AwkW

Просмотров работы: 12