Согласно отечественным и зарубежным авторам, перфекционизм характеризуется нереалистично завышенными идеалами, целями и стандартами, стремлением человека к совершенству. Люди, которым свойственен перфекционизм, предъявляют к себе чрезмерно высокие требования в отношении количества и качества выполняемой работы, чувствуют постоянную неудовлетворенность из-за непомерности поставленных задач и невозможности соответствовать установленному идеалу [1, стр. 20-22]. При этом завышенные стандарты могут иметь свойство затрагивать не только связанные с работой, но и иные сферы жизни человека. Также данные стандарты распространяться как на личность самого перфекциониста, так и на людей, окружающих его. Согласно концепции Д. Бернса, перфекционистам свойственно дихотомическое мышление, существует всего два варианта результата выполненной работы – либо все идеально и соответствует высоким стандартам, либо полный провал [2, стр. 43].
Изначально перфекционизм рассматривался как одномерный конструкт, при котором он выступал в качестве феномена, отражающего стремление человека ставить перед собой труднодостижимые цели и устанавливать нереалистично высокие стандарты. В данной модели был единственный параметр – чрезмерно высокие стандарты личности [3, стр. 53]. Однако в дальнейшем стали формироваться многомерные модели перфекционизма. Одной из таких моделей стала теория перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта, в которой можно выделить три его составляющие:
перфекционизм, ориентированный на себя;
перфекционизм, ориентированный на других;
социально предписанный перфекционизм.
Для перфекционизма, ориентированного на себя, характерно предъявление к себе завышенных и нереалистичных требований, постоянное исследование себя, самокритика, что создает условия, при которых невозможно принятие собственных недостатков и неудач.
Перфекционизм, ориентированный на других выражается в убеждениях относительно способностей других людей, ожиданиях от них. Предполагает нереалистичные стандарты по отношению к другим, чаще всего к людям из близкого окружения, постоянное оценивание других людей и ожидание совершенства от них. Подобные убеждения могут быть причиной частых конфликтов, обвинений в адрес других людей, недостатка доверия и чувства враждебности по отношению к людям.
Социально предписанный перфекционизм отражает потребность соответствовать требованиям других людей. Он проявляется в ощущении того, что другие предъявляют завышенные стандарты, которые, однако, необходимо удовлетворять, чтобы заслужить принятие и одобрение [4, стр. 423-425].
В британской модели перфекционизма Р. Фрост выделяет шесть компонентов в его структуре:
личные стандарты – предъявление к себе завышенных стандартов и чрезмерная важность соответствия данным стандартам;
обеспокоенность относительно ошибок – негативные реакции на совершаемые ошибки в совокупности со склонностью трактовать их как неудачу, за которой несомненно последует потеря уважения от других людей;
неуверенность в действиях – сомнения относительно того, насколько качественно выполнена работа, навязчивые переживания о том, что задуманное сделано недостаточно хорошо;
родительские ожидания – восприятие родителей в качестве людей, предъявляющих завышенные ожидания;
родительская критика – восприятие родителей в качестве чрезмерно критикующих людей;
организованность – стремление к порядку, точности и организации, сосредоточенность на важности и необходимости данного аспекта [5, стр. 7].
Р. Слейни и Д. Джонсон в своей модели перфекционизма выделяют 5 его составляющих:
высокие личные стандарты;
стремление к упорядоченности и организованности;
трудности в межличностных отношениях, а также вероятные трудности при работе с психологом, связанные с идеей, что другой человек должен соответствовать определенным стандартам и быть идеальным, стремлением избежать негативных эмоций и убеждением, что человек должен быть в состоянии самостоятельно справиться со своими проблемами;
тревога, связанная с работой, выполнением заданий и деятельностью в целом;
прокрастинация, связанная со страхом не достигнуть желаемого результата или выполнить работу недостаточно хорошо [6, стр. 31-32].
Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогорова разработали иную модель о структурных компонентах перфекционизма. В данной модели перфекционизм включает в себя:
завышенные стандарты без опоры на реальные возможности человека, стремление добиваться высоких достижений;
чрезмерно завышенные требования по отношению к другим людям, а также завышенные ожидания по отношению к ним;
специфику социальной перцепции, заключающейся в ощущении, что другие ожидают от человека высоких достижений;
ориентацию на высокие стандарты проявления способностей;
дихотомическое мышление, связанное с оцениванием собственных достижений, планирование деятельности по принципу «все или ничего»;
селективный отбор информации о собственных ошибках и неудачах [7, стр. 3].
Таким образом, можно отметить, что изначально существовала лишь одномерная модель перфекционизма, однако в дальнейшем появились и многомерные модели. К многомерным моделям можно отнести модели таких авторов, как П. Хьюитт и Г. Флетт, Р. Фрост, Р. Слейни и Д. Джонсон, Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогорова.
Стоит также подчеркнуть, что помимо общих моделей, существуют различные факторные схемы и модели формирования перфекционизма, в каждой из которых выделяют роль воздействия тех или иных факторов. Одним из таких факторов, формирующим определенную схему формирования обсуждаемого явления, выступает семья. Родители оказывают влияние на появление у ребенка и освоения им определенных стандартов, ценностей, установок, моделей поведения. В случае, если у родителей присутствует ориентация на успех, они могут требовать от ребенка исключительно высоких достижений, а в качестве поощрения за успехи демонстрировать любовь и принятие. Если же ребенок по какой-либо причине не удовлетворяет намеченной планке, то в качестве наказания может выступать лишение родительской любви. В подобной ситуации ребенок стремится не допускать ошибок, чтобы заслужить любовь и одобрение родителей. Данная схема поведения согласуется с такой моделью формирования перфекционизма, как модель социального ожидания, когда ребенок считает, что единственным способом получить принятие, любовь и похвалу от родителей являются высокие достижения. Авторитарный стиль воспитания также может стать предиктором формирования перфекционизма, так как для него характерны жесткие требования, часто отсутствует эмоциональная поддержка, присутствует дисциплинарный режим.
Выделяют несколько факторов становления перфекционизма в детско-родительских отношениях:
чрезмерная родительская критика – ребенок не получает одобрения, поддержки и любви родителей до тех пор, пока не достигнет поставленной цели;
направленные на ребенка родительские ожидания;
отсутствие конкретных моделей поведения со стороны родителей;
родители с высоким уровнем перфекционизма [8, стр. 89].
Последний пункт о родительском перфекционизме соотносится с моделью социального научения, которая предполагает, что дети могут перенимать перфекционизм взрослых посредством наблюдения за ними. Также существует модель социальной реакции, в которой перфекционизм выступает в качестве защитного механизма на неблагополучную семейную атмосферу. Д. Бернс предложил тревожно-депрессивную модель перфекционизма, которая рассматривает его как феномен, формирующийся в случае, если ребенок получает похвалу за успехи, однако при этом чувствует тревогу и разочарование родителей при совершении ошибок [9, стр. 151].
Другим фактором развития перфекционизма, формирующим определенную схему, может являться школа. В школе, как и в семье, ребенок усваивает определенные ценности, стандарты и модели поведения, транслируемые педагогами и сверстниками. Если в школе присутствует высокая конкуренция и необходимость получать только определенные оценки, предъявлять высокие результаты, может развиться перфекционизм. Условия формирования перфекционизма в школе схожи с условиями его формирования внутри семьи. К таким условия исследователи относят:
критика и завышенные ожидания со стороны учителей, сверстников;
отсутствие определенных моделей поведения;
учителя с высоким уровнем перфекционизма.
Социокультурные условия также способны оказать влияние на формирование перфекционизма. Ценности, идеалы, представления социальной среды об успешности, транслируемые в средствах массовой информации образцы идеальных людей – все это, несомненно, играет роль в становлении перфекционизма. В случае, если человек не соответствует установленным стандартам, он лишается удовольствия от процесса деятельности и ориентирован исключительно на достижение поставленных целей. При этом чаще всего стандарты устанавливаются на те параметры, которые реально оценить – достижения в работе и учебе, внешность и т. д [10, стр. 89].
Таким образом, перфекционизм – феномен, связанный с чрезмерно завышенными стандартами, предъявляемыми человеком как к себе, так и к окружающим, и способный распространяться на все сферы жизни человека. При этом можно выделить несколько ключевых моделей и схем развития перфекционизма, в основе которых лежат ряд факторов. К факторам можно отнести семейное воспитание, образование, а также социальную среду.
Типы и виды перфекционизма
Д. Хамачек в своих работах отмечает, что существует два типа поведения перфекционистов – здоровый и невротический. При здоровом перфекционизме человек способен испытывать удовлетворение от собственных достижений, что способствует повышению самооценки. Также он имеет возможность учитывать и собственные ресурсы, и ограничения в процессе выполнения задач, действует, ориентируясь на успех, и может даже испытывать взволнованность и азарт в процессе. Помимо этого, человек со здоровым перфекционизмом легко вовлекается в деятельность, концентрируется на собственных ресурсах и достижении поставленной цели правильным путем, его стандарты могут быть гибкими и меняться в зависимости от ситуации. В случае неуспеха характерны разочарования и новые усилия в работе. Человек с невротическим перфекционизмом напротив никогда не удовлетворен проделанной работой, результат не кажется ему идеальным. При выполнении работы такой человек руководствуется только завышенными требованиями по отношению к себе, действует под влиянием страха провала и зачастую испытывает стыд, вину и тревогу. Он может избегать активностей, демонстрируя напряженное и тревожное отношение к работе, а также концентрируется на собственных недостатках и стремлении избежать ошибок и неудач. Стандарты человека с невротическим перфекционизмом жесткие и завышенные, а в случае неуспеха он сталкивается с сильной самокритикой [11, стр. 28-30]. Таким образом, можно сказать, что человек со здоровым перфекционизмом устанавливает для себя высокие стандарты, однако при этом эти стандарты более или менее реалистичны, он более гибок и адаптивен, чем человек с невротическим перфекционизмом. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что в зависимости от типа поведения, перфекционизм может быть причиной как фрустрации, так и удовлетворенности собственной деятельностью, личностного роста.
Помимо этого, К. Эдкинс и У. Паркер подразделяют перфекционизм на активный и пассивный. Активный перфекционизм проявляется в постановке перед собой досягаемых целей и адекватных реакциями на совершаемые ошибки. Также активный перфекционизм является фактором повышения эффективности деятельности и личностного роста. Пассивный перфекционизм предполагает стремление достигать поставленных целей, реализация которых затормаживается страхом неудачи, в следствие чего положительный результат может быть либо отсрочен, либо вовсе не осуществим. Для пассивного перфекционизма характерна повышенная тревожность, исходя из этого человек с пассивным перфекционизмом постоянно в себе сомневается, что затрудняет выполнение работы, а в случае, если она все же проделана, человек не испытывает чувство удовлетворения в силу присущей ему самокритичности [12, стр. 45].
Исходя из описаний здорового и невротического перфекционизма, а также активного и пассивного, можно выдвинуть предположение о том, что данный феномен имеет как положительные, так и отрицательные аспекты влияния на жизнь человека. К положительным можно отнести адаптивность, повышение эффективности в различных сферах деятельности, личностный рост, повышение самооценки при достижении определенных успехов в выполняемой работе, восприятие собственных неудач в качестве точек роста. Если затрагивать отрицательные аспекты, то можно выделить прокрастинацию, развитие повышенного уровня тревоги, а также ощущение постоянного чувства вины, снижение самооценки, фиксацию на собственных ошибках, а не достижениях. Ясная В. А. и Ениколопов С. Н. отмечают, что перфекционизм может негативно влиять на следующие сферы:
эмоциональное состояние;
продуктивность деятельности;
межличностные взаимоотношения.
Если затрагивать эмоциональное состояние, то перфекционисты действительно испытывают хроническое переживание недовольства собой, тоски, тревоги, вины и стыда. Также перфекционизм может затрагивать и мотивационную сферу. Зачастую перфекционисты выполняют какую-либо работу, руководствуясь желанием получить общественное одобрение и принятие, самоутвердиться при достижении успеха. То есть на самом деле их интересует не сама деятельность, а реакции окружения на эту деятельность. В случае, если по какой-либо причине человек, которому присущ перфекционизм, не получает желаемых реакций, он может потерять интерес к деятельности. И. И. Грачева упоминает, что в основе мотивационной сферы перфекционистов лежит так называемый «конфликт достижения» - мотивы «избегание к неудаче» и «стремление к успеху» могут быть выражены с одинаковой интенсивностью.
Касаемо продуктивности деятельности, отмечают следующие последствия:
перфекционистам присущи стратегии избегания ситуаций, при которых они ожидают от себя соответствия чрезмерно завышенным стандартам – «паралич деятельности», то есть невозможность начать действовать и выполнять какую-либо работу;
прокрастинация – откладывание начала выполнения задания в связи с желанием выполнить его идеально, но при этом и неуверенностью в своих силах;
прерывание деятельности вследствие сомнений относительно качества работы и ее соответствия стандартам;
снижение продуктивности и выгорание из-за установления высоких стандартов относительно количества и качества выполняемой работы, ожидаемых достижений;
тщательная перепроверка собственных действий в ходе работы;
невозможность принимать решения быстро – для перфекционистов характерны длительные размышления перед принятием какого-либо решения.
В сфере межличностных отношений возможны частые конфликты и критика окружающих в связи с завышенными ожиданиями по отношению к другим людям, что подтверждает теория П. Хьюитта и Г. Флетта о перфекционизме, ориентированном на других. Вероятна конкуренция с другими людьми в связи с постоянными сравнениями собственных достижений и достижений других, что может порождать зависть и напряжение в межличностных отношениях.
Существуют подтвержденные эмпирические данные о взаимосвязи перфекционизма и возникновения таких психических и поведенческих расстройств, как аффективные расстройства тревожного и депрессивного спектра, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматическое расстройство и расстройство пищевого поведения [13, стр. 110-111].
А. Б. Холмогорова выделяет следующий вид перфекционизма – физический. Данный вид перфекционизма чаще всего свидетельствует о неудовлетворенности собственной внешностью, это система личностных представлений, установок и ценностей, связанных с внешним видом. Физический перфекционизм проявляется в озабоченности собственной внешностью и стремлении соответствовать существующим стандартам тела. Данный вид перфекционизма может стать предиктором развития нарушения пищевого поведения или даже расстройства пищевого поведения, а также особенно ярко проявляется при данных отклонениях [14, стр. 102].
Таким образом, к типам и видам перфекционизма можно отнести здоровый и невротический перфекционизм, активный и пассивный, а также физический. При этом перфекционизм может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для жизни человека. К положительным последствиям можно отнести адаптивность, повышение эффективности, личностный рост, повышение самооценки. Если рассматривать негативные последствия, перфекционизм влияет на эмоциональное состояние, продуктивность деятельности и межличностные отношения.
Исходя из рассмотренных аспектов изучения вопроса перфекционизма, можно сделать вывод о том, что перфекционизм следует рассматривать в качестве отдельного личностного качества, характеризующегося нереалистично завышенными идеалами, целями и стандартами. Данные качества могут распространяться как на личность самого перфекциониста, так и на окружающих его людей. Они затрагивают все сферы жизни человека. Перфекционистам зачастую свойственна хроническая неудовлетворенность собой и собственными достижениями в связи с отсутствием возможности соответствовать установленным стандартам. В соответствии с аспектами влияния на личность человека, можно выделить такие виды и типы перфекционизма, как здоровый и невротический, активный и пассивный, физический перфекционизм. В дополнении к этому, перфекционизм может иметь как положительное, так и негативное влияние на жизнь человека.
Список литературы:
Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Г. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 20-22.
Кашина О. П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе // Социология и социальная работа. 2010. № 2 (18). С. 43.
Кононенко О. И. Теоретические модели изучения перфекционизма личности в зарубежной психологии // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. №1. С. 53.
Hewitt P., Flett G. Perfectionism and depression: a multidimensional study // Journal of Social Behavior and Personality. 1990. № 5. P. 423-425.
Лукина Н. Б. О целевой направленности и перфекционизме личности // Studia Humanitatis. 2016. № 3. С. 7.
Ясная В. А., Митина О. В., Ениколопов С. Н., Зурабова А. М. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 4. С. 31-32.
Кузнецова Е. В. Психологические причины перфекционизма лиц юношеского возраста // Вестник экспериментального образования. 2021. № 1 (26). С. 3.
Соколович Е. А. Феномен перфекционизма в психологической науке // Право. Экономика. Психология. 2019. №2. С. 89.
Ларских М. В. Лисова И. В. Зависимость перфекционизма подростков от перфекционизма и депрессии матерей // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 151.
Соколович Е. А. Феномен перфекционизма в психологической науке // Право. Экономика. Психология. 2019. №2. С. 89.
Hamachek D. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism // Psychology. 1978. № 15. P. 28-30.
Мартьянова А. А., Шиляева И. Ф. Феномен перфекционизма: понятие и виды // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87-3. С. 45.
Федулеева А. Г. Особенности проявления перфекционизма у лиц с различными соматическими заболеваниями // Вестник Пермского университета. 2013. № 1 (13). С. 110-111.
Холмогорова А. Б., Рахманина А. А. Трехфакторная шкала физического перфекционизма – новый инструмент диагностики патогенных стандартов внешности в современной культуре // Консультативная психология и психотерапия. 2020. № 4 (110). С. 102.