КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-13 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа над развитием силы у школьников имеет большое значение в их физическом развитии и общем здоровье. В наше время, когда многие дети предпочитают проводить время за компьютерами и гаджетами, физическая активность становится особенно важной. Из – за недостаточно развитых силовых способностей дети неэффективно выполняют такие упражнения, как приседания, отжимания, подтягивания, пресс и другие. Поэтому важно исследовать эффективность подбора средств для развития силовых способностей, чтобы улучшить и разнообразить учебный процесс обучающихся.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий. Это качество важно абсолютно для всех. Сила нам нужна и в повседневной жизни: поднять тяжелые сумки, передвинуть стол и так далее. [5]

По словам С. Б. Тихвинского уровень и темп развития физических качеств в значительной мере определяется целесообразностью использования физических упражнений в процессе классно – урочных занятий в школе.

Предполагается, что использование упражнений, имеющих преимущественную направленность на развитие силовых качеств в виде специальных комплексов, позволяет значительно увеличить интенсивность процесса воспитания физических качеств.

Таким образом, работа над развитием силы у детей 12-13 лет не только актуальна, но и важна имеет множество преимуществ, включая улучшение физической формы, самооценки и общего благополучия. Систематическая тренировка силы поможет детям стать более здоровыми, сильными и активными, что будет полезно как для их физического, так и для психического развития.

Цель: Выявить динамику развития силовых качеств у обучающихся 12 – 13 лет на уроках физической культуры

Задачи:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по проблеме исследования

2. Разработать комплекс упражнений по развитию силовых способностей у обучающихся 12 – 13 лет на уроках физической культуры

3. Определить эффективность комплекса упражнений, как средство развития силы на уроках физической культуры у детей среднего школьного возраста

Методы: Анализ научно – методической литературы, контрольные тестирования, проектирование, метод математической статистики.

Педагогическое исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Котлас (в период с 1.04.24. по 11.05.24). В исследование приняли участие обучающиеся 7-го класса (девочки и мальчики) в количестве 17 человек.

Для того, чтобы выявить влияния комплекса специальных упражнений на развитие силовых качеств у обучающихся мы провели контрольные тестирования вначале и в конце исследования.

В содержание учебных занятий в конце основной части урока был включен комплекс специальных упражнений, направленный на развитие силовых способностей. Комплекс проводился в среднем, размеренном темпе, его интенсивность средняя. [3]

Для определения уровня развития силовых способностей использовались следующие тесты:

- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

- Сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине (1 мин)

- Выпрыгивание из приседа вверх, в течение 20 с (кол-во раз)

- Прыжки на скакалке на двух ногах (взрывная сила)

- Тестирование работоспособности мышц спины, время выполнения 30 секунд.

Для того, чтобы посмотреть и оценить уровень силовых способностей у обучающихся 12 – 13 лет было проведено начальное тестирования.

Таблица 1 Результаты начального тестирования у мальчиков

ФИО

Физическая подготовленность

(тесты)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин)

Выпрыгивание из приседа вверх, в течение 20 с (кол-во раз)

Тестирование работоспособности мышц спины, время выполнения 30 секунд

Прыжки на скакалке на двух ногах (взрывная сила)

1

Сергей Б.

14

39

16

25

95

2

Сергей В.

17

40

18

24

104

3

Матвей В.

23

50

19

27

107

4

Матвей Г.

11

37

17

25

85

5

Захар Г.

8

27

15

20

101

6

Илья Г.

5

30

13

18

79

7

Роман И.

19

49

19

28

97

8

Кирилл К.

15

47

19

22

107

9

Богдан П.

14

44

19

25

89

Среднее арифметическое – Х ср.

14

40,3

17,2

23,7

96

Таблица 2 Результаты начального тестирования у девочек

ФИО

Физическая подготовленность

(тесты)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин)

Выпрыгивание из приседа вверх, в течение 20 с (кол-во раз)

Тестирование работоспособности мышц спины, время выполнения 30 секунд

Прыжки на скакалке на двух ногах (взрывная сила)

1

Аделина Б.

7

32

13

22

100

2

Дарья Б.

9

26

12

23

103

3

Софья Д.

12

45

17

24

116

4

Мария К.

13

39

17

20

105

5

Любовь М.

4

26

12

19

87

6

Виктория П.

2

28

11

18

94

7

Алена С.

9

37

16

24

97

8

Софья Я.

13

46

16

21

120

Среднее арифметическое – Х ср.

8,6

34,8

14,2

21,3

102,7

Исходя из результатов тестирования, можно сказать, что результаты у девочек среднем и ниже среднего уровне. Лучше всего они справились с таким тестом как прыжки на скакалке на двух ногах, а вот затруднения возникли при сгибании и разгибании рук в упоре лежа.

Опираясь на данные Ю. В. Верхошанского был разработан комплекс специальных упражнений, направленный на развитие силовых способностей, который применялся в исследовании. [2]

Комплекс специальных упражнений

1. И. п. лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Оторвать лопатки и коснуться пяток (поочерёдно) (в первую неделю 12 раз по 5 раз на каждую ногу), на второй неделе 16 раз (по 8 раз на каждую ногу, на третьей неделе 20 раз (по 10 раз на каждую ногу), на четвертой неделе 24 раз (по 12 раз на каждую ногу), на пятой неделе 30 раз (по 15 раз на каждую ногу) и на шестой неделе 32 раз (по 16 раз на каждую ногу)

2. Исходное положение то же, руки за головой. Подняться, повернуть туловище в сторону, вернуться в исходное положение и лечь (на первой неделе 12 раз, на второй неделе 15 раз, на третьей неделе 18 раз, на четвертой неделе 20 раза, на пятой неделе 22 раз и на шестой неделе 25 раз).

3. «Ножницы» - И.п. лежа на спине, ноги подняты вверх под углом 45 – 90 градусов, руки на полу вдоль туловища. Попеременно скрещивайте прямые ноги (в первую неделю 10 сек., во вторую неделю 15 сек, в третью неделю 20 сек, в четвертую неделю 20 сек., в пятую неделю 25 сек. И в шестую неделю 25 сек.).

4. Работа ведется в положении классической планки на локтях. Спина удерживается прямой и образует ровную линию с ногами и шеей. Никаких провисов быть не должно. Сначала вытяните правую руку вперед, ненадолго задержите позицию, после чего подведите ее обратно. Далее аналогичная работа делается левой рукой. Не торопитесь, держите средний темп. (На первой неделе по 5 раз на каждую руку, на второй неделе по 7 раз, на третьей неделе по 10 раз, на четвертой неделе по 12 раз, на пятой неделе по 15 раз и на шестой неделе по 15 раз).

5. И.п – лежа на животе. Поставьте руки на пол на уровне груди. Выпрямите руки, отталкивая верхнюю половину тела от пола. Не забывайте держать ваши бедра в контакте с полом. Медленно согните локти и положите тело на пол (В первую неделю 10 раз, во вторую неделю 12 раз, в третью, четвертую и пятую неделю 15 раз, в шестую неделю 20 раз).

6. И.п – лежа на животе, спина расслаблена и прямая. Подтягивайте колени к груди, пока не почувствуете растяжения в пояснице, не делайте лишних движений. Задержитесь на 3 секунд (На первой неделе 7 раз, на второй неделе 8 раз, на третьей неделе 10 раз, на четвертой неделе 10 раз, на пятой неделе 12 раз, на шестой неделе 15 раз).

7. Планка на предплечьях. И.п – упор на предплечьях. На первой, второй и третьей неделе – 30 секунд, на четвертой, пятой и шестой неделе – 1 минута).

8. «Лодочка» - И.п. лежа на животе, руки вытянуты вперед, прямые ноги расставлены чуть в стороны. Одновременно поднимите ноги и руки и задержитесь на несколько секунд, затем медленно опуститься в и.п. (На первой неделе 8 раз, на второй неделе 10 раз, на третьей неделе 12 раз, на четвертой недели 15 раз, на пятой неделе 18 раз, на шестой неделе 20 раз).

9. Выпад - И. п. - выпад вперед, другая немного согнута. После 3-4 пружинистых покачиваний менять положение ног прыжком. Повторить 6-8 раз в среднем темпе. При выполнении упражнения туловище прямое, руки держать произвольно.

10. И.п. основная стойка. Выполнить упор присев – упор лежа – упор присев – выпрыгнуть вверх. (бёрпи) (На первой неделе 5 раз, на второй неделе 7 раз, на третьей неделе 10 раз, на четвертой неделе 12 раз, на пятой неделе 15 раз, на шестой неделе 15 раз).

11. Встаньте с партнером друг к другу спиной, возьмитесь за руки и сделайте глубокий присед. Вернитесь в и. п. (На первой неделе 5 раз, на второй неделе 7 раз, на третьей неделе 8 раз, на четвертой неделе 10 раз, на пятой неделе 10 раз, на шестой неделе 12 раз).

12. Стоя боком к партнеру, поднимите прямую ногу в бок, не слишком высоко. Попросите партнера обхватить вашу ногу в области лодыжки. Выполняйте прыжки на одной ноге (В первую неделю 7 раз на каждой ноге, затем поменяться с партнером, во вторую неделю 10 раз, в третью неделю 12 раз, в четвертую неделю 15 раз, в пятую неделю 20 раз, в шестую неделю 25 раз).

13. Ходьба на руках из упора лежа, ноги поддерживает партнер (одну прямую, затем меняются)

14. Лягушка (одна прямая)

Вся собранная информация была подвергнута математической обработке. Полученные данные представлены в виде диаграмм. По каждому тесту высчитывалось среднее арифметическое. Результаты получились следующие:

Рисунок 1 Оценка результатов теста сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Рисунок 2 Оценка результатов теста сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине (за 1 мин)

Рисунок 3 Оценка результатов теста выпрыгивание из приседа вверх, в течение 20 с (кол-во раз)

Рисунок 4 Оценка результатов теста работоспособности мышц спины, время выполнения 30 секунд

Рисунок 6 Оценка результатов теста прыжки на скакалке на двух ногах

Подводя итог всех результатов тестирования можно сказать, что ребята повысили свои силовые показатели по многим тестам, это говорит о том, что разработанный комплекс специальных упражнений помог обучающимся 12-13 лет повысить силовые качества. Незначительное повышение силовых способностей в некоторых контрольных тестах связано с количеством времени, отведенное на исследования, с посещаемостью детей (недостаток тренировок), с уровнем мотивации, а также индивидуальными особенностями. Недостаток роста показателей силы у девочек 12-13 лет может быть обусловлен различными физиологическими, психологическими и тренировочными факторами.

Начальное тестирование выявило, что у обучающихся 12 – 13 лет средний и ниже среднего уровень силовых способностей. Проведенное исследование с применением комплекса специальных упражнений, показало благоприятное влияние на развитие силовых качеств на уроках физической культуры у обучающихся 12 – 13 лет. Оценили положительную динамику развития силовых качеств на основе контрольного тестирования.

Специальные упражнения являются одним из основных условий при достижении высоких результатов в развитии силовых качеств, обучающихся среднего школьного возраста.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алхасов, Д. С. Теория и история физической культуры и спорта: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. С. Алхасов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 216 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15307-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539729

  2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовке в спорте: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/doc6563074_375509657?hash=1XKKLY53BiQmTbVszQ2I9qiuOqYiKiU06iDPfHBP364&dl=ZkQrCtev3DaVZL2DNwfkxLO9hwCZLXdL6E0kZ1AUkgo

  3. Георгиева М.П., Шуткин С.Н., Ипполитов В.В. Упражнения для развития силы // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2017. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uprazhneniya-dlya-razvitiya-sily

  4. Григорьева Екатерина Николаевна, Махов Станислав Юрьевич Особенности развития силы и скоростно-силовых качеств в молодом возрасте // Наука-2020. 2019. №1-1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sily-i-skorostno-silovyh-kachestv-v-molodom-vozraste

  5. Казакбаев Б.М., Казакбаев А.М., Аллаяров И.К. Сила как физическое качество спортсменов // Экономика и социум. 2022. №6-2 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sila-kak-fizicheskoe-kachestvo-sportsmenov

  6. Сила как физическое качество: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2997357/page:8/

Просмотров работы: 93