Тайна о рождении старшего брата Ивана IV - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Тайна о рождении старшего брата Ивана IV

Куянцев А.А. 1
1Сахалинский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение 

История имеет много загадок, которые на протяжении многих лет волнуют историков и исследователей.

Для данной работы я выбрал тему - «Исследование судьбы сына Василия III».

Данное исследование позволяет глубже понять механизмы формирования исторической памяти и роль легенд в культуре и политике. Изучение исторических мифов и легенд, таких как рассказ о сыне Соломонии Сабуровой, открывает новые аспекты восприятия прошлого, демонстрируя, как исторические нарративы влияют на национальное самосознание и политические процессы в различные исторические периоды. Это исследование способствует более точной реконструкции событий прошлого с использованием археологических данных и критического анализа источников.

В работе собран различный материал, позволяющий повысить уровень заинтересованности Историей России.

Актуальность: В XXI веке люди всё меньше интересуются историей своего отечества, которая играет огромную роль в жизни общества. Без знания истории человеку трудно сформировать собственную картину мира, и понять какие события происходят вокруг нас и как на них реагировать. Для развития интереса к изучению истории, нет ничего лучше, чем изучение исторических загадок.

Цель: изучить события рождения старшего брата Ивана IV Грозного таинственного «мальчика» XVI века. Показать, что незамысловатое событие в Российской истории может быть противоречивым. Повысить уровень заинтересованности историей своей страны.

Задачи:

1. Исследовать исторический и культурный контекст, в котором возникла легенда о сыне Соломонии Сабуровой.

2. Проанализировать архивные и археологические данные, связанные с упоминанием сына Соломонии.

  1. Проанализировать фольклорный образ Георгия и сопоставить его с

поведением Ивана IV.

Объект исследования: объектом исследования являются исторические легенды и нарративы Российской империи, связанные с фигурой Соломонии Сабуровой и предполагаемым сыном, в контексте их времени и культуры.

Предмет исследования: легенда о сыне Соломонии Сабуровой, ее исторические и археологические подтверждения или опровержения.

2. Основная часть

В 1570-м г. Иван IV учинил погромы в Новгороде, Торжке и Твери. 25 июля в Москве на «Поганой луже» были казнены несколько сот человек - - государственных чиновников вместе с женами и детишками. В чем кроется первопричина такой жестокости1?

Вернёмся назад. 4 сентября 1505 года, великий князь Василий III женился на Соломонии Юрьевне Сабуровой. Благодаря этому союзу Россия избежала смены правящей династии и смуты. Здесь и берёт своё начало одна из самых драматичных тайн русской истории.

Соломония Юрьевна Сабурова, в постриге известная как София Суздальская, занимает особое место в истории России как первая жена Василия III, великого князя Московского. Ее жизнь и судьба тесно переплетаются с политическими и социальными переменами того времени. Брак Соломонии с Василием III, который продолжался в течение двадцати лет, остался бездетным2. В итоге Соломония была сослана в монастырь – событие, которое интерпретируется как политический шаг Василия III, стремившегося обеспечить наследника из нового брака3. "Святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". Так Князь Курбский называет великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию Суздальскую4.

София Суздальская

Вокруг фигуры Соломонии складывается легенда, согласно которой она, будучи монахиней, тайно родила мальчика. О судьбе предполагаемого сына Соломонии рассказывали по-разному. Некоторые утверждали, что он умер в детском возрасте. Но говорили также, что, опасаясь за жизнь сына, мать спрятала его у надёжных людей, положив в гроб куклу. Судьба этого мальчика, превратившегося в народном сознании в знаменитого разбойника Кудеяра, окутана мистикой и романтикой. Особенно интересен момент, что если бы сын Соломонии действительно существовал, то он бы оказался старшим братом Иоанна Грозного, что делало бы его более законным наследником русского престола. Это обстоятельство вызвало бы немалый интерес со стороны самого Иоанна Грозного, который, согласно легенде, приказал пересмотреть все архивы, связанные с делом Соломонии, в попытке найти подтверждение или опровержение этих слухов.

В 40-х годах XVI века пожилой австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн, отставной дипломат, составил свои «Записки о Московии»5. Переходя к окончанию правления великого князя Василия III, к которому он ездил послом в 1517 и 1526 гг., барон писал: «Во время нашего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать его. К ней были присланы некие лица для расследования истины, но она, говорят, ответила им, что они недостойны даже видеть ребенка; когда же он облечется в свое величие, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва двояко гласит об этом»6.

Сигизмунд фон Герберштейн

История и легенда о Соломонии и ее предполагаемом сыне остаются предметом споров среди историков и культурологов. Рассмотрим аргументы, которые касаются вероятности существования этого сына, а также противопоставлены доказательства, которые ставят под сомнение эту возможность.

1.1 Аргументы вероятности существования сына.

Первый аргумент за рождение ребёнка у Соломонии Сабуровой связан с обычаем великих князей, построить храм или монастырь в честь рождения сына. Это традиция имеет глубокие корни в русской культуре и религии, подчеркивающие важность наследования и продолжения династии. В историческом контексте это являлось неотъемлемым аспектом, служившим основой для укрепления государственности и властных структур.

Действительно, в Воскресенской летописи7 имеется упоминание об этом: в апреле 1527 года у Фроловских ворот Московского Кремля была поставлена церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Здесь находится знаменитая скульптура святого Георгия (работы Ермолина), которая с 1464 года находилась на Фроловской (ныне Спасской) башне Кремля.

Так, в 1531 году Василий III построил церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, которая была посвящена рождению у него сына Ивана в 1530 году, что подтверждает приверженность этому традиционному обряду.

Василий III символизировал религиозную преданность, и обозначил роль рождения наследника как важного государственного события. Значит строительство церкви во имя святого великомученика Георгия Победоносца, также можно рассматривать как потенциальное свидетельство существования сына у Соломонии.

Во-вторых, отцы - Рюриковичи называли своих народившихся детей именами детей, которые умерли в младенчестве. Так, Иван Грозный назвал своего сына Дмитрия (1552–1553г.) в честь пращура – Дмитрия Донского, а когда тот умер, назвал в честь обоих Дмитриев – и Донского, и рано умершего сына – своего другого потомка – царевича Дмитрия Угличского (1582–1591г).

Основываясь на этом материале, мы можем уверенно говорить о том, что сын Василия III и монахини Софии Юрий Васильевич был назван в честь своего двоюродного деда – Юрия Васильевича Молодого. Царевич Юрий прожил недолго, и к 1533 году его уже не было в живых, что позволило Василию III назвать так своего второго сына от Елены Глинской. Тем самым, Юрий Васильевич Молодой (1533–1563г.) получал не только имя Юрия Васильевича Старшего (1526 – ок.1533г.), но и его права на великокняжеский стол. Как видите, генеалогические и ономастические исследования дают нам дополнительные подтверждения на существование сына у Соломонии8.

Заглянем в исторические акты, 7мая 1526 года – Суздальский Покровский монастырь, в котором находилась Соломония, получил в подарок село Павловское Суздальского уезда. А через несколько месяцев после этого, 19 сентября, сама София была пожалована селом: «Се яз князь великий Василий Иванович всеа Русии. Пожаловал есми старицу Софью в Суздале своим селом Вышеславским з деревнями и с починки9…»

Грамота монахини Софии на село Вышеславское

Косвенными свидетельствами в пользу рождения Георгия может служить целый ряд фактов, которые сами по себе могут быть объяснены иначе, но по совокупности своей представляют значительный интерес.Есть свидетельства о поминании князя Юрия Васильевича за упокой. В Кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря10.

Кормовая книга

Посмотрим на запись в другой Кормовой книге – Ростовского Борисоглебского монастыря: «По князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети и обедни служити собором, докуды и монастырь стоит»11. Упоминается «князь Юрий Васильевич». У Василия III от Елены Глинской был сын Юрий, но родился он 30 октября 1533 года, крещен 3 ноября того же года, а умер 24 ноября 1563 года. А в записях упоминаются 1 января и 22 апреля (канун праздника Георгия (Юрия) Победоносца). Есть основания предположить, что это сын Соломонии, родившийся в апреле и скончавшийся в январе. Ещё один аргумент о существовании сына у Соломонии Сабуровой, подтвержденный археологическими находками, имеет значительный вес12 с точки зрения исторической верификации. В ходе археологических работ, проведенных в 1934 году сотрудниками Суздальского музея под руководством А.Д. Варганова, были обнаружены артефакты, которые могли свидетельствовать о наличии детского захоронения возле гробницы преподобной Софии (Соломонии Сабуровой) в Покровском соборе.

Открытие анонимной белокаменной плиты и под ней погребальной колоды, где находились остатки детской рубашки и другие ткани без следов костяков, представляет собой уникальный артефакт, который потенциально может подтверждать существование сына у Соломонии13.

Безымянная плита

Важно добавить, при вскрытии гробницы внутри было обнаружено нечто, похожее на известь. Были предположения о том, что тело мальчика пытались уничтожить. Но это нелогично: если бы оно уничтожалось известью прямо в могиле, вряд ли бы сохранилась рубашка, а если тело изымалось, то какой смысл засыпать уничтоженные останки и/или известь обратно?

Ранее читал, что "известь", это то, что можно обнаружить в каменных зданиях при вскрытии захоронений людей, умерших несколько сотен лет назад: их мышечная ткань превращается в известеподобную субстанцию. Но этими-то вопросами никто не занимался.

Особенно примечательно, что эти текстильные фрагменты датированы XVI веком и характеризуются мужским полом ребенка, что соответствует периоду, когда Соломония могла иметь сына. Также стоит учитывать контекст и местоположение захоронения. Плита, орнамент которой совпадает с надгробной плитой старицы, умершей в 1525 году, указывает на близость захоронения к месту похороненной Соломонии. Это дополнительно подкрепляет версию о существовании ее сына, так как такое расположение захоронения обычно оставалось для ближайших родственников.

А нализ находок в рамках реставрационных работ, проведенных Е.С. Видоновой14 в 1944 году, привел к восстановлению рубашки мальчика в возрасте около 5 лет, знатного происхождения. Из шелковой тафты червчатого цвета, с ластовицами, подкладом и подоплекой синего цвета, украшенной серебряными нашивками и остатками жемчужного шитья по воротовому разрезу, рукавам и подолу, вместе с пояском из шемаханского шелка с пряденым серебром и кисточками на концах.Материал и техника былиуверенно датированы первой половиной XVI века. Эта деталь укрепляет предположение о знатном статусе ребенка, что согласуется с его возможным происхождением от Соломонии, как бывшей жены великого князя.

Чертёж реконструкции рубашки

Реконструированная рубашка

Интерес к захоронению и его вскрытие в советский период также может быть индикатором осознания исторической значимости этого места и персонажей, связанных с ним. Трагическая судьба ребенка, видимо, связанная с его ранней смертью, и последующая заинтересованность в его идентификации подчеркивают особый интерес к истории династии и потомкам.Какой была причина смерти царевича Юрия Васильевича, и куда исчезло его тело, остается загадкой15.

1.2. О фольклорном образе «мальчика»

Отметим и третий аргумент, который связывает сына Соломонии Сабуровой с легендарной фигурой атамана Кудеяра. Он имеет особое значение для изучения истории и русского фольклора. Атаман Кудеяр является одной из знаменитых фигур в русских народных преданиях. Его образ связан с территорией, известной как Дикое поле XVI века, охватывающей значительную часть территории России, от Калужской до Ульяновской области.

Существует шесть легенд16, в которых царевич Юрий, сын Василия III и Соломонии Сабуровой, идентифицируется с атаманом Кудеяром17. Эти предания затрагивают различные регионы и события, начиная от обороны Москвы и заканчивая попытками Ивана Грозного казнить своего брата. Эти рассказы, распространенные в различных регионах, подчеркивают роль Кудеяра как ключевой фигуры в народной памяти, что может указывать на его историческую значимость и возможную связь с династией правителей. Ключевым моментом в анализе этих легенд является популярность фигуры Кудеяра в русском фольклоре, что, могло способствовать созданию мифов или преданий о сыне Соломонии. Эти рассказы не только рассматривают Кудеяра как брата Ивана Грозного, но и включают элементы большой драмы и измены, что типично для народных героических сказаний.

Кроме того, народные предания часто являются отражением реальных исторических событий, адаптированных с течением времени. Таким образом, персонаж Кудеяра мог синтезироваться из различных исторических лиц и событий, а источником для этого синтеза мог стать сын Соломонии, учитывая его знатность и связь с высшими слоями общества. Тем не менее, легенды о Кудеяре достаточно ценные для понимания культурных и социальных процессов в России того времени.

К раевед А. Я. Артынов представляет иную легенду о жизни Царевича, которая существовала в Ростове Великом. Родившись в 1813 г. в селе Угодичи, он застал то время, когда в Ростове сохранялось огромное количество древних рукописей.

А. Артынов нашел немало частных собраний земляков, устные предания, которые в настоящее время уже утрачены. В его руках находился уникальный мусин-пушкинский сборник, в который входило около 120 ростовских преданий, собранных в конце XVII в. Алексеем Богдановичем и Ириной Михайловной Мусиными-Пушкиными. Легенда гласит: «Соломония Сабурова, по Артынову, передала рожденного ею младенца Юрия своему родственнику по линии сестры кн. Сергею Семеновичу Луговскому. Тот воспитал Юрия вместе с собственным сыном Юдой. Перед смертью он втайне открыл Юрию его происхождение, взяв клятву не добиваться престола с оружием в руках. В дальнейшем, во время похода Юрий встретился со своим братом Иваном IV, не сдержался, сказал о своём происхождении и скрылся». Возможно, легенда родилась в среде князей Ростова и была направлена против Ивана Грозного в ответ на его репрессии. Насколько эта легенда правдоподобна, трудно сказать.

1.3 Аргументы против существования сына

Аргументы против существования сына у Соломонии Сабуровой опираются на исследования и археологические данные, которые ставят под сомнение ранее выдвинутые предположения о его наличии.

Первый аргумент основан на данных археологических раскопок, проведенных в 1996 году в Суздальском Покровском монастыре. В рамках этих исследований было установлено, что в месте, где по данным 1934 года А.Д. Варганов предположительно нашел захоронение с рубашечкой, гробницы быть не могло. Согласно акту о раскопках, подписанному, в том числе, старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН С.А. Беляевым, фундамент в данном месте представляет собой единый монолит, сохранившийся в неповрежденном виде, что делает невозможным совершение захоронения. Толщина слоя между плитами пола и фундаментом в самом глубоком его месте не превышает 0,3 метра, что исключает вероятность наличия захоронения. Эти данные противоречат утверждениям о находках Варганова, так как отсутствуют какие-либо физические условия для погребения на упомянутом месте. Современные церковные археологи отвергают саму возможность захоронения мальчика рядом с матерью. Понятно, что она умерла позже, но могилы их, по утверждению Варганова, были рядом.

А рядом с преподобной Софией, по уверению этих археоологов, нет достаточного места - ни в глубину, ни в ширину. На основе этого напрашивается вывод, что Варганов не мог найти эту рубашку рядом с Софией. Кандидат исторических наук Максим Емельянов - Лукьянчиков на это отвечает так: «И я с этим выводом совершенно согласен, что никак не ставит под сомнение сам факт захоронения мальчика! Помимо прочего, я занимаюсь советской историей, и такие "ошибки" в описаниях находок, биографий и прочее (как допустил Варганов) - нередкость. Просто когда соответствующие органы занимались вскрытием мощей, ризниц, изъятием церковных ценностей, ученый либо не мог использовать данные о находках, либо мог искусственно привязать, к другому месту. Я думаю, что рубашка и все сопутствующие элементы в колоде (то есть гробе) были найдены Варгановым не в том месте монастыря, где он это описал».

Вторым аргументом является отсутствие документов и фотографий, связанных с открытием 1934 года. Отсутствие научного протокола вскрытия гробницы и любых других подтверждающих материалов, таких как фотографии или зарисовки, подчеркивает нехватку доказательств и несоблюдение археологами основных научных стандартов. Это вызывает сомнения в достоверности их сообщений о находке.

Третьим аргументом служит письмо директора музея-заповедника, кандидата исторических наук А.И. Аксеновой, адресованное в Суздальский Покровский монастырь (2006г.).

В письме отмечается, что легенда о сыне Соломонии, не подтвержденная документально, остается лишь легендой. Нет неопровержимых данных о существовании ребенка и связи найденных предметов погребения с именем Соломонии.

В совокупности эти данные показывают, что история о сыне Соломонии не находит подтверждения в научных исследованиях и археологических данных, что делает данное предположение маловероятным. Стоит отметить, что подробный анализ вероятности рождения сына у Соломонии Сабуровой после двух десятилетий бесплодного брака с Василием III включает в себя несколько важных аспектов, которые касаются как медицинских, так и социокультурных условий той эпохи18.

Скрытие рождения и воспитания ребенка в условиях женского монастыря представляет собой сложность, противоречащую тогдашним общественным и монашеским установкам. Монастыри того времени были местами строгой дисциплины, испытывающие периодические инспекции со стороны церковных и светских властей. Скрыть рождение и присутствие ребенка в таких условиях было бы крайне сложно, особенно учитывая статус Соломонии как бывшей великокняжеской жены.

Почему Василий III, имея острую потребность в наследнике для укрепления своего правления и династии, мог отказаться от своего желанного сына, если он существовал?

Давайте поразмыслим: Василий III, должен был признать наследника и вернуть жену-монахиню в Москву? Тогда ему необходимо развестись с молодой женой Еленой Глинской. Должен признать сына Юрия от Соломонии Сабуровой? Такое решение внесло бы смуту в великокняжескую семью и навсегда поссорить всех, кто стоял за Еленой Глинской, а значит, была бы заложена «мина замедленного действия».

В тоже время отказ от признания законного наследника мог бы вызвать политические и династические проблемы, учитывая важность наследства в те времена. Также маловероятно, что Василий, стремясь к стабильности и продолжению рода, допустил бы скрытие рождения потомка. Сокрытие мальчика от московской комиссии и других официальных лиц, было бы исключительно сложным процессом. Московская комиссия, занимавшаяся инспекциями монастырей, обладала широкими полномочиями и ресурсами для проведения тщательных проверок, что делает идею успешного долгосрочного скрытия ребенка в монастыре нереалистичной.

3. Заключение

В заключение анализа истории и легенд о сыне Соломонии Сабуровой следует учитывать ряд ключевых аспектов, которые помогают пролить свет на этот вопрос с разных сторон. История Соломонии и предания о ее предполагаемом сыне Георгии, остаются одной из самых интригующих и загадочных страниц в русской истории. Сложность и противоречивость доказательств и предположений делает эту историю предметом не только исторического, но и культурологического интереса. С одной стороны, археологические находки и легенды предоставляют основания для романтических представлений о существовании наследника, скрытого от мира. С другой стороны, отсутствие неопровержимых исторических и археологических доказательств, склоняют к сомнению в правдивости этих рассказов. Таким образом, история Соломонии и ее предполагаемого сына представляет собой сложное переплетение исторических фактов и народных преданий, что делает ее исключительно ценной для понимания культурных и социальных процессов в России того времени. Она также подчеркивает роль личных и политических амбиций в формировании истории и народной памяти, показывая, как исторические события могут быть интерпретированы и использованы различными поколениями для своих целей.

Список литературы:

  1. Емельянов-Лукьянчиков М. Правда об Атамане Кудеяре, или как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/58468.html#_ftnref21 (дата обращения: 13.04.2024).

  2. Одна в двух лицах – преподобная княгиня [Электронный ресурс]. URL: https://rostislava.livejournal.com/17360.html (дата обращения: 13.04.2024).

  3. Соломония Сабурова и легенда о разбойнике Кудеяре [Электронный ресурс]. URL: https://myguidebook.ru/b/book/1227737938/40 (дата обращения: 13.04.2024).

  4. Тайный царевич: был ли у Ивана Грозного старший брат [Электронный ресурс]. URL: https://cyrillitsa.ru/history/168795-taynyy-carevich-byl-li-u-ivana-groznogo.html (дата обращения: 13.04.2024).

  5. Хмыров М.Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательных особ их крови. – СПб, 1870. – 88 с.

  6. Видонова Е.С. Детская одежда начала XVI века // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 36. Л., 1951. С. 68, 68–75, 75.

  7. Полное географическое описание нашего отечества / под ред. В.П. Семенова и под общим руководством П.П. Семенова и В.И. Ламанского. Т. VI. СПб, 1901. С. 410.

  8. Артынов А.Я. История Ростова Великого. 1873 (рукопись). Цит. по: Крупп А.А. К вопросу об историческом прототипе Кудеяре-разбойника // Русский фольклор. Т. XV. Л., 1975. С. 237.

  9. ПСРЛ. Т. 8: Воскресенская летопись. С. 272, 278.

  10. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 87. https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/frametext1.htm

1 https://www.sovsekretno.ru/articles/politika/proklyatie-gosudaryni/

2 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ) Т. 8.

3 Соломония Сабурова и легенда о разбойнике Кудеяре [Электронный ресурс]. URL: https://myguidebook.ru/b/book/1227737938/40 (дата обращения: 13.04.2024).

4https://azbyka.ru/days/sv-sofija-suzdalskaja

5Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 87. https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/frametext1.htm

6 Тайный царевич: был ли у Ивана Грозного старший брат [Электронный ресурс]. URL: https://cyrillitsa.ru/history/168795-taynyy-carevich-byl-li-u-ivana-groznogo.html (дата обращения: 13.04.2024).

7 ПСРЛ. Т. 8: Воскресенская летопись. С. 272, 278.

8ПСРЛ. Т. 8: Воскресенская летопись. С. 272, 278.

9 Акты исторические. Т. 1. С. 192–193.

10 Список Императорской публичной библиотеки, находится в сборнике XVII в.

11 Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII столетиях. Ярославль, 1881. С. 3.

12 Емельянов-Лукьянчиков М. Правда об Атамане Кудеяре, или как Соломония Сабурова спасла Россию от смуты [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/58468.html#_ftnref21 (дата обращения: 13.04.2024).

13 Хмыров М.Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательных особ их крови. – СПб, 1870. – С. 75.

14 Видонова Е.С. Детская одежда начала XVI века // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 36. Л., 1951. С. 68, 68–75, 75.

15 ПСРЛ. Т. 34: Постниковский летописец. М., 1978. С. 15.

16 Полное географическое описание нашего отечества / Под ред. В.П. Семенова и под общим руководством П.П. Семенова и В.И. Ламанского. Т. VI. СПб., 1901. С. 410.

 Артынов А.Я. История Ростова Великого. 1873 (рукопись). Цит. по: Крупп А.А. К вопросу об историческом прототипе Кудеяра-разбойника // Русский фольклор. Т. XV. Л., 1975. С. 237.

 Соловьева Л. Несколько слов о кладах и Кудеяре // Курские губернские ведомости. 1901. № 28.

 Крупп А.А. Предания о времени Ивана Грозного. Предания о Кудеяре // Русский фольклор. Т. XVI. Л., 1976. С. 215.

17Щеглов С.А. Кладовая запись // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Вып. 30. Саратов, 1913. С. 251–252.

18 Одна в двух лицах – преподобная княгиня [Электронный ресурс]. URL: https://rostislava.livejournal.com/17360.html (дата обращения: 13.04.2024).

Просмотров работы: 44