ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Грошев М.А. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность изучения английского языка обусловлена несколькими причинами:

1. Международный язык общения: английский язык является одним из самых распространенных языков в мире. Он служит средством общения для людей из разных стран, что делает его важным инструментом для путешествий, бизнеса и культурного обмена.

2. Возможность карьерного роста: английский язык часто является обязательным требованием для многих профессий, особенно в международных компаниях. Знание английского может существенно расширить карьерные возможности и увеличить шансы на получение высокооплачиваемой работы.

3. Доступ к информации: большинство научных публикаций, статей и материалов в Интернете написаны на английском. Умение читать и понимать английский позволяет получить доступ к актуальной информации в различных областях.

4. Культура и развлечения: многие фильмы, сериалы, книги и музыка созданы на английском языке. Знание английского языка позволяет лучше понимать культуру англоязычных стран, а также наслаждаться произведениями искусства в оригинале.

5. Научные исследования и образование (самообразования): английский язык играет ключевую роль в международном образовании. Многие университеты предоставляют программы на английском языке, что дает возможность обучаться в лучших учебных заведениях мира.

6. Социальные связи: знание английского языка помогает устанавливать новые знакомства и поддерживать общение с людьми из разных стран, улучшая социальные связи и расширяя круг общения.

7. Совершенствование когнитивных умений: изучение иностранного языка позволит улучшить память, внимание и умение концентрироваться на цели.

Среди общих мотивов к изучению иностранного языка, как у мужчины, так и у женщины, опираясь на научные источники по исследуемой проблематике, можно назвать следующие [2, 3, 5]: образование: многие отечественные учебные заведения за границей требуют знания английского языка, что важно для получения ученой степени или участия в международных программах; путешествия: знание английского языка делает путешествия более комфортными, позволяет общаться с людьми из разных стран и лучше понимать их культуру; доступ к информации: большинство научных публикаций, технической литературы и интернет-контента написаны на английском языке. Владение иностранным языком позволяет получать актуальные знания и быть в курсе последних событий; культура и развлечения: английский язык является языком большинства фильмов, сериалов, музыки и литературы, что позволяет более глубоко понимать и наслаждаться произведениями культуры.

Однако, ряд мотивов исследователями названы как мотивы, больше присущие «покорителям» иностранного языка мужского пола [2, 3, 5]:

- социальный статус - в некоторых кругах владение английским языком может восприниматься как признак образованности и успешности.

- спортивные достижения - для мужчин, увлеченных спортом, знание английского языка может быть полезным для общения с международными командами, участия в соревнованиях и понимания спортивной аналитики.

- мужчины акцентируют внимание на карьерные перспективы и профессиональный рост. Английский язык часто считается международным языком бизнеса. Владение им может открыть новые карьерные возможности, повысить шансы на продвижение по службе и дать доступ к международным проектам.

Специфическими мотивами к изучению иностранного языка у женщин являются [2, 3, 5]:

- личностное развитие - многие женщины видят в изучении иностранного языка возможность самосовершенствования, расширения кругозора и развития интеллектуальных способностей;

- социальные связи - женщины, как правило, больше ориентированы на создание социальных связей и расширение круга общения. Знание иностранного языка может помочь в установлении новых дружеских контактов и знакомствах;

- семейные обстоятельства - у женщин могут быть специфические мотивы, связанные с семьей, например, желание помочь детям в их обучении или возможность общаться с иностранными родственниками.

Большое значение при изучении гендерных особенностей при усвоении иностранного языка в психолого-педагогической литературе отводится психологическим факторам [2, 3, 5]:

- восприятие успеха: женщины более критичны к себе и своим достижениям в изучении иностранного языка, что может приводить к заниженной самооценке и снижению уверенности. Зачастую они успешны в изучении, но подходят к оценке результатов своих достижений с заниженной самооценкой. Женщины, говорящие на английском языке с представителями своего пола, более уверены в себе, нежели разговаривая с представителями противоположного пола. Разговор с представителями одного пола облегчают им решение некоторых психологических проблем. Мужчины выказывают больше уверенности, но также могут столкнутся с проблемами в области социальных взаимодействий. Однако, мужчины, не демонстрировали никакой разницы в эффективности говоря с представителями разных полов.

Значительная роль в повышении мотивации к изучению иностранного языка отводится окружению: женщины зачастую получают больше поддержки от друзей и семьи в процессе обучения, что способствует их успеху; мужчины, в свою очередь, получают поддержку через более конкурентные среды.

По-разному подходят мужчины и женщины к самому процессу изучения иностранного языка и выбору когнитивных стилей [1, 4]. Так, исследования показывают, что мужчины могут быть более аналитически настроены, тогда как женщины склонны к более интуитивному подходу. Это может влиять на стиль обучения и усвоения иностранного языка. Аналогичная ситуация обстоит с выбором методов и методик изучения иностранного языка Женщины чаще выбирают интерактивные методы обучения. Мозг женщины устроен таким образом, что она способна воспринимать и обрабатывать информацию сразу из нескольких источников, выполнять одновременно разные задачи, поэтому они выбирают групповые занятия по изучению иностранного языка и обучение через игру. Анализ научных исследований показал, что женщины часто предпочитают сотрудничество и обсуждение в учебном процессе. Они могут легче справляться с устными заданиями благодаря хорошим коммуникативным знаниям. Мужчины предпочитают концентрироваться на цели, выполнять единовременно что-то одно, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Иными словами, они склонны выбирать более традиционные методы, такие как лекции и индивидуальные занятия. Мужчины нуждаются в результате, общение ради общения может их даже раздражать. Кроме того, мужчины плохо воспринимают намёки, игры слов, особенности интонации.

Женщины обычно выбирают методичный подход с постепенным усложнением материала при сопровождении опытного наставника или преподавателя. Перед тем, как самостоятельно взяться за решение задачи, стремятся глубоко понять механизм действий и потенциальные препятствия. Легко справляются с типичными упражнениями на основе предоставленных шаблонов. Мужчины предпочитают «доходить» до всего самостоятельно (насколько это возможно), выдвигать гипотезы, проявлять сообразительность. Им непонятно, зачем «делать одно и то же» (т.е. решать шаблонные задания), если задача решена, алгоритм понятен.

На лексическом уровне женщины чаще прибегают к использованию аффективной лексики, интенсификаторов, служащих для передачи их эмоционального состояния, чувств и переживаний. кроме того в женской речи прослеживается использование, большого количества вводных слов, определений, а также модальных конструкций, которые выражают различную степень предположительности, неопределённости и эмоциональности. Мужская речь отличается использованием терминологической лексики из различных областей знаний, употреблением множества абстрактных существительных и вводных слов, особенно тех, которые имеют значение констатации, использованием сниженной и бранной лексики.

Опираясь теоретические исследования и собственный практический опыт, в качестве примера приведем случай в школе на уроке английского языка, подтверждающий следование некоторым стереотипам и наличие различий в подходах к изучениюиностранного языка между мужчинами и женщинами. Девушки более осторожны и скрупулёзны в разговоре, потому что стремятся к правильности в речи. Это может быть связано с желанием произвести хорошее впечатление или избежать ошибок. Юноши иногда могут подходить к изучению иностранного языка с более практичной точки зрения, ориентируясь на карьерные возможности и то, как знание английского языка может помочь в будущем. Они более уверены в разговоре, даже если допускают ошибки, поскольку ставят акцент на общении, практике и достижении результата. Интересно, что такие различия могут быть вызваны не только стереотипами, но и социальными ожиданиями, которые влияют на то, как мальчики и девочки воспринимают иностранный язык и применяют его в дальнейшем. Тем не менее, важно помнить, что каждый человек уникален и такие обобщения не всегда верны для всех. Таким образом, изучение иностранного языка остаётся крайне актуальным и важным инструментом в самых различных сферах жизнедеятельности человека. В одних сферах лидируют мужчины, в других – женщины. Всегда важно учитывать тот факт, что каждый человек уникален, и его подход к изучению иностранного языка будет зависеть от множества взаимосвязанных факторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Прогресс, 1980.

  2. Басманова Е.С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса / Е.С. Басмано-ва // Молодой ученый. - 2014. - Ne17 (76). – C. 565-567 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/76/13094/ (дата обращения: 19.10.2020).

  3. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р Усмановой. Минск: Пропилен, 2000. Токарева Е.Н. Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе: На материале современного английского языка: Дис. ... канд. филол. наук: Уфа.: РГБ, 2006.

  4. Боднар А. М. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие] / А. М. Боднар ; М-во образования и науки Российской Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 100 с. Горбунова, М.Ю. Языковое выражение этнической и гендерной предвзятости в английском и русском языках: лингвопрагматический аспект [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.Ю. Горбунова. - Краснодар, 2008. - 22 с.

  5. Дамадаева, А.С. Психологические аспекты изучения гендерных стереотипов (Текст)/ А.С. Дамадаева// Вестник интегративной психологии. Часть IV. – М., 2010. - Вып. 8. - С. 23 - 30.

Просмотров работы: 15