ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

Агеева О.Н. 1, Юшманова Е.В. 1, Нейман М.А. 1, Голинская Е.И. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подготовка военных кадров — это ключевой аспект обеспечения безопасности и защиты государства. Исторически этот процесс претерпел значительные изменения, приспосабливаясь к требованиям времени и условиям ведения войны. Процесс развития системы военного образования в России делится на несколько исторических периодов: I период – зарождение военного образования (до 2-й четверти 18 века); II период – становление системы военного образования (1726 - 1860 годы); III период – совершенствование системы военного образования в дореволюционной России (1860 - 1917 годы); IV период – развитие системы подготовки офицерских кадров в Советской России и СССР (1917-1990 годы).

Начальное военное образование берет начало с глубокой древности. Его необходимость вызвана участием особой группы людей (дружинников, дворян) в многочисленных войнах и битвах того времени. Его эволюция тесно связана с целями и задачами государственной политики, развитием экономики, образования и науки и, как следствие, развитием вооруженных сил, вооружения и военной техники[4].

Армии  того  периода  немногочисленные  и  непостоянные (15-50 тысяч в 9-12 веках, 40-200 тысяч в 15-17 веках). На воо­ружении армии преобладает холодное оружие,  с 14 века появляется огнестрельное оружие и артиллерийские орудия. К концу этого пе­риода основную часть вооруженных сил России составляют поместные войска, собираемые в случае необходимости и, как правило, плохо обученные, не организованные, не дисциплинированные.

Начало организованного военного образования в России было положено Петром I, который проводя государственные и военные реформы пер­вый понял, что для нужд Отечества необходимы специалисты в раз­личных отраслях государственного практического знания. Для повышения качества и профессионализма личного состава им введена обязательная,  лич­ная,  пожизненная  служба  дворян   и   рекрутская   повинность  других  сословий. С целью подготовки профессиональных военных кадров для создаваемой армии нового типа и военно-морского флота открывается целый ряд военных школ. В 1698 году были открыты первая артиллерийская (бомбардирская) и пехотная военные школы при Преображенском и Семеновском полках в Москве, мореходная школа в Азове. В 1701 году учреждена Школа математических и навигацких наук, более известная как Навигацкая школа. Северная война 1700-1721 годов показала потребность русской армии в военных специалистах, в связи с чем создаются еще целый ряд специальных средних военно-учебных заведений: артиллерийская (1712)   и   инженерная   (1719)   в   Петербурге;   хирургическая   (1707), инженерная (1712) школы и школа переводчиков (1708) в Москве. Петр I, положив начало системе военного образования в России, разработал и внедрил систему стимулирования потребности в образовании, то есть поставил продвижение по службе в зависи­мость от образования и реальных заслуг офицера, а не от принципа родовитости. Все крупные реформы военного образования проводились в России как составная часть реформы государства. Так было при Петре I, в период милютинских реформ во второй половине XIX столетия, военных реформ 1924 - 1925 гг. и конца 30-х годов ХХ столетия. Развивается сис­тема военного образования. На смену петровским специ­альным школам приходят кадетские корпуса: Сухопутный, позднее 1 Кадетский (1732), Морской (1752), Артиллерийская и инженерная дворянская школа, позднее 2 Кадетский (1758), иностранных единоверцев (1775), 1 Московский (1778), Павловский (1798), Пажеский (1802), Финляндский (1812) и другие. Кадетские корпуса предназначались для подготовки не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений. В развитии этих военно-учебных заведений наметился уклон в сторону их большей кастовой замкнутости по составу воспитанников и универсализма в содержании обучения. Появляются высшие военно-учебные заведения: Медико-хирургическая академия (1798), Николаевская академия Генерального штаба (1832), офицерские классы (с 1855 года академии) Главного инженерного (1819) и Главного артиллерийского (1820) училищ. В академии принимались на основе тщательного конкурсного отбора лучшие из выпускников кадетских корпусов, военных училищ или университетов, прослужившие в войсках, как правило, не менее двух лет. Созданные на базе лучших военных училищ и школ военные  академии  в  короткие сроки стали центрами русской военно-теоретической и военно-инженерной мысли. Елизавета Петровна в 1758 году учреждает Артилле­рийскую и инженерную дворянскую школу. Ека­терина II уже в первый год своего царствования (1762) преобразу­ет  ее  в  Артиллерийский  и  инженерный  шляхетский кадетский корпус и утверждает его устав. Большой вклад в развитие системы военного образования в рассмат­риваемый период внесли Александр I и Николай I, которые не толь­ко значительно увеличили сеть и численность военно-учебных заве­дений, но и создали подчиненную непосредственно императору сис­тему управления ими, внесли существенные коррективы в содержание и организацию учебного процесса кадетских корпусов. До начала XIX века каждое военно-учебное заведение устраивало свою внутреннюю жизнь, систему обучения и воспитания, исходя из личных качеств и педагогических способностей своих директоров. С целью введения  единства в обучении и воспитании,  осуществления  контроля  за деятельностью военно-учебных заведений в 1805 году Александром I учреждается особый «Совет о военно-учебных заведе­ниях». Дальнейшую централизацию управления деятельностью военно-учебных заведений проводит Николай I. Им был создан специальный комитет под председательст­вом министра народного просвещения Л.Шишкова, перед которым была поставлена цель «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Стремясь не допустить про­никновения в военно-учебные заведения того образования и воспи­тания, которые, по мнению правительства, могли вызвать рецидивы 14 декабря 1825 года, их стали превращать в своеобразную школу муштры и дрессировки. Как следствие такой политики резко ухуд­шился состав преподавательского состава (лучшие преподаватели стали уходить в гражданские учебные заведения), на первое место ставилась строевая подготовка, а такие предметы, как тактика, артиллерия, фортификация отошли на задний план. Прогрессивные формы и методы воспитания времен Бецкого, Кутузова стали забы­ваться, а взамен их внедрялись методы принудительного воспитания с применением телесных наказаний. В дореволюционной России в системе военно-учебных заведений особое внимание придавалось централизации управления военным образованием. В начале XIX в. в военном министерстве действовал Штаб, а позднее Главный штаб по управлению военно-учебными заведениями. В 1831 г. было создано Центральное управление, преобразованное в 1863 г. в Главное управление военно-учебных заведений. Ему были подчинены все военно-учебные заведения России и преданы функции Особого совета по их инспектированию. К разработке идеологии, концепции и практики военного образования в ту пору привлекались лучшие умы России, виднейшие государственные и военные деятели. Выпускники военно-учебных заведений того времени являлись стержнем светского общества, военными интеллигентами с широким кругозором и богатым набором духовно-нравственных и военных знаний. В России конца XIX в. - гаранте державной стабильности и мирительнице европейских государств - существовала довольно продуманная система качественного отбора государственной элиты. Кадры русской армии, флота и государственного аппарата пополняли преимущественно идейные и честные люди. Россия имела основание гордиться своим судом, своей наукой, в том числе и военной, своими финансами и искусством. Она имела первоклассную дипломатию, превосходную военную разведку и опытные, преданные своему делу кадры народных учителей. Не скудела кадрами и Академия Генерального штаба. Последовавшие в 1917 г. одна за другой февральская и октябрьская революции (а через 74 года и в 1991 г.) нарушали создавшуюся веками (и десятилетиями) традицию подготовки, выдвижения и расстановки кадров как в гражданских, так и в военном ведомствах. Размышляя сегодня о состоянии в России системы подготовки и выдвижения кадров на руководящие посты в армии и в государстве, в целом полезно прислушаться к мнению известного русского философа И.А.Ильина. Вот что он писал: "Основная задача русского национального спасения и строительства после революции: она будет состоять в выделении кверху лучших людей, людей, преданных России, национально чувствующих, государственно-мыслящих, волевых, идейно творческих, несущих народу не месть, не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения. Если отбор этих новых русских людей удастся и совершится быстро, то Россия восстановится и возродится в течение нескольких лет; если нет - то Россия перейдет из революционных бедствий в период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости" [4]. Мировой опыт последних десятилетий по совершенствованию подготовки высших военных кадров свидетельствует, что удельный вес общественно-политических, социальных дисциплин в учебных планах (программах) военных вузов мира существенно возрос. Такое направление в обучении руководящих военных кадров стало одним из основных в совершенствовании их профессиональной подготовки к практической деятельности. Иными словами, профессия крупного военного руководителя, наряду с собственно военной подготовкой, теперь предполагает высокую политологическую, экономическую, социологическую, духовно-нравственную подготовку, умение работать с людьми и управлять ими не только в боевых условиях, но и в мирное время, особенно в новой идеологической и политической обстановке. Исторический опыт свидетельствует, что вышеназванные компоненты учебной программы занимали важное место в подготовке руководящих кадров высшего военного звена дореволюционной (1917 г.) России. Например, в основе социально-гуманитарной подготовки слушателей Николаевской академии Генерального штаба находились именно политологические, культурологические и правовые дисциплины. Поэтому выпускники того периода были военными интеллигентами с широчайшим набором не только военных, но и гуманитарных, и духовно-нравственных знаний. И в настоящее время в подготовке военных кадров стран Запада общественно-политическим дисциплинам придается исключительно важное значение. Например, в США считают, что выпускник военного колледжа, университета должен быть в первую очередь высокоинтеллектуальным, широко образованным офицером. Дипломы военных колледжей котируются на уровне известных американских и европейских университетов, общественно-политические, социальные дисциплины (политология, экономика, история, правоведение, психология, социология, основы военного руководства, логика, культура взаимоотношений, философия, теория лидерства и личности, психопатология и т.д.) занимают в среднем 22-40% учебного времени. В современном мире подготовка военных кадров становится более профессионализированной и многоуровневой. В большинстве стран мира существуют специализированные военные учебные заведения, где обучают не только тактике и стратегии, но и современным технологиям, таким как кибербезопасность и беспилотные системы. Современные вооруженные силы стремятся к постоянному обучению и повышению квалификации своих кадров. Использование симуляторов и современных технологий позволяет эффективно тренировать военнослужащих в условиях, приближенных к реальным боевым действиям. Это особенно важно в свете новых угроз, таких как терроризм и кибератаки. Современные вооруженные силы также уделяют внимание психологической подготовке. Участие в боевых действиях может оказывать серьезное влияние на психическое состояние военнослужащих. Поэтому программы по психологии и стресс-менеджменту стали важной частью подготовки. Это помогает солдатам лучше справляться с эмоциональными нагрузками и адаптироваться к условиям боевых действий.[2, 3].

Подготовка военных кадров прошла долгий путь развития от античных времен до современности. Сегодня она представляет собой сложный и многогранный процесс, который включает в себя физическую, тактическую, стратегическую и психологическую подготовку. В условиях быстро меняющегося мира и постоянных угроз национальной безопасности важно продолжать развивать системы подготовки военных кадров, адаптируя их к новым вызовам и технологиям. Эффективная подготовка военнослужащих — залог успешного выполнения задач по обеспечению безопасности государства и защиты его интересов на международной арене.

Список литературы:

  1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. С. 210.

  2. Сокол Лариса Николаевна (2018). Передовой мировой опыт военной подготовки в гражданских вузах: rotc. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки , (2), 265-271.

  3. Фомина Юлия Игоревна, & Фельдман Инесса Леонидовна (2020). Психологическая подготовка как способ повышения психической устойчивости военнослужащих - участников боевых действий. Мир науки. Педагогика и психология, 8 (6), 69.

  4. https://history.milportal.ru/istoricheskij-opyt-razvitiya-voennogo-obrazovaniya-v-rossii/

Просмотров работы: 63