Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева: сокровищница культуры и истории - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева: сокровищница культуры и истории

Семышева Е.С. 1, Масленникова С.Ф. 1
1уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева – это национальный музей Новой Зеландии, расположенный в Веллингтоне. Обычно известный как Те Папа (по-маорийски означает «шкатулка с сокровищами»), он открылся в 1998 году после слияния Национального музея Новой Зеландии и Национальной художественной галереи. Ежегодно ее посещают около 1,5 миллионов человек, что делает ее 26-й по посещаемости художественной галереей в мире. Те Папа придерживается бикультурной философии и делает упор на живые истории, стоящие за его культурными сокровищами [6].

Первоначальный музей, основанный в 1865 году сэром Джеймсом Гектором, назывался Колониальным музеем. Музей был построен на Музейной улице, примерно на месте нынешнего офисного здания Дома обороны [5]. В его коллекциях были разнообразные экспонаты, начиная от научных предметов до произведений искусства. Со временем музей был переименован в Музей Доминиона и получил более широкий профиль. Это послужило основой для создания Национальной Художественной Галереи в том же здании.

Закон о Национальной Художественной Галерее и объединении с Музеем Доминион в 1930 году привел к созданию единого Попечительского Совета. Позднее, в 1934 году, Национальная Художественная Галерея переехала в новое здание и включила в себя коллекцию Новозеландской Академии Изящных Искусств [3].

С 1936 года владение коллекциями начало расти за счет пожертвований и завещаний от различных людей. Вскоре построили новое здание на Бакл-стрит для размещения обеих коллекций, а в 1985 году было добавлено временное выставочное пространство.

Эпоху Д. Гора отметилось приходом в должность секретаря-менеджера и последующим назначением Стюарта Макленнана первым директором Галереи. С того времени на посту директора сменялись Мелвин Дэй, Лейт Биринга и Дженни Харпер.

Основное здание музея Te Papa расположено на Кейбл-стрит в Веллингтоне, строительство которого произошло на земле, принадлежавшей Совету директоров Гавани Веллингтона. Когда-то здесь был пятиэтажный современный отель, который без труда перевезли на 200 метров вниз и через улицу на железнодорожных тележках, перестроив его под отель-музей [6].

Благодаря проекту от Jasmax Architects и строительной компании Fletcher Construction, в 1998 году Te Papa открыл свои двери посетителям. Здание площадью 36 000 квадратных метров стоило 300 миллионов новозеландских долларов. Специальная технология изоляции основания, разработанная в Новой Зеландии, помогла усилить здание от землетрясений [3].

В шестиэтажном здании на Кейбл-стрит можно найти выставки, кафе и сувенирные магазины, посвященные новозеландской культуре, истории и природе. Кроме того, на открытых площадках музея можно увидеть искусственные пещеры, местные кустарники и водно-болотные угодья. Второе здание на Тори-стрит, используемое как научно-исследовательский центр и склад, не открыто для посетителей [1].

Проектирование Te Papa соответствовало бикультурным принципам, вдохновленным Договором Вайтанги, под патронатом Клиффа Уайтинга, совместно с Шерилл Сотеран и Кеном Горби [2].

Историческая коллекция включает в себя множество платьев и текстиля, самые старые из которых датируются шестнадцатым веком. Историческая коллекция, также, включает архив Почты Новой Зеландии, содержащий около 20 000 почтовых марок и связанных с ними предметов, и Тихоокеанскую коллекцию, содержащую около 13 000 исторических и современных предметов с островов Тихого океана. Также, в коллекцию входит выставка посвящённая Первой Отечественной войне.

Имеются значительные коллекции: окаменелостей и археозоологии; гербариев, насчитывающих около 250 000 высушенных образцов; коллекция из примерно 70 000 экземпляров новозеландских птиц; значительные амфибии, рептилии и млекопитающие [6].

В музее хранится самый большой в мире экземпляр редкого колоссального кальмара (Mesonychoteuthis hamiltoni). Он весит 495 килограммов (1091 фунт) и имеет длину 4,2 метра (14 футов). Кальмар прибыл в музей в марте 2007 года после того, как был пойман новозеландскими рыбаками в море Росса у берегов Антарктиды. Коллекции культуры включают коллекции по фотографии, маори таонга (культурные ценности) и культурам тихоокеанского региона.

В музее Новой Зеландии также хранится коллекция Элгара, ценная коллекция английской и французской мебели и картин, самые старые из которых датируются семнадцатым веком. В 1946 году музей Доминиона получил в наследство часть лучшего антиквариата Фернсайд Хоумстед из завещания Эллы Элгар. До 1992 года этот антиквариат выставлялся в старинных залах музея Доминион, а предметы из коллекции Элгара в настоящее время выставлены по всему Те Папе.

Художники, представленные в коллекции и их шедевры. Готфрид Линдауэр (нем. Gottfried Lindauer; 1839, Пильзен, Королевство Богемия, Австрийская империя — 13 июня 1926, Вудвилл, Новая Зеландия) — чешский и новозеландский художник, известный своими изображения маори [1].

Богумил Линдауэр (позже он «переведёт» своё имя на немецкий, чтоб сделать его более литературным) родился в семье садовника-чеха, с детства помогал отцу, а на досуге зарисовывал цветы и деревья, чем смог привлечь внимание к своему художественному таланту.

С 1855 года Линдауэр учился в Академии изящных искусств в Вене, по окончании которой вернулся в Пильзен, где стал быстро стал достаточно успешным художником, расписавшим несколько местных церквей и создавшим портреты нескольких видных жителей города. Однако, проведя в Плезене всего 18 месяцев, Линдауэр на три года уехал в Моравию, а затем, чтобы избежать призыва в австрийскую армию, эмигрировал в Германию (1873), а оттуда — в Новую Зеландию (1874) [1].

Там он, в основном, прославился созданием портретов вождей маори, и картин, изображающих их повседневную жизнь. При среднем уровне художественных достоинств, картины Линдауэра отличались высокой точностью в передачи внешности изображённых, а также их татуировок и одежд. В 1886 году целая серия его картин экспонировалась в Лондоне на «Индийской и Колониальной выставке», причём одна из картин понравилась тогдашнему принцу Уэльскому и была подарена ему.

В 1886-1887 годах Линдауэр, ободрённый успехом своих картин в Лондоне, посетил родной Пильзен, однако затем вернулся в Новую Зеландию, в Веллингтон, где прожил до конца жизни. Там он женился на женщине по имени Ребекка Пэтти, в этом браке родилось двое сыновей. Хотя в начале 20 века творчество Линдауэра постепенно выходило из моды, среди поклонников «высокого искусства», он по-прежнему неплохо зарабатывал, копирую собственные старые полотна: так, портрет маорийской женщины Анны Рупене был копирован им более 30 раз [1].

Линдаэур скончался в Новой Зеландии в 1926 году в глубокой старости. В конце 20 века, на волне интереса к культуре и истории маори, работы Линдаэура, созданные с уважением и вниманием к изображённых, снова стали цениться очень высоко, а в 2023 году одна из его картин была продана на аукционе более чем за один миллион новозеландских долларов.

В городе Вудвилл, где Линдауэр прожил последние годы, сегодня установлен бюст художника. Его имя носит новозеландский бренд игристых вин «Lindauer». Он также является одним из героев романа новозеландской писательницы Паулы Моррис под названием «Рангатира» («Rangatira»).

«Девушка Маори»/ Заказанные портреты давали маори контроль над тем, как они были представлены.

Этот портрет, вероятно, был написан для этой неопознанной девочки или ее ванау (семьи). Портреты маори Готфрида Линдауэра, написанные для Пакеха, обычно украшены традиционными украшениями и одеждой. Но эта элегантная молодая женщина носит прекрасно сшитую европейскую одежду – ее собственный способ самовыражения [4].

Линдауэр написал множество портретов для клиентов-маори с середины 1870-х годов. Для его натурщиков портретная живопись была еще одним способом представить себя, в дополнение к вакайро [резьбе по дереву] и другим видам искусства.

Джон Уэббер

Джон Уэббер (6 октября 1751 – 29 мая 1793) был английским художником, сопровождавшим капитана Кука в его третьей Тихоокеанской экспедиции. Он наиболее известен своими изображениями Австралазии, Гавайев и Аляски [2].

Уэббер родился в Лондоне, получил образование в Берне и изучал живопись в Париже. Его отцом был Абрахам Уэбер, швейцарский скульптор, который переехал в Лондон и сменил фамилию на Уэббер, прежде чем жениться на миссис Мэри Квант в 1744 году.

Уэббер был официальным художником во время третьего путешествия «Дискавери» Джеймса Кука по Тихому океану (1776-1780) на борту HMS Resolution. В Adventure Bay в январе 1777 года он нарисовал «Мужчину с земли Ван Димена» и «Женщину с земли Ван Димена». Он также сделал много рисунков сцен в Новой Зеландии и на островах Южного моря [2]. В этом путешествии, во время которого Кук погиб в драке на Гавайях, Уэббер стал первым европейским художником, установившим контакт с Гавайями, которые тогда назывались Сандвичевыми островами. Он создал множество акварельных пейзажей островов Кауаи и Гавайев, а также изобразил многих гавайцев.

В апреле 1778 года корабли капитана Кука «Резолюция» и «Дискавери» бросили якорь в Шип-Коув, ныне известной как пролив Нутка, остров Ванкувер, Канада, для ремонта. Команда проводила наблюдения и записывала встречи с местными жителями. Уэббер рисовал акварелью пейзажи, в том числе «Разрешение и открытие в Шиповой бухте, 1778» [2]. Его рисунки и живописные полотна были выгравированы для отчета Британского адмиралтейства об экспедиции, который был опубликован в 1784 году.

Вернувшись в Англию в 1780 году, Уэббер выставил около 50 работ на выставках Королевской академии в период с 1784 по 1792 год и был избран членом Королевской академии в 1785 году и Королевской академии наук в 1791 году. Большую часть его работ составляли пейзажи. Иногда рисунки включались, например, в «Вечеринку по отстрелу морских коньков с разрешения Ее Величества», которая была показана в академии в 1784 году, а его «Смерть капитана Кука» стала хорошо известна благодаря гравюре с нее. Другая версия этой картины находится в галерее Уильяма Диксона в Сиднее [2].

«Корабельная бухта, пролив королевы Шарлотты» и «Полинезийская женщина». Ко времени третьего путешествия капитана Джеймса Кука в Тихий океан роль художника на борту считалась решающей для успеха экспедиции. Фотографии из путешествия, которые были распространены, позволили лучше узнать о местах и народах, с которыми сталкивались, чем когда-либо могли бы рассказать одни слова, и способствовали общественной популярности экспедиций. Эти две картины Джона Уэббера «Корабельная бухта, пролив королевы Шарлотты» и «Полинезийская женщина» были написаны по возвращении в Лондон на основе эскизов, сделанных во время путешествия. Обе кажутся идиллическими, но обе доказывают способность искусства скрывать столько же, сколько и открывать.

«Корабельная бухта, пролив королевы Шарлотты»/ Корабельная бухта в проливе Королевы Шарлотты была важным перевалочным пунктом во время путешествий Кука. Когда в феврале 1777 года прибыли «Резолюция» и «Открытие», это был пятый визит Кука. Уэббер представляет сцену дружеского общения: команда деловито разбивает лагерь на берегу, а маори приносят свежую рыбу из моря. Тем не менее, этот визит был сопряжен с напряжением, поскольку во время второго рейса несколько членов экипажа "Адвенчуры" были убиты маори в близлежащей бухте Грасс. Маори, а также команда Кука ожидали, что Кук попытается отомстить за их смерть. Его неспособность сделать это стала поворотным моментом в его отношениях как со своей командой, так и с полинезийцами [2].

«Поэдуа [Poetua], дочь Орео, вождя Улайетеи, одного из островов Общества» или «Полинезийская женщина»

В конце 1777 года, когда Кук стоял на якоре в Раиатеа, двое из его команды дезертировали, предпочтя пышную тропическую природу предстоящему трудному путешествию к Полярному кругу и все более иррациональному поведению их капитана. Чтобы заставить местных жителей помочь вернуть их, Кук временно взял в заложники дочь вождя Орео, Поэтуа, вместе с ее мужем и братом. Уэббер, вероятно, воспользовался этой возможностью, чтобы нарисовать Поэтуа, а позже представил ее в неоклассической позе, задрапированной в ткань тапа и держащей тахири, или мухомор, признак ее высокого статуса. Однако беременная Поэтуа не была окружена пышной листвой своего дома на острове, когда позировала для этого портрета, а скорее находилась под стражей на борту иностранного судна, сопровождаемая плачем и причитаниями местных женщин на берегу [6].

Библиотека Те, она же библиотека Матуа, ранее была общедоступной библиотекой, теперь открыта только для исследователей по предварительной записи с 10 утра до 17 вечера с понедельника по пятницу. Библиотека является крупным исследовательским и справочным ресурсом, особенно сильным в области Новой Зеландии, маори, естественной истории, искусства, фотографии и музееведения. Она расположена на четвертом этаже главного здания [7].

Таким образом, музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева играет важную роль в сохранении и представлении культурного наследия Новой Зеландии и тихоокеанского региона. Он является не только хранилищем исторических артефактов и произведений искусства, но и местом живых встреч, диалога и обучения, что так ценно и актуально в наше время.

Список использованной литературы

  1. Линдауэр, Готфрид //[электронный ресурс];режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Линдауэр,_Готфрид

  2. John Webber // [электронный ресурс];режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/John_Webber

  3. Maori girl | Collections Online – Museum of New Zealand Te Papa Tongarewa //[электронныйресурс];режимдоступа: https://collections.tepapa.govt.nz/object/41935

  4. Our history | Te Papa//[электронный ресурс];режим доступа: https://www.tepapa.govt.nz/about/what-we-do/our-history

  5. Poedua [Poetua], daughter of Oreo, chief of Ulaietea, one of the Society Isles | Collections Online – Museum of New Zealand Te Papa Tongarewa //[электронныйресурс];режимдоступа:https://collections.tepapa.govt.nz/object/1130277

  6. Te Papa [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Te_Papa

  7. Ship Cove, Queen Charlotte Sound | Collections Online – Museum of New Zealand Te Papa Tongarewa//[электронныйресурс];режимдоступа:https://collections.tepapa.govt.nz/object/37149

Просмотров работы: 9