Рост и развитие ребенка тесно связан с его окружением. Через взаимодействие с другими людьми дети развивают понимание мира и самих себя. В настоящее время одной из ключевых социальных проблем, касающихся процесса социализации детей, является аутизм. Это группа расстройств, характеризующаяся нарушением социальной активности и способностей к коммуникации. У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) наблюдаются трудности в социальном взаимодействии, проблемы с общением, стереотипное поведение, социальная дезадаптация, а также различные фобии, нарушения сна и питания, аутоагрессия и эхолалии.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что абсолютно все дети, имеющие расстройства аутистического спектра могут учиться. Но для этого необходимо понимать, что их образовательные потребности кардинально отличаются от нормотипичных сверстников. Для их успешного обучения и полноценной жизни в обществе необходимо создание индивидуального маршрута, программы поддержки и обучения, которые составляются согласно индивидуальным особенностям ребенка. Практически невозможно создать единую программу обучения для таких детей, именно поэтому в образовательных организациях имеет место быть индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра.
Успешная коррекционная работа способствует тому, что дети с аутизмом в различной степени способны овладевать более сложными способами взаимодействиями с окружающим миром и людьми. Это проявляется в формировании активной избирательности, целенаправленности поведения, усвоении социальных норм и правил, а также в продвижении речевого и интеллектуального развития. Оказанная вовремя и грамотно организованная психолого-педагогическая помощь помогает поддержать попытки ребёнка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие.
В исследовании, которое было направлено на определение сформированности социальных и коммуникативных навыков ребёнка с РАС, участвовала обучающаяся 3 «Б» класса, Вероника С., ее родители и педагогический персонал. Нами была проведена диагностика по 3 методикам.
Первым этапом исследования проводилось анкетирование родителей для установления того, в каких сферах наблюдаются трудности. Анкетирование проводилось при помощи инструмента – Checklist of Adaptive Living Skills (CALS).
Многие навыки, представленные в данном опроснике оказались несформированными, в силу физиологических, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Наше внимание было обращено на дефицит следующих навыков: социализация (общение), социальное взаимодействие (взаимоотношения с другими), участие в общественной жизни (функционирование в обществе), так как это является основой для формирования ряда других жизненно важных навыков, а также является основным родительским запросом.
Следующим этапом исследования было проведение диагностики для оценки уровня сформированности социальных и коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра – «Адаптированный вариант методики «Оценка социальных и коммуникативных умений для детей с аутизмом» (Хаустов А.В.)». Все полученные данные были обработаны и занесены в таблицу (см. таблицу 1)
Таблица 1
«Оценка социальных и коммуникативных умений для детей с аутизмом» (Хаустов А.В.)»
Показатель |
Балл |
Просит повторить понравившееся действие |
1 |
Просит один из предметов в ситуации выбора |
1 |
Просит поесть/попить |
0 |
Требует предметы/игрушки |
1 |
Требует выполнения любимой деятельности |
1 |
Просит о помощи |
1 |
Дает комментарии в ответ на неожиданное событие |
0 |
Умеет называть различные предметы |
1 |
Умеет называть различных персонажей из книг, мультфильмов |
1 |
Определяет принадлежность собственных вещей (мой) |
1 |
Умеет называть знакомых людей по имени |
1 |
Комментирует действия, сообщает информацию о действиях |
1 |
Описывает местонахождениепредметов, людей |
0 |
Описывает свойства предметов |
0 |
Описывает прошедшие события |
0 |
Описывает будущие события |
0 |
Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени |
0 |
Умеет инициировать диалог используя стандартные фразы |
0 |
Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы |
0 |
Умеет поддержать диалог, делясь информацией с собеседником |
0 |
Умеет поддержать диалог, организованный собеседником |
0 |
Умеет поддержать диалог на определённую тему |
0 |
Умеет поддержать диалог в различных социальных ситуациях |
0 |
Умеет соблюдать правила разговора (смотрит на собеседника, соблюдает дистанцию, слушает) |
0 |
Общий балл |
10 |
По результатам исследования ребёнок набрал в сумме 10 баллов, что свидетельствует о низком уровне сформированности социальных и коммуникативных навыков. Ребенок испытывает трудности в общении и коммуникации. Не всегда реагирует на собственное имя, зрительный контакт не стабильный. Все вышеперечисленные навыки проявляет редко, и только в присутствии родных и знакомых. Диалог построить и поддержать не может. Со сверстниками в активное общение не вступает, предпочитает однотипную, самостоятельную деятельность. Присутствует фрагментарная память. Наблюдается зацикленность в словах и действиях.
Заключительной проводилась методика «Оценка базовых речевых и учебных навыков». Пересмотренная версия (ABLLS-R). Все полученные данные были обработаны и занесены в таблицу. (см. таблицу 2)
Таблица 2
Т аблица мониторинга (ABLLS-R)
После заполнения протокола, нами была составлена таблица общих баллов по каждому навыку. (см. Таблицу 3)
Таблица 3
Общий балл (ABLLS-R)
Навык |
Общий балл |
Сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов |
12 |
Рецептивная речь |
26 |
Вокальная имитация |
20 |
Просьбы |
11 |
Интравербальные реакции |
18 |
Спонтанные вокализации |
12 |
Игра и проведение досуга |
2 |
Социальное взаимодействие |
9 |
Поведение в группе |
1 |
По результатам исследования мы можем заметить низкий уровень сформированности навыков. Наибольшие затруднения ребёнок испытывает в социальном взаимодействии. А именно, во время игры и проведения досуга, в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнку сложно выполнять простые инструкции. С трудом понимается обращённая речь, в основном отказывается от выполнения конкретного задания. Однако, при предъявлении приятного стимула (в нашем случае мозаика), не всегда, но может выполнить задание по инструкции, с постоянной фиксацией внимания. Иногда смотрит на человека, который произносит её имя, но требуется несколько повторений, что внимание было обращено на говорящего. Может воспроизводить некоторые звуки, но без желания, требуется многократное повторение инструкции. С просьбами не обращается, если только дело касается любимого вида деятельности (мозаика). Физические возможности речи имеются, навыки коммуникации, диалога частично сформированы. Ребёнок не использует другие игрушки и предметы, кроме любимых (мозаика). Не проявляет инициативу к взаимодействию со сверстниками, не вступает с ними в диалог. Во время групповой деятельности проявляет нежелательное поведение, требуется постоянное повторение инструкций.
На основании проведённой диагностики, анкетирования родителей, и опроса педагогического персонала, нами были выделены проблемы, требующие решения в ходе дальнейшего исследования.
- Дефицит социальных и коммуникативных навыков;
- Наблюдается эмоциональная неуравновешенность, низкая саморегуляция и контроль из-за низкой концентрации внимания, несформированной речевой регуляции;
- Интерес к деятельности носит в основном поверхностный, слабый характер;
- Недостаточное понимание инструкции, сопровождаемую наглядным показом;
- Неспособность сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы, самостоятельно выполнять задание;
-Снижение произвольной регуляции собственной деятельности, необходимость внешнего контроля, поддержки со стороны взрослого;
- Способность к волевому усилию недостаточная, отсутствие настойчивости при встречающихся трудностях;
- Отсутствие стремления к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми;
- Недостаток инициативы в играх и на занятиях;
- Ограниченное понимание обращённой речи. Понимает обращённую речь на бытовом уровне. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям;
- Наличие трудностей при использовании речи для значимой коммуникации. Активная речь сформирована на уровне фраз и коротких предложений;
- Отмечается наличие речевых штампов, эхолалий;
- Речь малосодержательная, часто не соотносится с выполняемыми действиями;
- Использование как средство общения: крик, тактильные прикосновения.