Кадровый дефицит в аудиторской сфере становится все более заметной проблемой, серьезно влияющей на стабильность и развитие рынка аудиторских услуг. Эта ситуация проявляется в недостатке квалифицированных специалистов, что негативно сказывается на качестве и доступности аудиторских проверок. Появление такой проблемы обусловлено рядом следующих факторов: во-первых, молодые специалисты все меньше проявляют интерес к выбору профессии аудитора; во-вторых, опытные аудиторы покидают данную деятельность, что создает серьезный пробел в отрасли.
В последние годы наблюдается заметное снижение интереса молодежи к карьере аудитора, что вызывает обеспокоенность среди профессионального сообщества. Одной из основных причин этого явления является высокая степень сложности сдачи квалификационного экзамена, который устанавливает значительные барьеры для входа в профессию.
С 31 марта 2020 года квалификационный экзамен для аудиторов структурирован в три этапа, каждый из которых имеет свои модули. Первый этап проходит в виде тестирования и включает пять модулей, охватывающих вопросы в областях: бухгалтерского учета, аудиторской деятельности, финансов, налогового и гражданского законодательств. Второй этап заключается в выполнении заданий на компьютере по шести модулям, где проверяются более углубленные знания по различным сферам. И третий этап состоит из единого модуля – решения комплексной задачи, предполагающей системный подход к ситуации и учитывающей как теоретические, так и практические аспекты.
Проанализируем таблицу 1, где отражены результаты прохождения модулей всех этапов квалификационного экзамена в 2024 году [1].
Таблица 1 – Результаты прохождения модулей всех этапов квалификационного экзамена в 2024 г.
1 этап |
|||
Модули |
Явились, чел. |
Сдали, чел |
Процент претендентов |
Основы аудиторской деятельности |
498 |
292 |
58,6 |
Основы бухгалтерского учета |
406 |
220 |
54,2 |
Финансы и финансовый анализ |
449 |
264 |
58,8 |
Основы законодательства РФ |
458 |
214 |
46,8 |
Основы налогового законодательства РФ |
431 |
195 |
45,2 |
2 этап |
|||
Правовое регулирование экономической деятельности |
149 |
58 |
38,9 |
Аудиторская деятельность и профессиональные ценности |
126 |
51 |
40,5 |
Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность |
136 |
48 |
35,3 |
Налоги и налоговое администрирование |
109 |
48 |
44,0 |
Анализ и оценка устойчивости бизнеса |
128 |
80 |
62,5 |
Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль |
132 |
61 |
46,2 |
3 этап |
|||
Комплексная задача |
52 |
37 |
71,2 |
Согласно данным, представленным в таблице, лишь около 50% от общего числа зарегистрированных участников экзамена успешно справились с тестированием и преодолели требования по модулям 1 этапа. Что касается второго этапа, уровень успешности прохождения модулей составляет менее 50%, что указывает на то, что даже половина кандидатов не справляется с предложенными заданиями. В 2024 году квалификационный аттестат аудитора смогли получить лишь 37 человек, из которых 7 прошли первый этап по старым правилам, действовавшим до 31 марта 2020 года. Данный результат подчеркивает высокую степень сложности экзамена, необходимость соответствующей подготовки и значительных временных вложений для его успешного прохождения.
Кроме того, следует отметить, что одной из причин ухода молодых специалистов из сферы аудиторской деятельности является финансовая нагрузка, связанная как с самим экзаменом, так и с курсами подготовки к нему.
Ни для кого не секрет, что от успешной сдачи всех 3 этапов экзамена зависит получение претендентом аттестата аудитора. Отметим, что за прием экзамена с 01.03.2024 года претендующему необходимо заплатить за прохождение каждого модуля 1 этапа – 15 000 руб., за прохождение каждого модуля 2 этапа – 19 500 руб. и за прохождение 3 этапа – 22 000 руб. [1]. В статье «Аудиторы на вес золота», опубликованной Единой Аттестационной комиссией говорится, что «сдать экзамен без подготовки, полагаясь только на опыт работы в аудиторской деятельности, крайне затруднительно» [1]. Поэтому подготовку следует лучше проходить в специализированных образовательных учреждениях, так как они способны обеспечить более глубокое понимание учебного материала и значительно повысить шансы на успешное прохождение всех экзаменов. Однако следует учесть, что такой уровень подготовки влечет за собой дополнительные издержки в виде финансовых затрат.
Еще одной причиной ухода молодых специалистов может послужить длительный процесс становления в профессии аудитора. Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», аудитором может быть признано физическое лицо, прошедшее квалификационную аттестацию и ставшее членом саморегулируемой организации аудиторов [2]. Это означает, что на начальном этапе карьеры молодым специалистам необходимо преодолеть значительные преграды для того, чтобы получить доступ к полноценной профессиональной деятельности. К сожалению, до получения квалификационного аттестата аудитора молодые специалисты не имеют возможности работать в полном объеме, что ограничивает их карьерные перспективы и сужает выбор профессиональных направлений. Нередко это приводит к разочарованию и желанию сменить сферу деятельности на более доступную, где карьерный рост не требует столь длительной и сложной подготовки.
Также ситуация с наличием опытных специалистов в РФ вызывает определенные опасения, с каждым годом на рынке аудиторских услуг наблюдается сокращение числа профессиональных аудиторов. (рис. 1)
Рисунок 1 – Количество аудиторов в Российской Федерации, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности [3].
Из представленного выше рисунка видно, что с периода 2021 – 2024 гг. наблюдается отрицательная тенденция, в результате которой за три года произошло сокращение кадров примерно на 2000 человек. В 2023 году из профессии аудиторов ушло около 800 специалистов.
Представим круговую диаграмму (рис. 2), иллюстрирующую распределение специалистов, ушедших из профессии аудитора [4].
Анализ представленных данных свидетельствует о значительных изменениях в карьерных предпочтениях аудиторов. Из 800 специалистов 80% предпочли перейти в реальный сектор экономики и государственные структуры, где предлагаемый уровень заработной платы может быть вдвое выше, что указывает на их стремление к более высоким доходам и, вероятно, более стабильным условиям труда.
Рисунок 2 – Распределение специалистов, ушедших из профессии аудитора
Еще 10% отказались от аудиторских аттестатов в пользу консалтинговой деятельности, что может свидетельствовать о желании расширить спектр профессиональной деятельности и избавиться от ограничений, ассоциируемых с аудитом. Оставшиеся 10% вышли на пенсию, что может быть индикатором старения кадров в данной профессиональной группе. В совокупности эти данные подчеркивают необходимость пересмотра условий труда и мотивации в аудиторской сфере для более успешного удержания специалистов.
Следует подчеркнуть, что одной из возможных причин ухода некоторых специалистов из аудиторской деятельности может являться усиление конкурентной борьбы в отрасли, в результате которой менее конкурентоспособные сотрудники могут быть вытеснены более сильными и опытными коллегами. Появление дополнительных профессиональных требований, постоянно изменяющееся законодательство, необходимость регулярного повышения своей квалификации и сложность выполнения аудиторских задач, могут поставить отдельных аудиторов в невыгодное положение, вынуждая их искать альтернативные карьерные пути.
На основе вышеизложенного можно сказать, что молодежь проявляет низкий интерес к профессии аудитора, что обусловлено несколькими ключевыми факторами. Во-первых, сложность и высокая стоимость экзаменационных процедур отпугивают потенциальных кандидатов. Во-вторых, карьерный рост в этой области, как правило, требует значительного времени. В-третьих, относительно низкий уровень заработной платы на начальных этапах работы в аудиторской области побуждает молодых специалистов рассматривать альтернативные профессиональные пути. Таким образом, сложившаяся ситуация требует принятия мер, направленных на повышение привлекательности профессии аудитора для молодежи, организации стажировок и реализации других поддерживающих программ, которые помогут начинающим специалистам увидеть реальные карьерные возможности и долгосрочные выгоды при выборе этой профессии.
Список использованных источников
Единая Аттестационная Комиссия: Официальный сайт. – Москва. – URL: https://eak-rus.ru/ (дата обращения: 05.12.2024). – Текст электронный.
Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ : [принят Государственной думой 24.12.2008] : одобрен Советом Федерации 29.12.2008]. – Текст : электронный // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения: 05.12.2024).
Министерство финансов Российской Федерации: Официальный сайт. – Москва. – URL: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 05.12.2024). – Текст электронный.
Пославская Ю.А. Рынок аудита // Газета «Коммерсантъ» №22 от 07.02.2024, стр. 8. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6494435 (дата обращения 05.12.2024).
Николаева, Г. Д. Рынок труда аудиторов / Г. Д. Николаева, О. Н. Тарасенко – Текст электронный // Сборник материалов XXVIII международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 17 мая 2023 года. Том 2. – Москва: Научно-издательский центр "Империя", 2023. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54384314