Особенности управления оборотными активами автомобильного дилерского центра - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Особенности управления оборотными активами автомобильного дилерского центра

Семистрок О.В. 1
1Новороссийский филиал Финуниверситета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Особенности управления оборотными активами автомобильного дилерского центра

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные понятия, связанные с оборотными активами организаций. Приведен цикл движения оборотного капитала на примере автомобильного центра. Выявлены особенности и предложены меры по оптимизации управления оборотными активами автомобильного дилерского центра.

Ключевые слова: активы, оборотные активы, управление активами, автомобильный центр, оборотный капитал

Каждая компания в современных условиях ориентирована на достижение наибольшей стабильности своей деятельности. В свою очередь, на стабильность и эффективность деятельности организации существенное влияние оказывает достижение оптимальной обеспеченности оборотными активами.

Исключением не являются и автомобильные дилерские центры, деятельность которых в условиях рыночной экономики подвержена постоянным изменениям. Для того, чтобы соответствовать условиям конкуренции, они должны уметь одновременно учитывать множество факторов, гибко подстраиваться под требования потребителей и эффективно управлять активами, что позволит им достичь долгосрочного успеха.

По данным аналитического агентства «Автостат», в России действует более 4 тысяч автомобильных дилерских центров (состояние на октябрь 2024 года)1. Это наибольшее количество дилерских центров, которое было зафиксировано за историю рынка страны. Таким образом, наблюдается рост и развитие данной сферы, в связи с чем возрастает актуальность изучения ее специфики. Одновременно, согласно статистическим данным, доля оборотных активов в общем объеме активов автомобильных дилерских центров занимает около 80-90%, а наибольшую часть в оборотных активах имеют запасы (порядка 80-85%), что также подтверждает актуальность темы исследования.

Для выявления особенностей управления активами автомобильного дилерского центра, следует выделить их сущность. Под оборотными активами понимают сумму текущих активов организации в денежном выражении, которые используются для реализации производственного процесса и дальнейшей продажи товаров или услуг. Безусловно, оборотные активы входят в состав имущества организации. Как можно выделить из определения оборотных активов, их основной функцией является обеспечение бесперебойного производственного процесса, путем определения оптимальной потребности в запасах, сырье, материалах и др.

Цикл движения оборотного капитала состоит из определенных фаз. Рассмотрим его на примере автомобильного дилерского центра, а именно на основе процесса продажи автомобиля:

1. Первая фаза

В рамках первой фазы процесса движения оборотного капитала происходит приобретение запасов, в нашем случае – автомобилей у дистрибьютора (официального представителя производителя, который осуществляет распределение товара) за счет краткосрочных финансовых вложений или денежных средств. Безусловно, дилерский центр предварительно определяет количество и модель требуемых автомобилей исходя из совокупности факторов. Как правило, именно запасы преобладают в структуре оборотных средств дилерских центров, а основная цель управления запасами в данном случае – достичь максимальной прибыли при наименьших затратах ресурсов.

2. Вторая фаза

Следующая фаза подразумевает преобразование запасов в готовый товар, в нашем случае – происходит предпродажное обслуживание каждого автомобиля.

3. Третья фаза

Завершающая фаза процесса движения оборотного капитала включает продажу готового товара клиенту, и, пока не поступит оплата, выступает в виде дебиторской задолженности. Так, после полной оплаты автомобиля клиентом, дебиторская задолженность преобразуется обратно в денежные средства, после чего цикл возобновляется.

Одновременно, важно учитывать специфику деятельности автомобильного дилерского центра, а именно потребность в квалифицированных сотрудниках, содержание торговых помещений и осуществление продаж в соответствии с правилами, необходимость разработки эффективной рекламной политики и применения методов развития и расширения бизнеса, важность мониторинга и учета актуальной ситуации на рынке и др. Безусловно, все перечисленное влияет на управление оборотными активами, полный оборот всей совокупности которых выступает в виде операционного цикла.

В свою очередь, в финансовом цикле, который входит в операционный, участвуют только собственные оборотные активы дилерского центра. От продолжительности финансового цикла зависит эффективность деятельности компании в целом, в связи с чем, для ее снижения дилерскому центру можно использовать следующие варианты:

1. Оптимизация величины запасов, в связи с чем будет снижена продолжительность их оборота.

2. Принятие мер для увеличения длительности оборота кредиторской задолженности.

3. Снижение длительности оборота дебиторской задолженности.

Более подробно остановимся на первом предложении, поскольку оно более актуально для дилерских центров в современных условиях. «Наиболее популярным методом оптимизации системы управления оборотными активами в наши дни является система оптимизации уровня запасов автотранспортного предприятия. В предприятия данной области народного хозяйства управление запасами, бесспорно, является весьма сложной и неоднозначной задачей, обусловленной необходимостью обеспечивать бесперебойный процесс перевозок при стремлении к значительной минимизации издержек в процессе хранения запасов. Методы оптимизации уровня запасов включают в себя использование математических моделей и статистических методов для прогнозирования спроса, определения оптимальных запасов и оптимальных заказов»2. Представим оптимизацию управления запасами в виде следующих стадий:

1. Проведение исследования эффективности и рациональности использования запасов в предыдущем периоде. В нашем случае, автомобилей, запчастей и др.

2. Проведение группировки запасов по определенным принципам, выявление оптимальной потребности в них.

3. Разработка и внедрение системы контроля за запасами дилерского центра. Такая система может включать следующие элементы: регулярная проверка величины запасов и потребности в них, разработка прогнозных значений продаж на будущие периоды, формирование методов работы с менее популярными товарами, анализ и отчет об эффективности формирования запасов.

Отметим, что управление оборотными активами осуществляется с целью выявления величины и структуры текущих активов, которые требуются для достижения эффективной и бесперебойной работы организации3. Одновременно, для эффективного управления оборотными активами необходимо достичь оптимального соотношения между риском избытка и недостатка таких активов.

Так, в условиях высокой конкуренции, автомобильные дилерские центры стремятся к удовлетворению потребностей покупателей за счет предложения широкого ассортимента автомобилей, что, одновременно, влечет рост запасов и оборотного капитала. В связи с чем, актуальной становится тема достижения оптимального соотношения между необходимым количеством запасов и предложения достаточного количества товаров для выживания в условиях конкуренции. Можно сделать вывод, что эффективное управление оборотными активами автомобильного дилерского центра имеет множество особенностей и одновременно представляет большое значение, поскольку ведет к росту доходов и снижает риск недостатка денежных средств.

Список использованных источников:

1. Большакова, Д. А. Управление оборотными активами при антикризисном управлении / Д. А. Большакова // МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ - современной РОССИИ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 29 ноября 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 78-83.

2. Калитко, С. А. Управление политикой формирования оборотных активов организации / С. А. Калитко, В. А. Шевченко, В. А. Шевченко // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 2. – С. 131-138.

3. Муравьева, А. С. Политика управления оборотными активами предприятия / А. С. Муравьева, В. Ю. Дейч // Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК : Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 90-летию Иркутскому ГАУ, Молодежный, 15–16 февраля 2024 года. – Молодежный: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 2024. – С. 617-622.

4. Узданова, В. С. Методы оптимизации управления оборотными активами автотранспортных компаний / В. С. Узданова // Cognitio Rerum. – 2024. – № 3. – С. 103-108.

5. Официальный сайт аналитического агентства «Автостат» // URL: https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 10.12.2024).

1 Официальный сайт аналитического агентства «Автостат» // URL: https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 10.12.2024).

2 Узданова, В. С. Методы оптимизации управления оборотными активами автотранспортных компаний / В. С. Узданова // Cognitio Rerum. – 2024. – № 3. – С. 103-108.

3 Муравьева, А. С. Политика управления оборотными активами предприятия / А. С. Муравьева, В. Ю. Дейч // Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК : Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, посвященной 90-летию Иркутскому ГАУ, Молодежный, 15–16 февраля 2024 года. – Молодежный: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 2024. – С. 617-622.

Просмотров работы: 15