Подростковый возраст – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Объединение подростков в группы – это традиционное явление для детей подросткового возраста. С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема групповой сплоченности.
Сплочённость малых групп представляет собой сложный и многогранный феномен и занимает одно из ведущих мест среди явлений, связанных с групповыми изменениями. Для личности учащегося ученический коллектив – это своеобразная модель общества. Коллектив составляют личности, объединенные общей целью, взаимодействующие между собой. Сплоченный коллектив способен преодолеть множество препятствий и трудностей.
Г.М. Андреева одной из проблем формирования малой группы выделяет именно групповую сплочённость, то есть формирование особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам [1, С. 101]. Правомерно говорить о необходимости достижения сплоченности классного коллектива, т.к. сплоченная группа представляет собой более эффективно работающий единый организм. Достижение сплоченности группы позволяет решать целый ряд проблем обучения и воспитания.
Существует достаточное количество исследований, направленных на изучение условий, способствующих формированию групповой сплоченности. Например, в работе Воронковой А.Д. в качестве условия формирования сплоченности в коллективе выступает совместная коллективная (творческая) деятельность [3]. Исследователей также интересует взаимосвязь групповой сплоченности с другими психологическими феноменами. Так, например, в исследовании Биряльцевой Е.А. изучается взаимосвязь групповой сплоченности и успешности в учебной деятельности [2]. В работе Митиной Г.В., Бессарабовой Е.А. и Валишиной А.М. выявляется взаимосвязь эмоционального интеллекта и групповой сплоченности [4].
Групповая сплоченность – показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Стоит отметить, что сплоченность – это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большой привлекательностью для каждого члена группы. Зачастую, такие негативные личностные черты как агрессивность, конфликтность и т.п. проявляются наиболее ярко и неожиданно именно в подростковом возрасте, в общении со сверстниками в малой группе – классе. Поэтому так важно создание максимально благоприятных условий для формирования сплочённости в подростковой группе.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется высокой потребностью в групповой сплоченности ученического коллектива, с одной стороны, и поиском форм и методов ее эффективного формирования в ученическом коллективе подростков, с другой.
Список литературы:
Андреева, Г.М. Социальная психология: учебное пособие для вузов /Г.М. Андреева. Москва: Аспект Пресс, 2001. – 290 с. – Текст: непосредственный.
Биряльцева, Е.А. Взаимосвязь групповой сплоченности и успешности в учебной деятельности /Е.А.Биряльцева. – Текст: электронный. //Аллея науки. – 2023. Т. 1. № 3 (7). – С. 692-695. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54093616 (дата обращения: 03.12.2024).
Воронкова, А.Д. Совместная коллективная (творческая) деятельность, как условие формирования сплоченности в коллективе /А.Д.Воронкова. – Текст: электронный. //Вопросы педагогики. - 2020. № 1-2. – С. 59-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42325396 (дата обращения: 01.12.2024).
Митина, Г.В., Бессарабова, Е.А., Валишина, А.М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и групповой сплоченности подростков / Г.В. Митина. – Текст : электронный. //Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы. – 2023. Т.3. № 51 (68). – С.20-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54491878 (дата обращения: 02.12.2024).