Вопрос централизованной обработки персональных данных всегда является актуальными для крупных организаций с дочерними предприятиями, так как от их решения зависят оперативность и безопасность процессов сбора, хранения и предоставления персональных данных.
Централизованная обработка персональных данных — это процесс, при котором все данные, относящиеся к физическим лицам, собираются, хранятся, и обрабатываются в едином контуре, например в единой базе данных или сервере.
Основные характеристики централизованной обработки персональных данных перечислены ниже.
Единая точка хранения: все персональные данные хранятся в одном месте, например, в централизованной системе управления данными.
Единые правила обработки: используются стандартизированные методы обработки и защиты данных, что обеспечивает унифицированный подход.
Управление доступом: обычно доступ к данным строго регламентирован и осуществляется через централизованные системы безопасности.
Повышенная прозрачность: легче отслеживать, кто и как использует данные.
Эффективность: упрощается управление данными и обеспечение их актуальности, поскольку они сосредоточены в одном месте.
Анализ бизнес-процессов обработки персональных данных в крупных компаниях, выявил, что зачастую в крупных организациях персональные данные и принадлежность работников к базам 1С не имеет централизованного хранилища. Персональные данные сотрудников дочерних компаний хранятся разрозненно, на определение принадлежности сотрудника к конкретной базе 1С тратится большое количество рабочего времени специалиста.
Для анализа проблематики процесса предоставления справочной информации о сотрудниках компании используется архитектурный подход на основе единого предоставления архитектурных слоев в нотации ArchiMate.
На рисунке 1 представлена модель архитектуры «как есть» отдела консультирования персонала (ОКП) ПАО «Ростелеком» в контексте предоставление справочной информации о сотрудниках.
Рисунок 1 – Модель архитектуры «как есть» отдела консультирования персонала ПАО «Ростелеком» в контексте предоставление справочной информации о сотрудниках
Процесс предоставления справочной информации по обращению бухгалтерии состоит из следующих подпроцессов (рисунок 1):
получение запросов от бухгалтеров ПАО «Ростелеком»;
поиск базы ЗУП (Зарплата и управление персоналом), содержащую информацию о сотруднике в БД (базе данных) сотрудников в MS Excel;
запуск базы ЗУП;
поиск карточки сотрудника;
формирование документов по запросу бухгалтеров ПАО «Ростелеком».
Согласно архитектуре «как есть» отдела консультирования персонала ПАО «Ростелеком» в контексте предоставление справочной информации о сотрудниках (рисунок 1), бизнес-роль «Отдел консультирования персонала» назначена на выполнение процесса «Предоставление справочной информации о сотрудниках», который в свою очередь реализован подпроцессами «Получение запроса о сотруднике», «Обработка запроса», «Формирование документов по запросу пользователей». Подпроцессами процесса «Обработка запроса» являются «Поиск базы ЗУП», «Запуск базы ЗУП», «Поиск карточки сотрудника». Процесс «Поиск базы ЗУП» имеет доступ к объектам данных «БД сотрудников ДЗО» – файлы Excel, которые содержат списки БД ЗУП всех сотрудников по дочерним организациям.
Анализ исследуемого процесса предоставления справочной информации, выявил, что информация о принадлежности сотрудников к базам 1С не имеет централизованного хранилища, специалисты ОКП хранят данные в Excel. При обработке запроса затрачивается значительный объём времени на поиск карточки нужного сотрудника ДЗО.
«Отдел консультирования персонала» заинтересован в автоматизации процесса предоставления справочной информации, так как постоянный поиск информации о сотрудниках в разрозненных базах Excel и ручной переход в нужную базу ЗУП, приводит к увеличению затрачиваемого времени на обработку запроса и как следствие сокращению количества обрабатываемых запросов.
На рисунке 2 представлена модель архитектуры «как будет» отдела консультирования персонала ПАО «Ростелеком» в контексте предоставление справочной информации о сотрудниках на языке ArchiMate.
Рисунок 2 – Модель архитектуры «как будет» отдела консультирования персонала ПАО «Ростелеком» в контексте предоставление справочной информации о сотрудниках
Согласно архитектуре «Как будет» отдела консультирования персонала ПАО «Ростелеком» в контексте предоставление справочной информации о сотрудниках процесс «Обработка запроса» будет реализован двумя подпроцессами «Поиск сотрудника в базе ОКП» и «Автоматический переход в ЗУП и открытие карточки». Процесс «Предоставление справочной информации о сотрудниках» ранее был реализован поочередным обращением сотрудника к компоненту приложений «БД сотрудников ДЗО», самостоятельный поиск нужной БД, запуск компонента приложений «1С ЗУП» и ручной поиск карточки сотрудника. Рассматривая слой компонентов приложений и сервисов, отметим, что добавился компонент приложений «Сервисная база ОКП» которая, используя сервисы «HTTP сервис передачи данных» и «Сервис синхронизации с документооборотом (ДО)» позволяет сократить количество используемых компонентов приложений.
После автоматизации процесс «Предоставление справочной информации о сотрудниках» будет реализован запуском одного компонента приложений, «Сервисная база ОКП». В сервисной базе реализован централизованный поиск сотрудников ДЗО, автоматический переход в ЗУП и открытие карточки выбранного сотрудника.
Таким образом, представленные архитектуры «как есть» и «как будет» отдела консультирования персонала ПАО «Ростелеком» в контексте предоставление справочной информации о сотрудниках на языке ArchiMate обосновывают актуальность внедрения сервисной базы ОКП.
Список используемых источников
Бурмистров А. Ускорение 1С: многопоточная обработка данных – Проект "Курсы 1С" // Курсы по 1С: Программирование и оптимизация: электр. версия. 2020. URL: https://курсы-по-1с.рф/ — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей;
Моделирование архитектуры предприятия. Обзор языка ArchiMate // Корпоративный менеджмент: сайт. – URL: https://www.cfin.ru/itm/standards/ArchiMate.shtml (дата обращения 07.12.2024)