Образ-Я и самооценка, как основные составляющие сознания человека всегда были в центре изучения ученых на протяжении всей истории психологии и других наук о человеке (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Б.Д. Эльконин, Н.Г. Рубинштейн, Л.В. Бороздина, А.В. Захарова, И.С. Кон, А. Джеймс, Р. Берне) и др.
Понятие образ-Я было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце 19 века. В российской психологии проблемой Образа - Я и близкой научной направленностью занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, А. А. Реан.
Обзор научной литературы позволяет указывать на то, что образ-Я и самооценка представлены как основные компоненты Я-концепции. Если рассматривать образ-Я как когнитивную подструктуру, то самооценка чаще всего соотносится с эмоциональным отношением личности к себе. Исследователи сходятся во мнении о том, что отмеченные категории детерминируют как поведение, так и деятельность, формируя структуру и формы выражения единой системы - Я. Позитивный образ-Я является условием психологического здоровья, а также самореализации личности, обусловливает успешность во всех сферах деятельности [5].
В современной психологии образ-Я рассматривается как один из компонентов в структуре личности, как отношение индивида к самому себе.
Максимально интенсивный и сензитивный период социального развития человека – это дошкольный возраст. В этом возрасте также происходит и становление личности ребенка. Одним из значимых факторов личностного становления дошкольника является его общение со сверстниками. Включаясь в процесс социализации на этапе усвоения норм и правил общения и взаимодействия с другими людьми, дошкольник именно в группе сверстников имеет возможность применять данные нормы поведения по отношению к другим людям, адаптировать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям, возникающим в игровой деятельности.
Положение в группе сверстников демонстрирует степень принятия ребенка сверстниками и существенно отражается на развитии его личности. От принятия или непринятия сверстниками зависит самочувствие дошкольника, его эмоциональное благополучие, либо неблагополучие [2; 3].
А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и многие другие придавали огромное значение общению в развитии человека и рассматривали его как сложный и многогранный процесс [1; 3].
Нечаева В.Г., Белкина В.Н. и другие подчеркивали особую роль группы сверстников в развитии личности ребенка и выделяли ряд специфических функций группы.
Общение со сверстниками способствует и становлению самосознания дошкольника и именно во взаимодействии в группе сверстников раскрывается его собственное "Я". Образ-Я как динамическая составляющая Я-концепции выполняет основные функции: регуляция, адаптация, защита, репрезентация и др., которые личностно-целенаправленно мотивируют и регулируют познание, общение, деятельность, поведение, осуществляет поиск гармонии между отношением личности к себе и к внешнему миру.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется потребностью в формировании самосознания в период дошкольного детства, с одной стороны, и поиском социально-психологических условий эффективного формирования образа-Я в старшем дошкольном возрасте, с другой.
Список литературы:
Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 2013. -209 с. – Текст: непосредственный.
Петринко, Н.А., Седова С.С. Психолого-педагогическая коррекция неконструктивных форм поведения у старших дошкольников /Н.А.Петринко //Материалы III Всероссийской (национальной) педагогической научно-практической конференции. Отв. редактор Г.Е. Муравьёва.– Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. – с.25-30 - Текст: непосредственный.
Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 2010. - 232 с. - Текст: непосредственный.
Смахтина, Т.А. Проблема формирования Я-образа в научно-психологической литературе /Т.А.Смахтина. – Текст: электронный //Новые подходы в медицинском образовании в условиях пандемии. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры психологии и педагогики. Гл. редактор О.А. Башкина. Астрахань, 2022. С. 244-249. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49540910(дата обращения: 28.11.2024).