«Applied Behavior Analysis» (сокращенно – АВА) означает «прикладной анализ поведения». АВА-терапия – это наука, которая изучает особенности поведения людей и предлагает методы формирования и коррекции социально значимого поведения у детей с ОВЗ (особенно – с аутизмом).
Терапевтическая методика основана на простом, но важном принципе: дети с РАС охотно повторяют те действия, которые уже однажды принесли им радость или награду!
С помощью АВА-терапии специалисты управляют поведением детей и вырабатывают у них необходимые бытовые и социальные навыки.
Данная терапия дает положительные результаты при обучении детей с РАС:
-устанавливается зрительный контакт с ребенком
- ребята учатся усидчивости
-осваивают нормы поведения в разных жизненных ситуациях
-лучше воспринимают информацию и выражают свои мысли
Специалисты психологи отметили значительные улучшения после проведения АВА-терапии у детей с нарушениями развития и здоровья, а особенно – у детей-аутистов.
Аутизм не является болезнью, однако дети с таким диагнозом обладают уникальным стилем мышления, а также проявляют определенные отклонения в развитии и поведении. Для того чтобы помочь им адаптироваться к жизни в обществе и создать условия, способствующие их развитию, необходим опытный АВА-педагог, обладающий знаниями и навыками в области специального обучения.
Помочь таким особенным детям развиваться и адаптироваться к окружающему миру и социуму – это важная задача современного общества.
Основные цели АВА-терапии при работе с детьми с РАС:
-смягчить проявления аутистического расстройства
-улучшить коммуникацию и социализацию
-развить и закрепить жизненно важные навыки
-улучшить здоровье
-развить интеллект в соответствии с возрастом
-улучшить речь и когнитивные функции
-выработать усидчивость и работоспособность
Регулярные и эффективные занятие с педагогом по данной методике, позволят ребенку:
-четко выражать свои желания и понимать желания окружающих
-просить взрослых и ровесников о помощи
-играть с другими детьми
-обслуживать себя (самостоятельно посещать туалет, готовить и есть, убирать кровать, выполнять простые бытовые задачи)
-читать, считать и писать
Специалисты, которые проводят данную терапию планируют, подбирают и выстраивают занятия с учетом всех особенностей конкретного ребенка. Для того чтобы дети с расстройством аутистического спектра занимались с удовольствием и радостью, а также достигали отличного результата, уроки разделяются на небольшие блоки, а психологические, воспитательные и образовательные занятия проходят в игровой форме. Со временем все эти блоки соединяются вместе и увеличиваются по времени, чтобы ребята учились усидчивости, с легкостью воспринимали всю информацию и могли переходить к более сложным задачам.
Базовое терапевтическое занятие состоит из трех обязательных блоков:
-стимул (задание или вопрос)
-анализ реакции (поведения) ребенка
-вознаграждение или наказание
Наградой за верный ответ (или действие) могут быть похвала, поощрение, высокая оценка, игрушка или сладость. Процедуру наказания (например, лишение игрушки, игнорирование или строгий выговор) педагоги подбирают, с учетом особенностей ребенка и тех задач, которые нужно решить.
АВА-терапия проходит поэтапно:
В первую очередь проходит консультация с терапевтом-инструктором ABA. специалист знакомится с ребенком и его родителями, которые должны предоставить педагогу все данные о ребенке, рассказать, каких результатов они ждут от данной терапии. А специалист в свою очередь выясняет, поможет ли терапия АВА решить эти задачи.
Также проводиться диагностика и тестирование для оценки личности ребенка.
Специально разработанные серии тестов и вопросов помогут специалисту выяснить данную информацию:
- соответствуют ли интеллектуальные и развивающие показатели ребенка его возрасту
-какое поведение ему характерно
-насколько развиты его социальные и коммуникативные способности
-каковы интересы малыша и что будет его мотивировать
Формирование списка целей
Каждая цель представляет собой план действий по достижению детьми конкретного навыка, который у них отсутствует. Например, если ребенку сложно дождаться поощрения, то формирование умения терпеливо ждать станет одной из поставленных задач. Для каждой цели выбираются стратегии, которые помогут её реализовать. Освоив базовые навыки (например, концентрацию внимания, языковые и двигательные навыки), ребенок сможет развиваться на уровне, соответствующем его возрасту.
Проведение занятий. Начинать и завершать уроки рекомендуется теми действиями, которые вызывают наибольшее увлечение у ребенка. Как только малыш выполняет нужное действие без ошибок и дополнительной помощи, можно переходить к следующему упражнению.
Формы проведения терапии. Занятия в формате АВА-терапии для детей аутистов разрабатываются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, они могут иметь разные формы, но объединяться между собой или дополнять друг друга.
Самые распространенные формы обучения детей с аутизмом следующие:
Метод отдельных блоков (наиболее распространенный формат ABA). Программа обучения детей делится на небольшие блоки, каждый из которых включает:
- инструкцию и подсказки специалиста
- ответы (поведение) ученика
- систему вознаграждения за правильные действия.
Терапевт демонстрирует ребенку, как выполнять необходимые действия. Эти блоки многократно повторяются для лучшего усвоения основного навыка. Например, ребенку ставится задача показать кубик. Специалист помогает направить руку ребенка к кубику, формируя жест указания. Правильный ответ вознаграждается с использованием подсказки. На следующем этапе подсказка убирается, и ученик показывает кубик самостоятельно или с минимальной помощью.
Метод смешанных блоков. Эта техника включает активное чередование изученных блоков с новыми. Дети повторяют материал, добавляя новые элементы. Например, они выделяют не только один кубик, а все кубики одного цвета.
Обучение цепочкой. Этот подход помогает детям с аутизмом осваивать сложные задачи, состоящие из простых шагов. Каждое успешно выполненное действие приближает ребенка к овладению основным навыком. Так детей можно научить простым бытовым умениям (мыть руки перед едой: засучить рукава, включить кран, настроить воду, намылить ладони и тд.)
Естественная среда. Обучение должно проходить в знакомой для ребенка среде. Когда все вокруг привычно, ему легче развивать фантазию, мышление и желание общаться. При заметных успехах занятия могут быть перенесены в новые условия.
Существуют и другие формы обучения детей с РАС:
-серии подсказок
-настольные и подвижные игры
-преодоление полосы препятствий
-танцы и спорт
-творческие занятия
-посещение сенсорной комнаты
Преимущества обучающей программы АВА состоят в том, что дети с аутизмом:
-быстро становятся самостоятельными, применяя полученные навыки в своей среде
-они готовы к обучению в общеобразовательной школе (примерно половина учеников АВА-терапевта могут учиться вместе со здоровыми детьми).
-эффективно осваивают речь
-приобретают интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие навыки при регулярных занятиях
-учатся с учетом своих потребностей, особенностей и нарушений.
Минусом программы может стать отсутствие результата в конкретном случае.
Неэффективность терапии может возникать в следующих случаях:
-если ребенок испытывает страх перед общением с незнакомцами
-если родители и ребенок проявляют незаинтересованность в занятиях и делают длительные перерывы между уроками
-когда аутичный ребенок не воспринимает вознаграждение как положительную мотивацию.
Список используемой литературы
1. Ранний детский аутизм: особенности и коррекция: учебное пособие. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2020. – 83 с.
2. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000 – 304 с.
3. Шрамм Р. Детский аутизм и ААВА: АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. Екатеринбург: Рима Паблишинг, 2013. – 208 с.