Волонтерская деятельность как средство социального развития старших дошкольников - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Волонтерская деятельность как средство социального развития старших дошкольников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социализация является одним из важных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения. Сейчас в обществе говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношение к взрослым и своим сверстникам. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешного социального развития дошкольников.

Вопросом социального развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, А.Г. Гогоберидзе, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.И. Божович и др., которые отмечают, что именно дошкольный возраст является основой становления личности ребенка: его нравственных установок и духовных ценностей, самооценки, а также социально–психологических особенностей общения с людьми. Также в своих работах они освещают проблемы социализации, привития детям культурных норм и правил поведения.

Актуальность внедрения волонтерской деятельности в жизнь дошкольников состоит в том, что одной из приоритетных задач в социально – коммуникативной области развития детей, является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В современном обществе, в погоне за материальными благами и пренебрежением друг друга, люди все больше забывают об общечеловеческих духовных ценностях.

Именно для того, чтобы люди уделяли больше внимания данным ценностям и существуют волонтеры.

Волонтёрская деятельность — это широкое понятие, включающее в себя разные формы взаимопомощи и самопомощи, а также гражданское участие. Она осуществляется добровольно и безвозмездно на благо общества.

Значение волонтерской деятельности для старших дошкольников:

1. Социальные навыки: участие в волонтерском движении помогает детям развивать навыки общения, сотрудничества и командной работы. Они учатся взаимодействовать с разными людьми, что способствует формированию социальных связей.

2. Эмпатия и сострадание: волонтерская деятельность способствует развитию эмпатии. Дети учатся понимать чувства других людей, что формирует у них чувство ответственности и заботы о окружающих.

3. Личностное развитие: участие в волонтерском движении помогает детям развивать уверенность в себе, инициативность и креативность. Они учатся принимать решения и нести ответственность за свои действия.

4. Знакомство с социальными проблемами: волонтерство позволяет детям осознать существующие социальные проблемы и важность их решения. Это формирует у них активную гражданскую позицию и желание участвовать в жизни общества.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения – «Мы волонтёры» в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.

При реализации данного движения дети-волонтеры будут задействованы в мероприятиях, направленных на бережное и чуткое отношение к людям, животным, природе.

На начальном этапе реализации волонтерского движения нужно создать условия для проведения волонтерской работы, определить темы, цели и задачи, разработать программу и план мероприятий, придумать эмблему волонтерского движения, провести ряд бесед: «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей», «Что такое добро?», «Где живет доброта?», мотивировать детей на волонтерскую деятельность.

Практическую помощь можно через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало проведение акций: «Покорми птиц зимой», «Озеленим наш детский сад», «Моя любимая семья», «Волонтеры - друзья малышей». Все мероприятия направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание, милосердие к окружающим.

Таким образом, волонтерская деятельность является важным аспектом социального развития старших дошкольников. Она способствует формированию у детей социальных навыков, эмпатии и активной гражданской позиции. В условиях дошкольного и дополнительного образования волонтерство может быть эффективно интегрировано в учебный процесс, что позволит детям не только развиваться, но и вносить свой вклад в общество. Важно, чтобы педагоги и родители поддерживали инициативы детей и помогали им в реализации волонтерских проектов, создавая тем самым условия для их успешного социального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сушкова, И. В. Формирование начал нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста: актуальные вопросы теории и практики : монография / И. В. Сушкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. — 312 с. — ISBN 978-5-00151-190-8. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/263867 (дата обращения: 30.11.2024).

  2. Социализация детей в дошкольном возрасте : учебное пособие для вузов / С. А. Козлова [и др.] ; под научной редакцией С. А. Козловой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17886-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533909 (дата обращения: 03.12.2024).

  3. Маркидонова, А.С. Использование волонтерской деятельности в работе по социализации детей дошкольного возраста / А. С. Маркидонова, В. В. Гордеева // Вестник Пензенского государственного университета. — 2021. — № 4 (36). — С. 33-39. — ISSN 2410-2083. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/341768 (дата обращения: 30.11.2024).

Просмотров работы: 18